О церковной дисциплине священнослужителей

Как мы уже сообщали, сайт Волгоградской епархии начал  публикацию материалов Государственного архива Российской Федерации об истории Церкви на Волгоградской земле. Первая публикация рассказала о праздновании в 40-50-е годы прошлого столетия явления иконы Урюпинской  Божией Матери.

Представляем Вашему вниманию следующий материл. Это циркуляр, адресованный «отцам благочинным, настоятелям храмов и всему духовенству епархии», изданный епископом Астраханским и Сталинградским Сергием (Лариным) 14 декабря 1954 года. Архипастырь заостряет внимание клира на вопросах церковной дисциплине, обещая самую строгую реакцию со своей стороны в случае, если требования не будут исполняться.

Церковная  дисциплина во все времена была особым благословением для истинной Церкви Иисуса Христа, которое не уступает Библейской проповеди. Если в Церкви отсутствует дисциплина, то будут проблемы со всем устройством церковной жизни. Исследователи Священного Писания отмечают, что в нем есть много текстов, которые раскрывают принципы церковной дисциплины. Одним из самых ярких текстов является учение Христа, записанное в 18 главе Евангелия от Матфея.

Владыкам, которые встали у руля Русской Православной Церкви после Великой Отечественной войны досталось тяжелое наследие. За годы, когда Церковь находилась в подполье, библейская практика церковной дисциплины была разрушена. Все надо было начинать заново.

Циркуляр

  1. До сих пор имеют место случаи нетрезвости отдельных священно-церковно-служителей во время богослужений в храмах и на домах. Пример пресловутого диакона В. Леданова нашел себе многих последователей. Частично это относится и к церковным работникам в лице членов церковных советов и сторожей, членов ревизионных комиссий, певцов и других. Считаю своим долгом предупредить, что во всех случаях нетрезвого поведения, не взирая на лица вынужден буду применять самые строгие канонические и административные меры, вплоть до запрещения в священнослужении и увольнения с работы.

О сем со всей ответственностью предупреждаю о. настоятелей.

  1. Имеют место факты небрежного, торопливого, неуставного совершения богослужений, особенно требоисправлений. Многие «чины» совершенно игнорируются, как-то молебные пения: о болящих, о путешествующих, о страждущих, на освящение домов, и др. кои помещены в книге «Иерейский молитвослов» и «Требнике». Таинство святого Крещения совершается совершается без облачения, лишь в одной епитрахили, что неправильно. Восприемниками допускаются лица часто не верующие и даже не крещеные. Во многих храмах совершаются общие исповеди не как исключение, а как общее правило, вопреки указаниям ЕГО СВЯЩЕНСТВА. При совершении браковенчания обычно употребляется «чин» первобрачных, «чин» о второбрачных игнорируется. Сороковые молитвы даются небрежно и торопливо. Иные пастыри увлекаются совершением молитв «Над страждущими от духов нечистых», во всех случаях, игнорируя молебное пение о болящих, и, тем поднимая свой «авторитет».

ПРЕДЛАГАЮ: Богослужение совершать придерживаясь уставных указаний, особенно в требоисправлениях. Обязательно пользоваться иерейскими молитвословами при совершении треб как молебны «о болящих, страждущих, путешествующих, об освящении домов» и т.д. Таинство святого Крещения обязательно совершать в фелони, епитрахили и поручах. Восприемников перед совершением святого таинства спрашивать об их принадлежности к православию или религиозности вообще. Лиц неверующих и не крещеных не допускать к восприемничеству.

Общие исповеди совершать лишь в исключительных случаях с чтением всех молитв положенных в чине Покаяния и с обязательным возложением епитрахили и чтением персонально разрешительной молитвы. Сакраментально при совершении святого таинства необходимо чтение разрешительной молитвы над каждым кающимся, иначе вопрос о действительности таинства может быть спорным и трактован в протестантском аспекте.

ПРЕДУПРЕЖДАЮ, что при неисполнении этого условия, вынужден буду к пастырям, игнорирующим сие, применять канонические санкции.

«Чин о второбрачных» применять во всех случаях, даже если брачущие стороны обе были в первом браке лишь гражданском.

Пастыри, кои будут популяризировать «изгнание бесов» ради поднятия собственного «авторитета» будут мною рассматриваться с самой отрицательной стороны, со всеми вытекающими последствиями.

  1. Пастырей и клириков, а также сотрудников церковных, кои будут употреблять бранные слова вроде: «Дуры, Свинья, хамки, тетери сонные, дураки, ослы, олухи» и тому под. Вынужден буду совершенно увольнять из клира епархии. Интересно, кого же ругают так священники и диаконы?? Верных прихожан и своих сотрудников. Наследие Божие, о котором св. Апостол Петр говорит очень тепло и высоко, призывая не господствовать над ним: (1 Петра V, 3). Наконец, ведь это советские люди, наши сограждане, как же можно так к ним относится?! Напоминаю слово великого Апостола Павла: «Любостяжание, есть идолопоклонство» (Колос, 111, 5). Поэтому назначать плату за требы, спорить и торговаться недопустимо и унизительно для сана священного. Пусть добровольная плата верующих будет наградой за требы.

Иные клирики любят «щеголять» светскими костюмами, или наоборот одеваться в «рубища», прибедняясь и вызывая негодование у окружающих.

ПРЕДЛАГАЮ во всех случаях требоисправлений, богослужений и официальных посещений, быть в присвоенном сану платье.

Ожидаю от о.о. благочинных в сих моих предложениях полного содействия.

 

ЕПИСКОП   С Е Р Г И Й

14 ДЕКАБРЯ 1954 ГОДА

№ 936

гор. АСТРАХАНЬ

(170)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели