Выступление руководителя отдела тюремного душепопечения Волгоградской епархии на встрече с предстателями СМИ 26 декабря 2014г.
На вопрос журналиста о том почему Православная Церковь не прибегает к тем же популяризаторским методам привлечения людей, что и некоторые религиозные течения, ответил руководитель отдела тюремного душепопечения иерей Андрей Горячев
У нас один язык – Евангелие. Если мы пойдем по пути привлечения новых людей рекламными методами, то забудем, наверное, об одном – зачем существует сама Церковь. Самое распространенное оправдание людей, не ходящих в храм: скучно. Я удивлялся раньше, почему такие ответы, а потому, что от Церкви хотят не того, что дает, именно Русская Православная Церковь. А Церковь дает спасение души. Для спасения души, к сожалению, в этом земном мире ни времени, ни сил не хватает. Все хотят чего-то другого — может быть веселого чаепития, может быть распростертых объятий. Мы получаем много жалоб на то, что священники хмурые и бабушки у подсвечников строгие. Конечно, это есть — и это проблема. Но суть вопроса церковной жизни и суть вопроса жизни сектантской совершенно отличается. Потому что, человек приходящий в Церковь, должен получать одно-спасение души. Остальное растворяется для него на этом пути искания Бога. Ответ людям, которые хотят сделать из Церкви «немножко более открытое общество» следующий. Церковь – это сообщество людей, и более открытой она даже не может стать. Если Вы придете в любой храм, если изнутри поучаствуете в жизни общины, то скажете, что это самая открытая община. Только надо изнутри посмотреть. Тем, кто говорит: «Надо изменить Церковь!» — можно ответить, что стоит попробовать изменить ее изнутри, начав с себя. Но почему-то получается, что люди пытаются изменить Церковь извне. То есть, не меняя своей жизни, перечисляют, что им не нравится в Церкви. Изнутри измените жизнь Церкви, придите туда, если Вы православный христианин. Только потом может начаться компромисс и поиск ответов на все вопросы. Я хотел бы ответить на этот вопрос как тюремный душепопечитель епархии. Тюрьма — это замкнутое пространство, в которое попадают люди для исправления ошибок, которые они совершили. Некоторые находят там себя, некоторые теряют окончательно. Те, кто нашли себя – это люди, вставшие на определенный путь для того, чтобы, выйдя назад в общество, не вновь опустится вниз, а просто начать нормальную человеческую жизнь. Церковь в этом старается помогать, как может старается. Но удивительно то, что людей в тюремных храмах становится все меньше. Объясню одну из причин. Я долго думал почему так происходит. Оказывается, все достаточно просто. Священник, занимающийся тюремной миссией, нередко выполняет роль человека, который просто делает добрые дела для заключенных, понимая, что этих людей надо пожалеть. Действительно, многих по-человечески жалко, у многих трудная судьба. И порой, священник за человеческой жалостью может забыть о том, что его задача приносить пользу, именно, человеческим душам. Священник проводит беседы, чаепития, на которые собирается много людей. Приведу в пример одно из своих наблюдений. Как-то в ЛИУ № 15, после богослужения, я объявил, что скоро с концертной программной приедет православный творческий коллектив. В день концерта на богослужении присутствовало 15 человек, а на самом концерте 50. Ответ заключается в том, что человек идет на концерт расслабиться, послушать музыку, даже хорошую духовную, но это музыка; она ни к чему не обязывает. Священник же в храме начинает к чему-то обязывать, он напоминает, что в храм приходят не развлекаться. В храм человек приходит делать дело спасения своей души. И вот удивительно, людям не интересно делать дело спасения собственной души. Им интересно почитать Евангелие, но не интересно жить по Евангелию. И оказывается, что сейчас Церковь должна искать способы вызвать интерес жить по Евангелию. Человек, добровольно желающий спасать свою душу, обязательно найдет путь жизни по Евангелию. Если человек не хочет его искать, то примените какие угодно развлекательные или рекламные средства, может быть, даже усугубите его лень, он скажет, что незачем утруждаться. Проблема на самом деле глубже — это лень подумать о душе. «Почему курс валют у нас вызывает больший интерес и переживание, чем спасение нашей души?» — сказал Роман Легойда в одном из интервью. Если человеку выгоднее жить с курсом валют, а не с Богом в душе, он и будет так жить. Тут вопрос не в «закрытости» Церкви и не в том, что православные издания не разбрасываются по всем почтовым ящикам.
Меня часто просят: «Батюшка, расскажите что-нибудь интересное из пенитенциарной системы». Закончилось интересное, есть обычная человеческая жизнь и там, и здесь. И вот про нее как раз всем не интересно слушать. Даже своя личная жизнь человеку не интересна. Нам надо вспоминать иногда о том, что за нашу личную жизнь мы отвечаем перед Богом, и Церковь нам об этом напоминает.
(51)
Комментарии (0)
Нет комментариев!
Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.