Слово митрополита Феодора, произнесенное в день Всех святых в храме на Мамаевом кургане

Приветствую вас с воскресным днём и с днем памяти Всех святых! Сегодня у каждого из нас день Ангела. Мы особо чтим этот день, этот праздник. Мы   стараемся угодить Богу и своему небесному покровителю добрыми делами и тем, чтобы исполнить волю Божию, а не волю своего греховного сердца.  Исправить стопы по словеси Господнем.

Заканчивается период Пятидесятницы и пение Цветной Триоди. Начинается новый богослужебный период в нашей Церкви – период чтения Октоиха. Мы заканчиваем читать Евангелие от Иоанна на воскресном богослужении и переходим к чтению Евангелия от Матфея. Логично было после прославления Святой Троицы прославить всех носителей этой сугубой благодати — Всех святых от века Богу угодивших.

Мы сегодня вспоминаем всех небожителей, и среди них: Архангел Михаил со всеми Небесными силами; святые праотцы  Адам и Ева, Енох, Сим, пророк Илия и многие другие, бывшие великими и малыми пророками. Мы чтим святых апостолов, чтим мучеников, прославляем святителей Христовой Церкви, преподобных и праведных отец наших.

Среди сонма святых особым образом выделяется святые угодники Божии воины: Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Александр Невский и многие, многие другие.  Так же особо чтим святых безмездных врачей: Пантелеимона, Кира и Иоанна и других с ними. Мы прославляем благочестивых царей и цариц, князей и княгинь, которые, не смотря на высоту своего служения и общественного положения смогли сохранить душу для Бога. Мы прославляем и святых Христа ради юродивых: Василия Блаженного, Ксению и Матрону. Для русского человека этот чин всегда был в особом положении и сердечном расположении. Россия славилась юродивыми Христа ради, которые жили без крова, без рода, без племени. Они скитались по деревням и селам, часто их смерть настигала в дороге, в лесу от дикого зверя или руки человека. Главное – всю свою жизнь без остатка они полагали на служение Богу.

Сегодняшний праздник уже упоминается в IV веке. Иоанн Златоуст и Исаак Сирин говорят об этом дне. А с VI века он уже твердо укоренился в Уставе нашей Церкви. И мы с вами стараемся этот день встретить благочестиво. А где встретить Божественный праздник? Конечно, в храме! Конечно, в Церкви! Конечно, в молитве! Конечно, в приобщении Святых Христовых Таин, Тела и Крови Господних! Я вас всех сугубо приветствую и поздравляю с принятием этой благодати – таинства Евхаристии. Эту благодать надо хранить и преумножить добрыми делами.

С завтрашнего дня начинается пост Апостольский. Он не такой строгий как Великий или Успенский. Но тем не менее он держит нас в некоем напряжении. Расслабляться нам никак нельзя. Если посмотрим на течение годового цикла, то увидим, что половина дней в нем постные, а половина – нет. Это чтобы мы всегда могли утешиться, могли расслабиться, но в тоже время не настолько, чтобы забыть Бога.

В этот пост можно поститься по-разному. Если строго по Типикону, то рыбу можно есть в субботние и воскресные дни, в полиелейные праздники. Но как простому человеку узнать какой праздник полиелейный, а какой нет? Календарь церковного круга насыщен праздниками полиелейными.

Поэтому людям простым говорят, что можно кушайть рыбку все дни кроме среды и пятницы. И благо вам будет. А кто имеет настроение построже попоститься, тем говорят, что не надо есть рыбу кроме субботы и воскресенья — и тоже благо вам будет. Главное – друг друга не есть и не кусать ближнего. Это самый лучший пост.  Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека. А исходит сокровище нашего сердца, что мы там накопили. Или это раздражение, злоба, осуждение, гнев и ропот, или же это слова благочестия, слова благоговения, молитвы и благословения Божьего и всего окружающего мира.

До определенного времени о жизни святых люди могли узнавать лишь отчасти.  В основном это были устные сказания, которые передавали один другому. Или это были редкие записи каких-то людей. В первую очередь — исторические свидетельства римских мучений, потому что это были государственные документы об исполнении смертной казни верующих в Бога.

Но вот нашелся человек, потрудившийся над житиями всех святых – это Дмитрий Ростовский. Называется его труд «Четьи-Минеи». Они сейчас читаются в каждом монастыре за трапезой, чтобы и вкушая пищу монахи не были праздны в уме. Но всегда находили себе пищу для души и сердца, и образ для подражания. Эти книжки всегда читали в каждой христианской русской семье и за обедом, и вечером, когда собиралась вместе за свечой сальной, чтобы при тусклом мерцании огня открыть свою душу духовному свету.

Как сейчас редко увидишь в домах эту удивительную книгу. И как бы было хорошо, если бы в наших семьях читали жития святых. Дмитрий Ростовский много лет изучал различные источники. Он удостоился Небесных откровений, к нему являлись святые и рассказывали о своих страданиях, а он это все записывал. Представьте какое сокровище! А ведь каждый из нас может найти в этих житиях образ для подражания. В собрании описываются совершенно различные христианские подвиги: от царей до рабов. Все могут быть угодны Богу. И когда мы говорим «времена тяжелые»…, откройте странички, полистайте… Всем  тем, кто хочет угождать Богу всегда будет не просто.

И сегодня в Евангелие мы слышали те условия, которые Господь открывает нам, если мы хотим соединиться с Ним в будущей жизни. «Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным», — говорит Господь. То есть жизнь христианина — это жизнь исповедника. Исповедничество заключается не в том, чтобы выйти на площадь и кричать: «Люди покайтесь!». Наше исповедничество заключается в первую очередь в благочестивой жизни, послушании воле Божией.

«Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». Надо отвернуться себя. Нет кажется ничего проще. Нас не просят делать тысячи земных поклонов, жить на хлебе и воде, ходить в рубище, носить вериги спать по полчаса в сутки. Нет, просто свою волю убери на задний план и спроси: «Господи, а как ты хочешь?». Это очень нелегко принять свой собственный крест. Чужие кресты кажутся легче и удобнее. Да только они нам не спасительные. И дальше говорит Господь в Евангелие: «Если кто возлюбит отца своего, или мать свою, или жену, или сына, или дочь, или брата, или сестру паче мене несть мене достоин».

Мы должны больше всего на свете любить и стараться угождать. А любовь не в словах заключается, а в делах. Пусть наши деда будут светлые, добрые и Богу угодны, потому что Господь уготовал нам места в обителях небесных. Там, где ныне прославляются в славе Божией все святые. Да сподобит и нас Господь вечной радости с Ним и со всеми святыми! С праздником!

(104)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели