Владислав Коваль: «Сегодня мы все оторваны друг от друга, вот в чем проблема»

Персональная выставка Владислава Коваля «Твердь», в основе которой — цикл библейских сюжетов, продолжает работать в Волгоградском музее изобразительных искусств

Экспозиция в выставочном зале на улице Чуйкова, посвященная 75-й годовщине победы в Сталинградской битве, продлится до 25 февраля. На ней представлены работы, написанные известным волгоградским художником за последние десять лет. Центральное место отведено серии «Твердь» — это полиптих из 24 картин, созданный на основе сюжетов из Ветхого и Нового Заветов. Цикл выполнен в авторском направлении Владислава Коваля Т-Арт (Трансформер-Арт), когда различные варианты расположения картин-модулей позволяют создать новые сюжеты и смыслы произведения. О творческом замысле «Тверди», новых работах автора и отношении к православной вере, беседуем с Владиславом Ковалем.

Владислав Эдуардович, все картины «Тверди» мы видим на фоне каменных стен, возникает ассоциация со скрижалями, именно таким был замысел произведения?

—  Все сюжеты я стремился приблизить к тому времени, когда не было ни печатных машинок, ни письма, мы изучаем историю по камням, по скрижалям …  Этому замыслу служит и монохромность всего цикла – только камень и свет, цвет здесь неуместен. Интерпретировать вечную тему по-новому позволяет сама форма произведения. Это гигантский пазл, который можно собрать разными способами, и возможность трансформации сюжетов отражает неоднозначность устройства мира. Центральную часть «Тверди» составляет полиптих из шестнадцати блоков, изображающий лик Христа, вокруг которого сюжеты из Евангелия – от «Благовещения» до «Распятия». По краям этой композиции два квартблока «Бытие» и «Откровение» — по четыре картины в каждом. На них изображены библейские сюжеты — «Рай», «Искушение», «Страшный суд», «Апокалипсис»… Если поменять местами блоки в картине «Бытие», то вместо Всевидящего ока из звезд в центре композиции будет каменный циферблат Часов Вселенной, символизирующий время земной жизни.

— Жаль, что в музее мы не можем менять их местами…

— А для этого специально в выставочном зале висят баннеры, чтобы люди видели, как меняются сюжеты, если переместить блоки. У меня есть идея делать выставки, где картины будут живыми объектами. Сейчас разрабатываются специальные технические приспособления, которые позволят перемещать блоки в общей композиции. На глазах у публики картины будут трансформироваться и обретать новые смыслы. Это новое направление в изобразительном искусстве XXI века, наступило время трансформеров и технического прогресса, и я живу в духе времени.

— В экспозицию, посвященную юбилею Сталинградской победы, кроме серии «Твердь», вошли и другие произведения?

— Работ военного содержания у меня не очень много, но все они проходят через философскую тему. Кроме   «Сталинградской Мадонны», «Бомбардировки Сталинграда»,  «Георгия Победоносца», «Царицына», в этой экспозиции представлены и совсем новые. Полиптих «Снег в городе» написан в декабре 2017-го, заснеженный пейзаж имеет бесконечное множество вариантов сочетаний. Если выставить все четыре части картины горизонтально – получим панораму зимнего города, вертикально – видим вид из узкого окна, можно расположить их и квартблоком, и по диагонали…

— Над чем Вы работаете сейчас?

— Моя новая картина «LG», которую я пишу уже третий год, отражает наше время в гротескной форме. Там нет ни одного человека без телефона или смартфона. Мы все оторваны друг от друга, и весь мир не слышит друг друга, вот в чем проблема. Цель дьявола — разобщенность, а наша задача – донести друг другу истину в живом общении, не по смартфону. Это и есть то, что может спасти мир.

— Почему именно LG?

— Потому что дочь подарила мне телефон такой марки. Когда я шел по перекрестку и мне кто-то позвонил, я ответил и обратил внимание, что навстречу мне тоже все идут с телефонами. Я подумал – вот сюжет для новой картины. Она насыщена знакомыми лицами – там есть и священнослужитель храма Иоанна Предтечи отец Олег Кириченко, и известный актер Петр Зайченко, другие мои друзья и я, и даже нудист идет голый с телефоном.

— Как Вы относитесь к православной вере, есть ли храм в городе, в который ходите чаще всего?

Я христианин — крещен как православный, но мои родичи поляки — католики. Посещаю храм, но, к сожалению, не регулярно, чаще всего хожу в ближайший – храм Иоанна Предтечи на набережной. Православными молитвами молюсь Господу утром и вечером — для меня это ключ к новому дню.

— Расскажите, пожалуйста, как Вас крестили и поддерживались ли православные традиции в семье?

—  Моя бабушка окрестила меня тайно в 1950-м году, что не было большой редкостью в то время. Это было во Владикавказе, когда мне исполнился год, мама сначала даже не знала об этом. Потом бабушки ушли из жизни, родители были неверующими, поэтому традиции веры особо в семье не прививались. А вот мой сын стал священником – уже больше десяти лет он пастырь евангелистской церкви. В 33 года забросил все книги и главной в его жизни стала Библия, он тоже художник.

— А в православных таинствах участвуете?

— В таинствах и церковных обрядах я не участвую, хоть и понимаю, что надо это делать… Понесу ответственность перед Богом за все, что сделал.

— Вы поддерживаете воссоздание храма Александра Невского, часто изображаете его на картинах, почему для Вас это принципиальная позиция?

—  Господь услышал наши молитвы, и этот процесс наконец-то начался. С появлением храма, который был во всех смыслах сердцем Царицына, может очень многое измениться в судьбе нашего города – и в архитектурном плане, и в его энергетике. Вот почему я всегда говорю: смените псевдоним — верните городу имя, людей в молитвах всегда поминают по именам, данным при крещении, так и у Бога город зафиксирован как Царицын… Возрожденный храм Александра Невского — как луковица, которая станет центральной частью города и затмит излишек патетики войны. Должно быть так — храм, а потом погост, а у нас — погост всегда на первом месте и это не дает городу жить и развиваться.

Владислав Коваль — художник-график по образованию, Заслуженный художник Российской Федерации, Почетный член Российской академии художеств и Национальной академии филателии России, Почетный гражданин Волгоградской области.

Обладатель двух орденов — Анны 3-й степени и Станислава 2-й степени.

Дважды лауреат Госпремии, последней — удостоен за книгу «Мелодии почтовой миниатюры», выпущенную на двух языках в 2017 году в честь 25-летия российской марки. Рассказ об истории создания нескольких десятков уникальных художественных миниатюр также завоевал медали на выставках в Финляндии и Эстонии.

Является профессором двух волгоградских вузов: ВолГУ и ВГСПУ, автором гербов и флагов большей части муниципальных образований Волгоградской области.

До 2 марта продлится персональная выставка Владислава Коваля в Мемориальном центре имени Ахмада Кадырова в Грозном, также посвященная 75-летию победы в Сталинградской битве.

 Подготовила Екатерина Ландина

 

 

 

 

 

л

 

 

 

 

(368)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели