Ход конем с льняным хвостом: производство дизайнерской одежды развивают в монастыре под Волгоградом

Разглядывая «пестрый луг» льняных платьев, блуз, сумок и сарафанов в швейной мастерской при Свято-Вознесенском Дубовском монастыре, невольно задумываешься: сколько же любви и души вкладывают в работу рукодельницы… Одежда в стиле русский винтаж в последнее время находит все больше поклонников среди волгоградцев и туристов из-за границы. О необычном для монастыря производстве, других направлениях хозяйственной деятельности и новостях обители — беседуем с ее настоятельницей игуменией Анной и сестрами, несущими послушания.

Лён, зовущий дальше от мегаполиса

Попадая в лавку льняной одежды Дубовского монастыря в первые секунды не понимаешь, чем так привлекают взгляд вещи, очень напоминающие наряды из бабушкиного сундука. И лишь оглядевшись, отмечаешь современные материалы и качество исполнения, популярные принты и расцветки, а за каждым изделием – частичку души авторов.

Все модели в мастерской разрабатывают сами. Характерные черты русского костюма монастырские дизайнеры деликатно сочетают с модными тенденциями. В результате рождаются вещи, не оставляющие равнодушными современных поклонниц этнического стиля: платья макси, отделанные кружевом; сарафаны с актуальной в последние сезоны ассиметричной юбкой, жакеты и рубахи в традиционных казачьих мотивах.

Есть и настоящие шедевры, которые заставляют задержаться у манекена самых верных  городскому стилю женщин, —  лаконичное летнее платье с нижней юбкой грубого льна, — ее можно носить как в ансамбле, так и отдельно.

Недавно модельеры начали осваивать новое для себя направление: первая летняя коллекция для детей стала пасхальной премьерой швейной мастерской Свято-Вознесенского монастыря.

История швейной мастерской началась совершенно стихийно в 2013 году.

— Наша знакомая из Звенигорода обратилась с просьбой сшить платье по старинной выкройке для монастырской лавки, — рассказывает наш проводник по Дубовской обители — мать Феофания, (она несет послушание в швейной мастерской, на пекарне и свечном цехе). – Платье с ластовицей в рукавах мы сшили в трех вариантах расцветки. Их раскупили, и знакомая попросила — давайте ещё! Просто захотела нам помочь – надо же восстанавливать монастырь.

Кто бы мог подумать, что потом пойдут в ход и другие вещи из бабушкиного сундука?! Мастерицы распарывали их, снимали лекала, дорабатывали модели, сочетая старинный стиль с современными деталями. Исконно русские мотивы авторы порой интуитивно уравновешивают сдержанной классикой, а иногда смело дополняют элементами других национальных культур.

— Вот этот рукав, например, — деталь платья английской королевы, — рассказывает мать Феофания, —  мы решили применить его в новой летней модели. Дело в том, что за нас уже давно все придумано, заново ничего изобретать не надо.

— У вас есть свой модельер? – интересуюсь у собеседницы.

— Мы делаем всю работу вместе, в мастерской трудится пять портних, это верующие женщины из Дубовки и Волгограда, говорит Феофания. – Какие-то решения иногда находим в интернете. Некоторые мастерицы в процессе работы воцерковляются. Когда мы шьем, слушаем записи православных лекций и книг, читаем молитвы.

Лён разных цветов и фактуры для швейной мастерской закупают в Белоруссии. Во многих изделиях его комбинируют с такими же экологичными — батистом, штапелем и хлопком. Верхнюю одежду: коротёны (так называли в старину казачьи полушубки), полупальто и жилеты-душегреи шьют из шерсти и гобелена с классическими русскими узорами. Индивидуальности вещам добавляет вышивка, сложная кружевная отделка и другие декоративные мелочи.

В мастерской завели добрую традицию называть каждую модель своим православным именем: Аксинья, Дарья, Александра, Руфина, … Их подбирают по ассоциациям с готовыми нарядами. Мастерицы признаются, что самим так намного проще ориентироваться в ассортименте.

Льняная одежда, сшитая в Свято-Вознесенской женской обители, отправляется в лавку монастыря преподобного Саввы Сторожевского в Звенигороде. И по словам продавцов, пользуется большим спросом у иностранцев. Свой круг поклонников фирменного стиля швейной мастерской при Дубовском монастыре сложился и в Волгограде, именно по их просьбам лавки авторской одежды и аксессуаров «Льняной сундучок» открылись в двух крупных моллах города.

Послушания Свято-Вознесенского монастыря: история и современность 

По количеству направлений производственно-хозяйственной деятельности или послушаний, как принято называть их в монастырском обиходе, Свято-Вознесенская Дубовская обитель на сегодня является одной из самых успешно развивающихся в Волгоградской епархии, если не во всей митрополии.

Кроме мастерской по пошиву льняной одежды, в монастыре есть золотошвейная мастерская, где создаются храмовые и богослужебные облачения, шитая церковная утварь, крестильные рубашки и сувениры. Искусству лицевого шитья и вышивки сестры обучались у опытных рукодельниц в Троице-Сергиевой Лавре и вышивальных мастерских Москвы.

Существенную финансовую поддержку, а значит, и надежды на дальнейшее восстановление монастыря в последние годы обеспечивает собственный молочный цех. Сегодня здесь выпускают более двадцати видов продукции, включая йогурты и творожные десерты с разными фруктовыми добавками – от клубники до облепихи; сыры – от традиционного монастырского до мягкого, на манер итальянской рикотты, — технологию производства популярного сливочного сыра монахини недавно решились повторить в местных условиях. По мере освоения новых рецептов, ассортимент продукции увеличивается с большой изобретательностью. Из последних новинок – лакомства: шоколадно-молочный десерт и мягкий сливочный ирис.

В монастырском стаде 80 коров, из них 25 молочных — голштино-фризской породы. Каждая из них на местных кормах дает ни много ни мало 25 литров в сутки. Молочный цех перерабатывает в среднем 350-500 литров в день, весь процесс контролирует технолог. Небольшое производство сестры кропотливо обустраивали в течение пятнадцати лет, почти с самого начала возрождения обители.

Старые емкости, рассчитанные на промышленные объемы, пожертвовали молочные кухни Дубовки и Новой Анны. Изучая специальную литературу, монахини подгоняли «бэушное» оборудование под свои условия. Некоторые устройства, если было возможно, ради экономии конструировали сами. Другие приборы проще было купить, чем экспериментировать с собственными разработками, — например, автомат промывки молокопровода и датчики, контролирующие условия для выпуска качественного продукта.

Часть продукции идет на пропитание сестер, остальное продается в молочной лавке при цехе и в двух фирменных киосках в Волгограде. Один из них расположен около Свято-Духова монастыря, второй — на монастырском подворье – рядом с храмом Иоанна Предтечи на Центральной набережной.

В обители есть своя пекарня, хлеб нескольких сортов делают только на хмелевой закваске, более полезной для здоровья, чем обычные дрожжи. Также в ассортименте: рогалики, пирожки, несколько видов печенья. Недавно в игуменском корпусе открылась чайная, где путники могут полакомиться свежей выпечкой и выпить горячего чая с чабрецом и душицей, сестры заготавливают его сами в сезон сбора трав.

Свечной цех ежедневно выпускает около 50 килограммов свечей для внутренних нужд, а также для подворья в Волгограде. Кроме обычных церковных, здесь делают декоративные свечи. Воск поставляют местные пчеловоды. Перед переработкой его кипятят в ведрах, чтобы испарилась влага. Если технологию нарушить, пострадает качество продукта, и при горении свеча будет издавать треск.

В монастырской летописи сохранились сведения о том, что основатель Свято-Вознесенской Дубовской обители отец Иоанн Покровский очень хотел открыть при монастыре иконописную мастерскую. Когда приглашенные художники расписывали  домовый храм Иоанна Предтечи, батюшка рассчитывал с их помощью обучить искусству иконописи собственных мастеров, но эти планы так и не осуществились.

Любопытно, что в современной истории монастыря иконописная мастерская образовалась без особых затрат и усилий, можно сказать, сама по себе. Сестры считают это маленьким чудом и уверены, что произошло оно по молитвам отца Иоанна.

Одна из монахинь, несущих послушание в иконописной мастерской, — сестра Тамара, — еще будучи помощницей на подворье — в храме Иоанна Предтечи в Волгограде, познакомилась с епархиальным архитектором Еленой Стяжковой и узнала о возможности пройти обучение у известного мастера иконописи в Москве. По благословению настоятельницы Дубовского монастыря, девушка отправилась в столицу осваивать основы иконописного искусства и познакомилась во время учебы с другой художницей – студенткой Свято-Тихоновского православного университета. Подруга из Москвы однажды приехала погостить в Свято-Вознесенскую обитель, а вскоре вернулась сюда и приняла постриг с именем Фамарь.

Кстати, Тамара — один из вариантов библейского имени Фамарь, оба переводятся с еврейского как «финиковая пальма». Уже около десяти лет сестры вместе несут послушание в иконописной мастерской. Сейчас работают над иконой святого царя Давида для новой часовни, построенной в прошлом году во имя библейского пророка и псалмопевца. Монахини работают в традициях классической школы Московской иконописи, но, случается, выполняют заказы и в современном стиле. Иконы пишут в технике средневековой яичной темперы — натуральные сухие краски разводят на сыром желтке, такой способ написания продлевает жизнь готовой работе.

Сусальное золото и природные минеральные пигменты – лазурит, охру, малахит, киноварь покупают в Москве. Натуральные краски недёшевы, их цена достигает 15-20 тысяч рублей за килограмм.

На реставрации в мастерской находится сразу несколько икон, их привозят из храмов и монастырей Волгоградской митрополии и других епархий. На разных этапах находится работа над большим храмовым образом Архангела Михаила, написанным в XIX веке; старинной иконой Августовской Божией Матери – ее подарили казаки храму Иоанна Предтечи, и другими раритетами различных возрастов и форматов.

Процесс реставрации в некоторых случаях может занимать до года или двух. Если икона сильно повреждена жучком, каждое отверстие по несколько раз тщательно заполняют специальным составом, этот этап может растянуться на несколько месяцев.

— Восстановление — процесс очень кропотливый, — делятся сестры, — проще написать новую икону. Реставратор – он, как врач. Нужно быть максимально аккуратным, чтобы не нарушить задумку художника. Если лик сильно поврежден, ищем образцы, на которые можно ориентироваться, и тонируем отсутствующие фрагменты в несколько этапов.

За год из мастерской выходит от 20 до 40 новых и отреставрированных икон, все зависит от формата и степени сложности каждой работы.

— А вот это — отдых иконописца, — показывает сестра Тамара расписные пасхальные яйца на длинных деревянных держателях.

Судя по тому, что закончить украшение к празднику не успели, отдыхать сестрам особо некогда.

И все же главным послушанием остается молитва. Кроме участия в богослужениях, каждой сестре матушка-игумения назначает индивидуальное молитвенное правило, в зависимости от возраста, срока пребывания в обители и других обстоятельств.

С 1999 года в Свято-Вознесенской обители введена особая треба — чтение Неусыпаемой Псалтири, это привычная практика для большинства православных монастырей. Сестры непрерывно молятся о живых и о усопших, сменяя друг друга днем и ночью. Поминовение родных заказывают сроком на три месяца, полгода или навечно.

Послушание – один из трёх основных обетов xристианских монахов наряду с обетами безбрачия и нестяжательства. Это и добродетель, суть которой заключается в подражании Господу и сознательном подчинении своей воли воле вышестоящего наставника. На этом пути человек встречается с самим собой и своими страстями,  иногда восстающими по самой незначительной причине. Плодами послушания являются смирение и духовное исцеление, возвращение к Богу, тогда как через непослушание первый человек — Адам отошел от Господа. Одним из примеров образцового послушания у христиан считается житие святого Иоанна Дамаскина, а утешительные наставления всем, кто избрал этот путь, наиболее удачно изложены в трудах преподобного аввы Дорофея. 

До революции хозяйственная деятельность в монастыре также процветала. Обитель имела свои пахотные земли в Дубовском районе, на берегу реки Песковатки, где стояла монастырская мельница. Здесь сеяли овес и пшеницу, сажали фруктовые сады, огороды и ягодники. По архивным сведениям, в урожайные годы самую большую выручку монастырь получал от продажи ягод и фруктов. Так же как и сегодня, вместе с сестрами трудились наемные работники.

В XIX веке, как и в современном монастыре, была швейная мастерская, сестры занимались вышивкой; существовало производство восковых цветов для украшения икон.

Большая ткацкая мастерская выпускала ковры, которые славились на всю округу и за ее пределами. Шерсть для изделий окрашивали сами. В своих мемуарах известный реформатор Петр Столыпин упоминает ковёр, полученный в подарок от игуменьи Свято-Вознесенского монастыря во время его визита в обитель в статусе губернатора Саратова.

Новости обители

К празднику Вознесения Господня завершилась реставрация фасада храма Иоанна Предтечи. На сегодня это единственная церковь Свято-Вознесенского женского монастыря, со времен возрождения обители капитальный ремонт проводился только внутри здания.

Сгоревший в ноябре прошлого года, отреставрированный незадолго до пожара, паломнический корпус решено убрать полностью, так как фундамент исторического здания не был рассчитан на кирпичные стены. Восстанавливать его планируют в том же виде на средства от пожертвований.

— Пока получаем помощь малыми лептами, — делится настоятельница Свято-Вознесенского монастыря игумения Анна (Ерофеева), — один человек собрался привезти кирпич, которого хватит, чтобы начать стройку. Проект уже подготовлен, надеемся, что с началом работ и помощь появится. В связи с утратой корпуса сейчас мы не можем принять такого числа гостей, как в прошлом году, — люди приезжали из Астраханской области, Краснодарского и Ставропольского края, других регионов. Сегодня обитель может разместить с ночевкой не больше десяти паломников.

Свято-Вознесенский женский монастырь основан в 1865 году благочинным Дубовского округа, протоиереем Иоанном Покровским. Талантливый проповедник, уважаемый местным населением, чуткий и отзывчивый на чужое горе, отец Иоанн после смерти супруги и единственного сына стал вести аскетический образ жизни и задумался о создании женской обители на благо степного края. В 1864 году на собственные деньги священник купил в пяти верстах от посада Дубовка усадьбу с двумя прудами, где и начал строиться монастырь.

Продолжается сбор информации для канонизации Иоанна Покровского. Первое ходатайство было подано в 1996 году, но тогда не хватило подтвержденных медициной фактов исцелений по молитвам батюшки. Сейчас данные собираются, и в монастыре просят откликнуться всех, кто может в этом помочь. Необходимым условием является наличие медицинских справок, которые подтверждали бы случай избавления от той или иной болезни после молитвенного обращения за помощью к отцу Иоанну.

— Процесс сбора данных для канонизации осложняется тем, что батюшка Иоанн был не слишком известен в широких кругах верующих, — поясняет настоятельница обители. — Если даже игумению Арсению (Себрякову) только в прошлом году канонизировали, а она была известна всей России. Монастырь еще не был восстановлен, а книга о ней в 1994 году уже была выпущена, мы воспитывались на ее жизнеописании.

Тем не менее сестры обители и местные прихожане почитают отца Иоанна уже сегодня и ощущают во всем его поддержку. Известны случаи избавления от псориаза, гипертонии и других болезней после приложения к мощам батюшки; есть свидетельства о помощи в различных житейских делах и устроении семейной жизни.

Недавно рядом с храмом Иоанна Предтечи завершено строительство часовни в честь третьей настоятельницы в истории монастыря — игумении Виталии, при которой обитель достигла наибольшего расцвета и был построен собор Вознесения Господня. Ее склеп обнаружили в 2016 году рядом с местом, где располагался Вознесенский собор, согласно документам, там она была похоронена в 1907 году. На мощах были кожаные наколенники – матушка много времени проводила в молитве, уже будучи тяжело больной.

Напротив главного корпуса монастыря в 2016 году возведена часовня во имя царя Давида. Примечательно, что в Волгоградской митрополии до ее появления не было ни одной часовни или храма в честь известного библейского пророка и автора Псалтири, чтение которой является одним из главных монашеских послушаний.

В планах — воссоздание на историческом месте собора Вознесения Господня. Трехпрестольный храм в неовизантийском стиле являлся главным украшением обители,  строился с 1880 по 1891 год и был полностью разрушен в 20-е годы, вскоре после революции. В настоящее время идут поиски типового проекта, на основе которого будет воссоздаваться главный собор Свято-Вознесенского Дубовского монастыря.

Любопытные факты из истории устроения обители выяснились недавно, благодаря возобновлению связей с потомками одного из первых благодетелей монастыря — мещанина Матвея Посохина. Его правнучка живет с семьей в Волгограде, часто приезжает в Дубовку и поделилась с сестрами семейным преданием, о котором не упоминается в монастырской летописи.

Когда основатель обители протоиерей Иоанн Покровский предлагал своему состоятельному знакомому – владельцу кирпичного завода в Дубовке Матвею Посохину – посодействовать материально в устроении монастыря, тот поначалу уклонялся от положительного ответа. Но однажды произошел случай, который заставил его кардинально поменять решение.

Зимней переправой Матвей ехал из Дубовки на другой берег Волги в село Рахинка, где дубовские купцы держали лавки и магазины, вместе с лошадьми на повозке он провалился под лед. В тот момент, когда понял, что погибает, он сердечно взмолился: «Господи, не оставь меня! Я буду помогать женскому монастырю, если только останусь жив!» Чудесным образом предприимчивый мещанин оказался на льду, а впоследствии практически все здания Свято-Вознесенской обители были построены из кирпича, произведенного на заводе Посохина.

Святыни и достопримечательности

Тихвинская икона Божией Матери, написанная на Афоне в XIX веке, передана в 2005 году в дар монастырю настоятелем Александро-Невской лавры архимандритом Назарием, ныне епископом Выборгским. Одна из монахинь Свято-Вознесенской обители во время поездки в Санкт-Петербург увидела образ в поврежденном состоянии в запасниках лавры. Позже обратились к настоятелю с прошением передать икону Дубовскому монастырю, пояснив, что до революции в монастыре находился местночтимый образ Тихвинской Богородицы, утерянный в годы гонений на Церковь. Икона была чудотворной и исцеляла бесноватых, однако одержимые недугом не могли подойти к ней близко по собственной воле.

Сегодня образ в серебряной с позолотой ризе находится в левом крыле храма, женщины молятся перед ним о даровании супруга и детей, устроении семейного счастья и житейских дел, а также просят исцеления от различных болезней.

Рядом с Тихвинской в храме Иоанна Предтечи находится Иверская икона Божией Матери, также написанная в конце XIX века на святой горе Афон. В 2004 году образ принесли на подворье жители Волгограда и предложили монастырю приобрести его. Впоследствии он был куплен и отреставрирован.

В храме хранится ковчег с останками мощей основателя монастыря протоирея Иоанна Покровского и еще одна реликвия — перламутровый напрестольный крест батюшки Иоанна с частицами мощей святых, привезенный им из Иерусалима.

Мощи были обретены необычным образом в 1992 году. Старший священник монастыря Сергий Ермаков усиленно молился о том, чтобы открылось местонахождение склепа, просил со словами: «Господи, дай мне узнать, где он находится, так, чтобы я не мог сойти с этого места!».

Однажды во время богослужения, стоя под клиросом в храме, отец Сергий почувствовал, что ему не хочется уходить оттуда. После службы вместе с братом и священником соседнего прихода они вскрыли деревянные полы и нашли под ними разорённое большевиками захоронение батюшки Иоанна. Главы в склепе не обнаружили, но сохранился напрестольный крест, фрагменты мощей и облачения основателя обители.

В 2016 году достроена часовня рядом с колодцем Иоанна Покровского. Он был обнаружен в 1994 году при активном участии паломницы из Москвы. Женщина так хотела найти колодец с родниковой водой, заброшенный после революции, что обследовала буквально на коленях все ближайшие балки и в конце концов все-таки обнаружила его.

По преданию, строящаяся в конце XIX века обитель испытывала недостаток питьевой воды, и на этом месте батюшка Иоанн так усердно и слезно молился, что в какой-то момент приподнялся над землей. Позже здесь вырыли колодец с приятной на вкус водой. Свидетелем этих событий был сын первого мецената монастыря — Петр Матвеевич Посохин, который и описал их впоследствии для истории.

Обретенный спустя почти восемьдесят лет источник был настолько замусорен, что вода в нем была не пригодна для питья. В 2000 году Владыка Герман благословил вырыть колодец рядом с историческим. Специалисты вручную укрепляли стенки колодца бетонными кольцами, и когда было установлено седьмое кольцо на глубине семи метров, по свидетельству очевидцев, из земли забили сразу семь ключей.

Екатерина Ландина

 

(1007)

0 комментариев

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели