О значении молитвы и роли настоятеля в духовной жизни монастыря
В Троице-Сергиевой Лавре состоялась Собрание игуменов и игумений Русской Православной Церкви. Двумя центральными темами, которых прямо или косвенно касались все выступающие стали — молитвенная жизнь монаха, значение и роль игумена (игуменьи) в организации духовной жизни монастыря.
«Частной литургией» назвал келейное правило архимандрит Елиссей, игумен монастыря Симонопетра (Св.гора Афон). В частности, он отметил, что духовнику нужно учитывать «степень телесной выносливости, темперамент и характер монашествующего. Правило с одной стороны должно быть по силам, а с другой — мало по малу усложняться».
Монах должен исполнять его ежедневно, «с вниманием, смирением и полным осознанием того факта, что не ты предлагаешь Богу нечто, но предстаешь перед Ним, испрашивая Его милости».
Духовный отец наблюдает как монашествующим исполняется правило и на исповеди подробно расспрашивает: «как идет молитва? есть ли проблемы со сном? устает ли он от поклонов? следует ли заниматься больше? какие подвижнические сочинения следует читать, чтобы сильнее разжигалось сердце и т. д. Регулярный пересмотр келейного правила является существенным показателем духовного возрастания каждого сознательного монаха», — отметил архимандрит Елиссей. Келейное правило должно совершаться ночью, в уединении.
Гораздо полезнее иметь проблемы и препятствия и трудности, чем наслаждение
Он упомянул, что монах должен быть готов к тому, что будет испытывать проблемы, «связанные со сном, с телесной или душевной болью, с усталостью, с тоской, с опустошением сердца, смятением помыслов, с унынием…».
Утешением тут может служить совет духовника Симонопетровской обители, ныне покойного, старца Эмилиана:«не стоит забывать — что то что вы испытываете — неслучайно. Это подтверждает, что молитва начинает становиться нашим настоящим переживанием, нашим настоящим занятием.
Следует помнить, что в начале, чтобы не сказать долгие годы, и иной раз и навсегда, гораздо полезнее иметь проблемы и препятствия и трудности, чем наслаждение. Потому что, когда мы сталкиваемся с препятствиями, подвергается настоящему испытанию наша воля, наша свобода и наша любовь к Богу: имею ли я в глубине своей души любовь; есть ли внутри меня божественная любовь; обращена ли моя воля ко Господу?»
Имеет значение и отношение монаха к своей келье, потому что она не столько место для отдыха, сколько «арена подвижнической брани и место встречи с Богом. Некоторые древние монашеские тексты сравнивают келью с Вавилонской печью, где монах, подобно трем отрокам, испытывается, очищается и готовится к встрече с Богом».
Келейная молитва — одна из двух составляющих молитвенной жизни монаха, вторая часть — это совместное богослужение. «Богослужебный круг — это золотое кольцо, которым монашество обручается с вечностью»,- образно выразился настоятель Петропавловского подворья в г. Москве Свято-Введенской Оптиной пустыни, архимандрит Мелхиседек (Артюхин). По словам архимандрита Алексия (Поликарпова), наместника Свято-Данилова монастыря, участие в храмовом богослужении с одной стороны дело привычное, а с другой «очень важное и требует постоянного осмысления». Именно в монастыре православное богослужение проходит в полном чине, порядке и торжестве, согласно церковному Уставу. Особенность литургической жизни монастырей в том, что в отличии от мирских людей главное и единственное дело монахов — это молитва. Все остальное, по словам Игнатия Брянчанинова, служит или приготовительными или способствующими средствами для молитвы. «Монастырское богослужение обрело свою стройность благодаря возвышенному литургическому богословию отцов Церкви. Глубокое содержание псалмов, гимнов и писаний питает души подвижников. Богослужение вводит нас в общение с сонмом святых», — подчеркнул архимандрит Алексий.
Административные и хозяйственные обязанности вторичны, сколько бы не отнимали времени и сил
Между тем пример в молитве, пример любви являет братии именно игумен (игуменья) монастыря. Слова, что они должны стать отцом (матерью) для насельниковя рефреном звучали почти в каждом выступлении.
И именно от личности игумена зависит, достигнет ли монастырь своего духовного расцвета, считает епископ Троицкий Панкратий, но для этого «свою уникальность и идентичность (его личность) должна раскрыть в личности Христа и в единении с Ним».
«Игумену нужно перестать быть индивидуумом, замкнутым в своих собственных интересах, выступить во вне за пределы собственной «самости», побороть свой эгоизм, чтобы освободить в себе место для Христа, для действия в себе Его воли», — отметил он.
Административные и хозяйственные обязанности вторичны, сколько бы не отнимали времени и сил, убежден епископ Панкратий. Они не отменяют духовное наставничество и сердечное участие в жизни братии. Примером тут может быть, в частности, преподобный Сергий, который выполнял все требования общежительного монастыря и — самое главное — был отцом в своей монашеской семье. Бывает, к сожалению, это отсутствует в наших обителях. Игумен или игуменья могут быть хорошими администраторами, но не теми людьми, кого сестра или брат могут назвать своим отцом или матерью, кому открыть свою душу. К этому духовному отцовству надо стремиться каждому из нас — принимать все скорби и боли, и даже то, что раздражает в твоих чадах. «Полноценного духовного окормления не получится до тех пор, пока они не увидят в вас пример, пока не будет доверия. Какой будет наша собственная монашеская жизнь, такой она будет и у наших братьев и сестер, наши недостатки, грехи и немощи неизбежно отразятся на духовном здоровье обители», — убежден епископ Панкратий.
«В опыте греческой традиции и на святой горе Афон невозможно, чтоб игумен не был личным примером во всем для насельников монастыря. В лице настоятеля — игумена братия монастыря соединяются с Церковью. И неся послушания в Церкви, монахи должны выполнять их так, как если бы делали это для Христа и ради Христа», — добавил митрополит Лимассольский Афанасий (Кипрская Православная Церквовь).
Ключом к доверию и открытости сердец монашествующих своему духовному наставнику конечно же является любовь, убеждена игуменья Евдокия, настоятельница Полоцкого Спасо-Евфросиниевского женского монастыря. Она поделилась, в частности, своим опытом, как игуменья должна вести себя по отношению к молодежи, выбирающей монашеский путь. По ее опыту, сегодня к молодым насельницам часто не применимы строгость и жесткие епитимьи, а требуются гибкость и индивидуальный подход. «Для того, чтобы они духовно раскрылись, всецело посвятили себя Христу, нужно проявлять к ним много внимания и участия»,- сказала игуменья Евдокия. Только любовь, личный пример игуменьи, ее молитва за сестер, живое действенное слово способны раскрыть истину и красоту христианства и являются главными принципами в духовном воспитании не только послушниц, но и вообще всех сестер.
Но может ли монашествующий в полной мере воспринять эту любовь, эти духовные дары, если не живет в послушании. О послушании как одном из трех обетов монашеской жизни говорила игумения Домника (Коробейникова), настоятельница Александро-Невского женского монастыря, г. Екатеринбург. В основу своего выступление она положила книгу преп.Зосимы (Верховского) «Поучение о послушании». Послушание основывается на доверии, откровенности перед духовным наставником, оно совершается осознано, с верой в Господа, с бодрым радостным духом и всегда соединено с молитвой. Но что делать, если монах испытывает внутреннее сопротивление к послушанию? Не зная, как «слушаться с искусством», такой человек может провести долгие годы в монастыре, но при этом пребывать в страстях, чувствовать разочарование и пустоту. По словам преподобного Исихия, очень часто суть этих духовных проблем в том, что он еще не решился предать себя в послушание, держится за свою волю, свои желания и эгоизм.
Между тем, «насколько человек предает себя в послушание- настолько в нем, в его душе, теле живет благодать Святаго Духа. И чем больше в монастыре истинных послушников, тем сильней в братстве дух взаимной любви и единства. В таком монастыре не бывает конфликтов, там не видно мрачных лиц, но всюду царит радость. И в таком братстве истинно пребывает и действует Христос»,- заключила матушка Домника.
В первый день конференции Святейший Патриарх Кирилл в своем докладе затронул тему отпуска для монахов, подчеркнув, что оставление обители монахом может быть только в исключительных случаях. По мнению митрополита Лимассольского Афанасия (Кипрская Православная Церковь), только Христос должен быть единственной радостью, единственным отдохновением и упокоением для монаха. «Монаху не нужен отпуск, потому что он полон. Ему не нужно отдохновение, как мирским обычным людям, потому что это ему подает сам Христос», — считает митроплит Афанасий. Может быть поэтому, в Валаамском монастыре монахи просятся в отпуск, когда устают от ежедневной суеты, неизбежной для известных и посещаемых обителей, расположенных в красивейших местах России. Там отпуск для монаха — это возможность некоторое время пожить в удаленном от монастыря скиту, где в уединении можно больше времени уделить молитве и чтению творений святых отцов.
В завершение конференции председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност предложил испросить благословение у Святейшего Патриарха Кирилла на ежегодное проведение Собрания игуменов и игумений Русской Православной Церкви. Он также поблагодарил собравшихся за работу и неформальное отношение к обсуждаемым вопросам монастырской жизни. Архиепископ Феогност особо отметил неравнодушное отношение к русскому монашеству представителей Святой Горы Афон и Кипрской Православной Церкви, которые нашли возможность посетить этот форум.В частности, он отметил, что духовнику нужно учитывать «степень телесной выносливости, темперамент и характер монашествующего. Правило с одной стороны должно быть по силам, а с другой — мало по малу усложняться». Монах должен исполнять его ежедневно, «с вниманием, смирением и полным осознанием того факта, что не ты предлагаешь Богу нечто, но предстаешь перед Ним, испрашивая Его милости». Духовный отец наблюдает как монашествующим исполняется правило и на исповеди подробно расспрашивает: «как идет молитва? есть ли проблемы со сном? устает ли он от поклонов? следует ли заниматься больше? какие подвижнические сочинения следует читать, чтобы сильнее разжигалось сердце и т. д. Регулярный пересмотр келейного правила является существенным показателем духовного возрастания каждого сознательного монаха», — отметил архимандрит Елиссей. Келейное правило должно совершаться ночью, в уединении.
Он упомянул, что монах должен быть готов к тому, что будет испытывать проблемы, «связанные со сном, с телесной или душевной болью, с усталостью, с тоской, с опустошением сердца, смятением помыслов, с унынием…». Утешением тут может служить совет духовника Симонопетровской обители, ныне покойного, старца Эмилиана:«не стоит забывать — что то что вы испытываете — неслучайно. Это подтверждает, что молитва начинает становиться нашим настоящим переживанием, нашим настоящим занятием. Следует помнить, что в начале, чтобы не сказать долгие годы, и иной раз и навсегда, гораздо полезнее иметь проблемы и препятствия и трудности, чем наслаждение. Потому что, когда мы сталкиваемся с препятствиями, подвергается настоящему испытанию наша воля, наша свобода и наша любовь к Богу: имею ли я в глубине своей души любовь; есть ли внутри меня божественная любовь; обращена ли моя воля ко Господу?».
Имеет значение и отношение монаха к своей келье, потому что она не столько место для отдыха, сколько «арена подвижнической брани и место встречи с Богом. Некоторые древние монашеские тексты сравнивают келью с Вавилонской печью, где монах, подобно трем отрокам, испытывается, очищается и готовится к встрече с Богом».
Келейная молитва — одна из двух составляющих молитвенной жизни монаха, вторая часть — это совместное богослужение. «Богослужебный круг — это золотое кольцо, которым монашество обручается с вечностью»,- образно выразился настоятель Петропавловского подворья в г. Москве Свято-Введенской Оптиной пустыни, архимандрит Мелхиседек (Артюхин). По словам архимандрита Алексия (Поликарпова), наместника Свято-Данилова монастыря, участие в храмовом богослужении с одной стороны дело привычное, а с другой «очень важное и требует постоянного осмысления». Именно в монастыре православное богослужение проходит в полном чине, порядке и торжестве, согласно церковному Уставу. Особенность литургической жизни монастырей в том, что в отличии от мирских людей главное и единственное дело монахов — это молитва. Все остальное, по словам Игнатия Брянчанинова, служит или приготовительными или способствующими средствами для молитвы. «Монастырское богослужение обрело свою стройность благодаря возвышенному литургическому богословию отцов Церкви. Глубокое содержание псалмов, гимнов и писаний питает души подвижников. Богослужение вводит нас в общение с сонмом святых», — подчеркнул архимандрит Алексий.
Между тем пример в молитве, пример любви являет братии именно игумен (игуменья) монастыря. Слова, что они должны стать отцом (матерью) для насельниковя рефреном звучали почти в каждом выступлении.
И именно от личности игумена зависит, достигнет ли монастырь своего духовного расцвета, считает епископ Троицкий Панкратий, но для этого «свою уникальность и идентичность (его личность) должна раскрыть в личности Христа и в единении с Ним». «Игумену нужно перестать быть индивидуумом, замкнутым в своих собственных интересах, выступить во вне за пределы собственной «самости», побороть свой эгоизм, чтобы освободить в себе место для Христа, для действия в себе Его воли», — отметил он.
Административные и хозяйственные обязанности вторичны, сколько бы не отнимали времени и сил, убежден епископ Панкратий. Они не отменяют духовное наставничество и сердечное участие в жизни братии. Примером тут может быть, в частности, преподобный Сергий, который выполнял все требования общежительного монастыря и — самое главное — был отцом в своей монашеской семье. Бывает, к сожалению, это отсутствует в наших обителях. Игумен или игуменья могут быть хорошими администраторами, но не теми людьми, кого сестра или брат могут назвать своим отцом или матерью, кому открыть свою душу. К этому духовному отцовству надо стремиться каждому из нас — принимать все скорби и боли, и даже то, что раздражает в твоих чадах. «Полноценного духовного окормления не получится до тех пор, пока они не увидят в вас пример, пока не будет доверия. Какой будет наша собственная монашеская жизнь, такой она будет и у наших братьев и сестер, наши недостатки, грехи и немощи неизбежно отразятся на духовном здоровье обители», — убежден епископ Панкратий.
«В опыте греческой традиции и на святой горе Афон невозможно, чтоб игумен не был личным примером во всем для насельников монастыря. В лице настоятеля — игумена братия монастыря соединяются с Церковью. И неся послушания в Церкви, монахи должны выполнять их так, как если бы делали это для Христа и ради Христа», — добавил митрополит Лимассольский Афанасий (Кипрская Православная Церквовь).
Ключом к доверию и открытости сердец монашествующих своему духовному наставнику конечно же является любовь, убеждена игуменья Евдокия, настоятельница Полоцкого Спасо-Евфросиниевского женского монастыря. Она поделилась, в частности, своим опытом, как игуменья должна вести себя по отношению к молодежи, выбирающей монашеский путь. По ее опыту, сегодня к молодым насельницам часто не применимы строгость и жесткие епитимьи, а требуются гибкость и индивидуальный подход. «Для того, чтобы они духовно раскрылись, всецело посвятили себя Христу, нужно проявлять к ним много внимания и участия»,- сказала игуменья Евдокия. Только любовь, личный пример игуменьи, ее молитва за сестер, живое действенное слово способны раскрыть истину и красоту христианства и являются главными принципами в духовном воспитании не только послушниц, но и вообще всех сестер.
Но может ли монашествующий в полной мере воспринять эту любовь, эти духовные дары, если не живет в послушании. О послушании как одном из трех обетов монашеской жизни говорила игумения Домника (Коробейникова), настоятельница Александро-Невского женского монастыря, г. Екатеринбург. В основу своего выступление она положила книгу преп.Зосимы (Верховского) «Поучение о послушании». Послушание основывается на доверии, откровенности перед духовным наставником, оно совершается осознано, с верой в Господа, с бодрым радостным духом и всегда соединено с молитвой. Но что делать, если монах испытывает внутреннее сопротивление к послушанию? Не зная, как «слушаться с искусством», такой человек может провести долгие годы в монастыре, но при этом пребывать в страстях, чувствовать разочарование и пустоту. По словам преподобного Исихия, очень часто суть этих духовных проблем в том, что он еще не решился предать себя в послушание, держится за свою волю, свои желания и эгоизм.
Между тем, «насколько человек предает себя в послушание- настолько в нем, в его душе, теле живет благодать Святаго Духа. И чем больше в монастыре истинных послушников, тем сильней в братстве дух взаимной любви и единства. В таком монастыре не бывает конфликтов, там не видно мрачных лиц, но всюду царит радость. И в таком братстве истинно пребывает и действует Христос»,- заключила матушка Домника.
В первый день конференции Святейший Патриарх Кирилл в своем докладе затронул тему отпуска для монахов, подчеркнув, что оставление обители монахом может быть только в исключительных случаях. По мнению митрополита Лимассольского Афанасия (Кипрская Православная Церковь), только Христос должен быть единственной радостью, единственным отдохновением и упокоением для монаха. «Монаху не нужен отпуск, потому что он полон. Ему не нужно отдохновение, как мирским обычным людям, потому что это ему подает сам Христос», — считает митроплит Афанасий. Может быть поэтому, в Валаамском монастыре монахи просятся в отпуск, когда устают от ежедневной суеты, неизбежной для известных и посещаемых обителей, расположенных в красивейших местах России. Там отпуск для монаха — это возможность некоторое время пожить в удаленном от монастыря скиту, где в уединении можно больше времени уделить молитве и чтению творений святых отцов.
В завершение конференции председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност предложил испросить благословение у Святейшего Патриарха Кирилла на ежегодное проведение Собрания игуменов и игумений Русской Православной Церкви. Он также поблагодарил собравшихся за работу и неформальное отношение к обсуждаемым вопросам монастырской жизни. Архиепископ Феогност особо отметил неравнодушное отношение к русскому монашеству представителей Святой Горы Афон и Кипрской Православной Церкви, которые нашли возможность посетить этот форум.
(84)
Комментарии (0)
Нет комментариев!
Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.