Радоница — день пасхальной молитвы об усопших

Радоница (Радуница) — весенний праздник поминовения умерших у восточных славян. Эта славянская традиция поминовения усопших была воспринята и поддержана православной церковью. Находит свое отражение она в особенностях богослужения этого периода: после Фомина воскресенья согласно Типикону, по будням возобновляется пение литии по усопшим, прекращавшееся с Великого четверга.

В России поминальный день приходится на вторник Фоминой недели. На Украине и в Польше Радоница называется Проводы, отмечается в воскресенье, понедельник или вторник Фоминой недели. В Белоруссии Радоница (второй вторник после православной Пасхи) — официальный государственный праздник, нерабочий день — День поминовения усопших. В Молдове этот день называется Родительским днём и отмечается в воскресенье или понедельник Фоминой недели.

По свидетельству святителя Иоанна Златоуста, этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности. Святитель Амвросий Медиоланский в этот день призывал христиан особо поминать мучеников: «Достойно и праведно есть, братия, после торжества Пасхи, которое мы праздновали, разделить радость нашу со святыми мучениками, и им, как участникам страданий Господа, возвестить славу воскресения Господня».

Для христиан смысл поминовения усопших на Радоницу состоит в том, чтобы поделиться с усопшими радостью Воскресения Христова, ведь победа над смертью, одержанная жизнью и воскресением Христа, вытесняет из сердца верующего человека печаль о временной разлуке с родными. Поэтому при посещении кладбища не принято печалиться по поводу смерти близких, а, наоборот, надо радоваться их рождению в другую жизнь — жизнь вечную.

Ведь все мы, верующие во Христа и Его Воскресение, воскреснем во время Его второго пришествия. Об этом пишет апостол Павел: «Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его» (1 Кор. 15:20-23). Тела воскресших людей по существу своему будут те же самые, которые мы теперь имеем, но по качеству будут отличны от нынешних тел — они будут духовны — нетленны и бессмертны. Изменятся тела также и тех людей, которые, будут еще живы во время второго пришествия Спасителя. Апостол Павел говорит: «…сеется тело душевное, восстает тело духовное … не все мы умрем, но все изменимся, вдруг, во мгновение ока при последней трубе: ибо вострубит, и мертвые, воскреснут нетленными, а мы (оставшиеся в живых) изменимся» (1 Кор. 15:44, 51-52).

Как поминать усопших на Радоницу

В советские времена, когда многим посещать православные храмы было нельзя, люди приходили праздновать Пасху на кладбище. Таким образом, тогда и Пасха, и Радоница праздновались в один день. Сейчас, конечно, этого делать не стоит, ведь всем можно посещать храмы на Пасху.

Также Церковь осуждает некоторые народные обычаи этого дня (поминовение алкоголем, «гуляния» на кладбище и т. д.), справедливо называя их языческими.

Традиция оставлять на могилах пасхальные яйца, хлеб, другую еду, лить водку на могилу – это язычество, которое возродилось в советское время. Не надо оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищему или голодному – это будет милостыней за усопшего.

Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц – нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага».

Обычно в этот день после Литургии в храме совершается полная панихида, в которую включаются пасхальные песнопения. Затем верующие посещают кладбище, чтобы помолиться об усопших. На кладбище можно зажечь свечу, молитвенно вспомнить усопших, позвать священника для совершения литии. Существует более краткий чин литии, который может совершить и мирянин, если нет возможности пригласить священника, его можно найти в молитвослове («Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище»). По желанию на кладбище можно прочитать и акафист о упокоении усопших.

Наталья Адаменко

(206)

0 комментариев

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели