«Изучим тщательно дух своего времени… » игумен Владимир (Перевертайло)
Проповедь игумена Владимира (Перевертайло),
духовника Волгоградской епархии и Свято-Духова монастыря,
настоятеля прихода преп. Силуана Афонского
22 декабря 2013 г.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Мои дорогие братья и сёстры, сегодня воскресный день. В воскресном Евангелии о десяти прокаженных, которых исцелил Господь, говорится, что только один вернулся, чтобы поблагодарить Бога. «И это был Самарянин» (Лк.17:15). То есть: не то, ни сё, ни иудей, не язычник, так себе человечишка с точки зрения иудеев, которые жили тогда. Но он единственный вернулся, поклонился и поблагодарил Спасителя за исцеление. По закону этого не нужно было делать, по закону нужно было пойти, показаться священникам, засвидетельствовать исцеление и идти себе восвояси. Так поступили все прочие исцелённые прокажённые люди.
Святитель Игнатий Брянчанинов говорит: «Ознакомься с духом времени, изучи его, чтобы по возможности избегнуть влияния его», — чтобы знать, как подвизаться, или как спасаться. У каждого времени свои особенности, во время святителя Игнатия характерной чертой было лицемерие. Наше время ещё дальше отстоит от Бога, Христа. Наше время характеризуется большей антиевхаристичностью, если можно так сказать, то есть бóльшим индивидуализмом, раздробленностью, неблагодарностью, всё бóльшим удалением от Бога. И это своё время каждому из нас нужно изучать, причём изучать характерные черты, дух времени. Почему? Да потому, что мы плоть от плоти, кровь от крови, дух от духа этого времени. Мы, которые пришли с вами в Церковь Христову и принесли с собой все черты времени сего. Что это за черты? Если раньше православие у людей было на словах, на языке, а внутри – жизнь безбожная, то люди хоть знали какие-то рамки, какие-то границы. Сейчас человек живёт и не знает ни рамок, ни границ. «Человек – мера всех вещей», сказано в античности.
Сейчас эгоизм, да и чувственность, пожалуй, мера всех вещей. Тó хорошо, что хорошо мне; и тó плохо, что плохо мне. Дайте мне денег и отстаньте от меня! Вот девиз современного человека. Никто никому не нужен; это очень глубоко сидит в человеке. И если он заглянет вглубь своей души, то вдруг обнаружит, что у него греха-то нет, ему каяться не в чем, потому что у него нет сознания греха, всё размыто. Плохо то, что плохо мне и хорошо то, что хорошо мне. Мне хорошо – значит, это хорошо. Если очень хочется, то можно. Даже если нельзя, но очень хочется, то можно. Внутри себя человек это слышит, это знает и это делает. Он это делает и в Церкви, к сожалению, поэтому Церковь наша такая, какая она есть.
Но мы пришли с вами в Церковь, и мы понимаем, что Церковь должна быть не такая. В Церкви всё однозначно, прозрачно, отчетливо, просто, ясно, чисто, светло. Если это грех, то это грех, если это добродетель, то это добродетель. А спросите себя, мои хорошие, где вот эта чёткость внутри? Её нет; всё плывёт как в тумане, как в сумерках. Эгоизм поставлен в центре; мера всех вещей – наш эгоизм.
Но как тогда вместится в нас Евангелие? Как тогда Христос вместится в нас?
Мои дорогие братья и сёстры, давайте поймём, изучим дух своего времени. Каждый из нас, здесь стоящих, по-своему понимает дух времени; пусть он этот дух времени изучит в самом себе: как скверно, гнилостно, пакостно, гибельно, смертельно этот дух времени отражается в нашей душе.
Ведь мир сей тоже служит «литургию», но это антилитургия, это смертная, тленная, гибельная «литургия». Мир сей занимается непрестанной молитвой, но эта молитва пошлая, скверная, гнусная, ложная, безумная – непрестанная молитва века сего. Весь этот шум, гром, сутолока, грохот, суета, погоня, беготня – зачем? За призраками, за иллюзиями, от одной иллюзии к другой, от другой к третьей, ничего нет подлинного, ничего нет настоящего. Вот характерная черта нашего времени.
Всё дальше мы уходим от подлинности, дальше мы уходим от настоящности. Нет настоящего, всё идентично натуральному, всё похоже, но настоящего нет. Мы приходим в Церковь, и там тоже нет настоящего, все тоже идентично натуральному. Но это же не жизнь, мои хорошие; Христос – не идентичен натуральному. Он – Богочеловек Христос, Он – Бог, Сын Божий, ставший Сыном Человеческим. Бог совершенный, ставший совершенным человеком, нашего ради спасения, нас ради, из любви к нам. Его любовь настоящая, она не суррогатная, она не поддельная, подлинная любовь, истинная; чтобы Его вместить в себя, нужно отказаться от своего эгоизма, отказаться от чувственности и жизни по чувственности, взыскать духа смиренного, сокрушенного – а это жизнь в подвиге, в подвиге покаяния.
Я думаю, если кто это слышит, кто это понимает, кто будет так жить, кто так живёт, то нам есть что сказать друг другу. Да поможет нам Господь Благодатию Своею, молитвами Пречистой Своей Матери, молитвами преподобного Силуана Афонского, и всех святых. Аминь.
(212)
Комментарии (0)
Нет комментариев!
Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.