Проповедь насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Илии (Рейзмира) в неделю мясопустную, о Страшном Суде

Источник: официальный сайт Свято-Троицкой Сергиевой Лавры 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Остается одна неделя до Великого поста. В следующее, Прощеное, воскресенье Святая Церковь будет призывать нас к примирению друг с другом и прощению взаимных обид, указывая, что Бог нас прощает лишь тогда, когда мы сами прощаем друг друга. Готовя нас к Великому посту и к этому примирению друг с другом, Святая Церковь сегодняшним евангельским чтением вразумляет нас картиной будущего Суда при втором пришествии Сына Божия.


Фрагмент Фрески Страшный суд из Трапезн. храма СТСЛ.jpg

Фрагмент фрески Страшного Суда. Трапезный храм
Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Два суда ожидают нас, дорогие братия и сестры, по окончании земной жизни. Один — непосредственно после смерти. Это предварительный частный суд. Его испытывает каждый умерший, особенно в течение первых сорока дней (так называемые мытарства).

После разлучения с телом душа осознает свою причастность духовному миру и несоответствие своего внутреннего греховного состояния этому миру, что вызывает тяжкие мучения и обличение совести в неправильно прожитой жизни. Вражья, демонская, сила усиливает эти обличения, напоминая один за другим грехи прожитой жизни. Ангел-хранитель противостоит этой силе в защите умершего. В этой борьбе за его душу и за смягчение ее тяжкого состояния много помогают молитва Церкви, милосердие, любовь и молитвенная связь с нею всех родных и близких. «Пролейте, братия, слезы свои о мне, ваша молитва да будет для меня ходатаем на суде Божием», — говорил своей братии преподобный Ефрем Сирин [1]. Все это поддерживает душу умершего и вселяет надежду на милосердие Божие на следующем Суде — при втором пришествии.

Горе тем, о ком некому помолиться после смерти и подать милостыню, а это часто бывает с теми, кто сам при жизни не молится и не творит милостыни за умерших.

После предварительного суда умершие ждут определения своей окончательной участи при втором пришествии Христовом. Об этом втором Суде и сообщалось в нынешнем евангельском чтении. Христос придет во всей Своей небесной славе, и перед Ним соберутся все воскресшие, все народы, все праведники и грешники, никто не спрячется, не останется в стороне, не укроется за спиной других. Когда все народы предстанут пред страшным судилищем, тогда в сонме людей где-нибудь будем стоять в трепете и мы, чтобы отдать последний отчет в своих делах, словах, тайных помышлениях и чувствованиях. Все человечество будет поставлено посреди Царства и осуждения, жизни и смерти. И откроются страшные книги совестные, где написаны наши дела и слова, и что сказали и сделали мы в этой жизни, и что думали скрыть от Бога и людей. Тогда потребуется от каждого из нас исповедание православной веры, исполнение обетов крещения, несокрушенная печать его, неоскверненный хитон тела и души, доброе исповедание, какое дали мы при многих свидетелях в святом крещении, где мы отреклись сатаны и всех дел греховных, диавольских. Таким образом, наши слова и дела или осудят, или оправдают нас в тот час. Каким же образом будут все допрашиваемы? У пастырей Церкви потребуют ответ за собственную жизнь и за вверенную им паству, у начальников — за подчиненных, а всякий верующий даст ответ за дом свой, за жену, а жена за мужа, за детей своих, воспитывали ли они их в учении и наставлении Господнем [2], как заповедал апостол.

Когда исследованы будут и объявлены дела всех людей пред ангелами и всем человечеством, тогда отделит Господь однихлюдей от других, как пастырь отделяет овей, от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов по левую [3]. Не знаем, кто из нас будет стоять тогда по правую сторону, а кто — по левую, но знаем, что всякий человек должен дать отчет во всем, что он совершил в продолжение земной жизни. И знаем, что у кого есть добрые дела, тот будет отделен от грешных, бесплодных и воссияет он, как солнце [4]; «именно те, — говорит преподобный Ефрем Сирин, — которые соблюли заповеди Господни, которые милосерды, нище-любивы, сиротолюбивы, странноприимны, одевают нагих, посещают заключенных… больных, плачут ныне, как сказал Господь [5], обнищали ныне ради богатства, соблюдаемого на небесах, прощают прегрешения братиям, соблюли печать веры несокрушенною и чистою от всякой ереси. Сих поставит Господь одесную. А козлищ — ошуюю, а именно тех, которые бесплодны, прогневали доброго Пастыря… высокомерны, невежественны, которые в настоящее время покаяния, как козлища, играют и нежатся, которые все время жизни своей иждивают в объедении, пьянстве и жестокосердии, подобно тому богачу, который никогда не оказывал жалости к бедному Лазарю» [6]. А поэтому и осуждены они на вечный стыд и мучения.

Горе всем, которым в тот страшный день выпадет жребий стоять по левую сторону! Ибо они покроются тьмою и горько восплачут, когда услышат этот печальный приговор: «Идите от Меня проклятые в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелом его» [7]. «Как вы не миловали, так и сами теперь не будете помилованы; как вы не слушали Моего голоса, — скажет Господь, — так и Я не буду теперь внимать вашим слезам. Вы не напитали алчущего, не напоили жаждущего, не приняли странника, не посетили больного, не одели обнаженного, то есть вы не оказали сострадания, любви к братьям вашим. Вы работали диаволу. Поэтому удалитесь от Меня, делатели неправды». Тогда пойдут они в муку вечную, а праведники в жизнь вечную [8].

И разлучены будут друг с другом, и каждый пойдет в свое место, туда, откуда нет возврата. Разлучены будут родители с детьми, друзья с друзьями… печально разлучатся супруги, которые не сохранили в чистоте свое супружество. Еще ужаснее то, что каждый грешник сам почувствует, что на правой стороне, между праведниками, ему не место! Тогда, видя, что приговор окончательный, что нет за ними ходатая и не будет помилования, с горьким рыданием грешники скажут: «О, сколько времени погубили мы в нерадении! О, как надсмеялся над нами суетный мир! Почему мы, видя, что другие подвизаются, сами не подвизались, но, слушая божественное Писание, смеялись, не слушали его, не слушали голоса Святой Церкви Христовой. Что пользы принес нам целый мир? Где друзья, где родные, где богатство? Почему нет нам никакой от них пользы?» Тогда, видя, что они совершенно оставлены Богом и святыми, с горькими слезами скажут: «Простите, святые и праведные, с которыми мы разлучены; простите, друзья и сродники; простите, отцы и матери, сыновья и дочери; прости и Ты, Владычица Богородица, много потрудившаяся в молитвах о нашем спасении, но мы сами не захотели покаяться и спастись, простите все; мы не увидим уже более никого из вас и идем на осуждение, которому не будет конца и послабления». И, наконец, пойдет каждый в уготованное ему место, какое сам себе приготовил, не захотев покаяться.

Дорогие братия и сестры! «Смотрите же за собою, — призывает Спаситель, — чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно, ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному [9]. Бодрствуйте, молитесь и будьте готовы, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет [10]. Подвизайтесь войти сквозь тесные врата» [11], чтобы наследовать нам жизнь вечную. Ибо кто (тесным путем) идет, тот несомненно наследует вечную жизнь, говорит святой Ефрем Сирин, «потому что самый путь есть жизнь… Скорбно шествование по этому пути, но блаженно упокоение» [12].

Путь этот — покаяние, пост, молитва, смиренномудрие, духовная нищета, милостыня, слезы. Идти узким путем — значит терпеливо переносить укоризны, бесчестья, «злострадать и воздавать за сие добром, прощать долги должникам, полагать душу за друзей и, наконец, пролить кровь за Христа, когда потребуют того обстоятельства» [13].

Итак, дорогие братия и сестры, не будем отчаиваться в своем спасении. Смотрите, пусть никто не говорит: «Много нагрешил я, нет мне прощения». Кто это говорит, тот не знает, что Бог есть Бог кающихся, злостраждущих. Согрешили мы — покаемся, тысячекратно согрешили — тысячекратно принесем покаяние. Истинное же покаяние состоит в том, чтобы удалиться от греха и возненавидеть его. «Бог радуется о всяком добром деле, — говорит преподобный Ефрем Сирин, — преимущественно же о душе кающейся, ибо Весь приклоняется к ней… и призывает, говоря: «Приидите ко Мне вси труждающиися [14]потому чтогрядущаго ко Мне не изжену вон [15]. Приидите ко Мне, вси тру ж дающийся и обремененный, и Аз упокою вы в горнем граде, где все святые Мои упокоиваются… упокою вас там, где все тихо и безмятежно… где нет ни обидящего, ни притесненного, где нет уже ни греха, ни покаяния… Плачьте… обратитесь ко Мне и принесите покаяние, и Аз упокою вы там, где нет ни труда, ни слез, ни забот, ни попечения… ни диавола, ни смерти, ни поста, ни печали»… но жизнь вечная, «радость и мир, упокоение и восторг»» [16]. Аминь.

 
Источник: Архимандрит Илия (Рейзмир). Проповеди. Свято-Троицкая Сергиева лавра. 2010. С. 78 — 82.
 
 
ПРИМЕЧАНИЕ
[1] Соколов А.К. Жизнь и  труды св. Ефрема Сирина // Св. Ефрем Сирин. Творения: В 8 т. Т. 1. М., 1993. С. 49.
[2] Еф. 6, 4.
[3] Мф. 25, 32-33.
[4] Мф. 13, 43.
[5] См.: Мф. 5, 4.
[6] Св. Ефрем Сирин. Слово на второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа // Св. Ефрем Сирин. Творения. Т.2. С. 222-223.
[7] Мф. 25, 41.
[8] Мф. 25, 46.
[9] Лк. 21, 34-35.
[10] Мф. 24, 42.
[11] Лк. 13, 24
[12] Св. Ефрем Сирин. Слово на второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа. С. 229.
[13] Там же. С. 230.
[14] Мф. 11, 28.
[15] Ин. 6, 37.
[16] Св. Ефрем Сирин. Слово на второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа . С. 233-234.  
 

(44)

0 комментариев

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели