Год без взрывов. Воспоминания православного священника о терактах в Волгограде

В конце 2013 года в Волгограде были совершены теракты.

Когда я услышал взрыв, пошел со своей супругой по направлению к волгоградскому вокзалу. Моей помощи, как и десятков собравшихся людей, не понадобилось. Вокзал был оцеплен. Работали медики, спасатели, пожарные, полицейские. К их чести сказать, отреагировали они оперативно, несмотря на вечные волгоградские пробки. На земле ещё лежали тела погибших. Были раненые.

Во время взрыва в троллейбусе рядом оказался мой знакомый священник Максим Яценко. Он мне рассказал следующее:

«Я услышал взрыв. Выбежал. Стояли пятнадцать человек. Кто-то снимал на камеру телефона, кто-то на фотоаппарат. Кондуктор крикнул: «Давайте, вытаскивайте!!!». Сколько было пострадавших, точно не могу сказать. Мы мертвых не брали, но тех, кто шевелился – вытаскивали. Говоришь: «Господи, помилуй!» — и вытаскиваешь. Отдавал себе отчет, что там еще может что-либо взорваться.

Пожарные быстро прибыли: минуты через три. Оцепили всё и больше никого не пускали. Потом я ушел мыться. Мы все в крови были — берешь человека, а у него рука отваливается.

Я благодарен, что когда мы учились в Царицынском православном университете, нас водили в анатомический кабинет Медицинской академии. У нас тогда преподавал ныне покойный доктор медицинский наук, профессор Василий Яковлевич Липченко. Именно поэтому у меня в данном случае не было шока, — отец Максим был очень удивлен тем, что для многих куда важнее было запечатлеть на гаджеты «эксклюзивный материал», чем оказать посильную помощь. — Мой сосед выходит радостный: «У меня эксклюзивное видео!». Это свидетельствует о внутренней пустоте. Такое вот проявления желания хоть чем-то наполнить смысл своего существования. Для многих важнее всего – выложить что-то на свою страницу «ВКонтакте» и хоть чем-то прославиться».

Злодеи, устраивающие подобные взрывы, ставят простую цель: посеять хоас, страх и ксенофобию.

Мой друг, девушка-мусульманка, Тамара Мустафаева из Дагестана оказалась одной из первых, кто сдал кровь пострадавшим.

На мой вопрос о том, как стали относиться к мирным мусульманам, Тамара рассказывала: «Уже немало людей пострадало. На улицах города стало очень опасно. Отношение к людям другой национальности сильно ухудшилось, стало более агрессивным. На улицах народ стал более осмотрительным, насторожённым. Страх распространился на подавляющую часть общества, и теперь спокойно выйти из дома не представляется возможным. Приходится маскироваться, чтобы не был заметен платок на голове, надеваю шапку и шарф, а юбка на время сменилась брюками и туникой. Тем не менее, лицо не скроешь. То и дело ловишь на себе недоброжелательные, а порой испуганные глаза. И это только после одного выхода на улицу. Поскольку родители опасаются отпускать меня, все дни проходят дома. Скоро необходимо будет выйти на учебу. Что будет, я не знаю, но ничего хорошего точно не предвещается. Хотя, несмотря на ненависть, которую теперь будут испытывать к лицам другой национальности, все же остались люди, которые поддерживают, пишут, выражают уверенность: «Мы не дадим террористам расколоть общество на своих и чужих».

В эти дни были попытки поджечь волгоградские мечети. А ведь в тяжёлые моменты нужно не искать крайних, а искать единство. Нужно жить не местью, а любви к ближним. Убийцы желали разобщить общество, а нам нужно искать внутреннего единства.

Я помню эти дни. Люди долго боялись ездить на общественном транспорте, не пускали в маршрутки девушек восточной внешности; монахинь и вообще всех, кто в платке. Знакомую женщину, которая ехала на службу в монастырь, попросили выйти из маршрутки. Остальные водители маршрутных такси просто не останавливались.

Накаленная атмосфера в городе во многом изменилась благодаря приезду Патриарха Кирилла.

Откликнувшись на боль Волгоградцев, святейший Патриарх посетил город, совершил Литургию. Беседовал за чаем с родственниками погибших, находя утешительные слова, исполненные отеческого сострадания и поддержки.

Его Святейшество совершил панихиды на местах взрывов. Было весьма значимо то, что Патриарх привез Дары Волхвов. Изменилась повестка дня в городе. Внимание общества сконцентрировалось на святынях. Люди, стоявшие в километровых очередях, увидели, что православных большинство. Что нас много и мы не разобщены. Увидели, что Церковь всегда с народом, что она имеет мощную объединяющую силу.

После приезда Патриарха жизнь города стала протекать в спокойном и мирном русле.

Дай Бог, чтобы и далее город и страна наша жили в мире и благостоянии.

Священник Альвиан Тхелидзе.

(214)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели