Почерпите воду с веселием

Оригинал: http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/pocherpite-vodu-s-veseliem

re12Вот мы и подошли к празднику Крещения Господня в Иордане, ко дню Богоявления: Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение (Мф. 3, 13–17).

Даже далекие от Церкви люди знают, что в этот день в храмах освящается вода. Про очереди с бидонами, про потребительское отношение к святыне написано и сказано уже много. Сейчас давайте постараемся увидеть крещенское богослужение, вникнуть в его содержание, в его богословский смысл. Поможет нам это сделать наш постоянный собеседник — заведующий кафедрой библеистики Саратовской православной духовной семинарии, автор учебного пособия «Устав православного богослужения» Алексей Кашкин.

— Алексей Сергеевич, Крещение Господне, или Богоявление, Церковь празднует с той же торжественностью, что и Рождество Христово; в богослужении этих праздников очень много общего. Почему?

— У этих праздников общая история. В ранней христианской Церкви, начиная с III века, это был единый праздник — воспоминание Рождения Иисуса и Его Крещения в Иордане. Оба эти события объединялись понятием Богоявления.

Позднее, в IV веке, Рождество стало отдельным праздником — сначала на Западе, затем в Константинополе и Антиохии, а в Иерусалиме — лишь в VI столетии.

Память о едином празднике долго сохранялась в Церкви, отсюда и сходство богослужения. При этом нужно, конечно, говорить не только о том, что когда-то эти два события — Рождение Богомладенца и Крещение Иисуса в Иордане — вспоминались Церковью в один и тот же день, но и о тесной связи богословского смысла обоих праздников.

Рождество есть воплощение Сына Божиего, Рождение Его от Духа Святого; Крещение — первое откровение о Святой Троице: Иоанн и, судя по Евангелию от Луки (см.: 3, 21–22), другие люди, собравшиеся для крещения, смотрят на Сына, слышат голос Отца и наконец видят сходящего Духа. Об этом говорит тропарь праздника: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение…». Именно это откровение стало именоваться Богоявлением, когда Рождество обособилось в отдельный праздник. С этого откровения начинается общественное служение Богочеловека, Его земная проповедь.

— Однако праздник этот называется не только Богоявлением, но и Крещением…

— Крещение Иоанново, которое правильнее было бы назвать погружением (от греческого слова «баптисмос»), не было таинством в христианском смысле слова — оно было очищением, подготовкой к встрече народа с Мессией. Предтеча сам говорит об этом: Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас духом Святым и огнем (Мф. 3, 11).

Что же произошло после того, как Господь вошел в воды Иордана? Как поется в песнопениях на Крещение, «днесь вод освящается естество». Господь освятил водную стихию, благодаря чему вода используется для христианского крещения. Митрополит Антоний Сурожский в одной из своих праздничных проповедей говорил: «…воды Иорданские, носящие всю тяжесть и весь ужас греха, прикосновением к телу Хрис­тову, телу безгрешному, всечистому, бессмертному, пронизанному и сияющему Божеством, телу Богочеловека, очищаются до глубин, вновь делаются первичными, первобытными водами жизни, способными очищать и омывать грех, обновлять человека, возвращать ему нетление, приобщать его Кресту, делать его чадом уже не плоти, а вечной жизни, Царства Божия». О том же говорится в каноне преподобного Иоанна Дамаскина, который поется на утрене Богоявления: «…раждается паки земнородных обновление».

— Как и Рождество, Богоявление предваряется навечерием, или крещенским сочельником,— днем строгого поста. Утром нас ждет длительная служба — Великие часы, Великая вечерня и затем Литургия святителя Василия Великого…

— Да, но в этом году Крещение выпало на понедельник, в связи с этим нас ждут определенные изменения в праздничном цикле. Великие (в обиходе — Царские) часы будут совершены в пятницу, а Великая вечерня, на которой читается 13 ветхозаветных паремий, — накануне, в воскресенье, но уже после Литургии святителя Иоанна Златоуста. Вечером в воскресенье — всенощное бдение, а наутро в понедельник — Литургия святителя Василия Великого и освящение воды.

— Каково содержание крещенских Великих часов и Великой вечерни?

— Схема та же, что и на Рождество. Но отметить следует вот что. И на часах, и во время вечерни мы слышим псалмы и паремии (напомним, что паремия — это фрагмент ветхозаветного текста, читаемый во время богослужения), в которых так или иначе упоминается вода. Где-то она упоминается лишь мимоходом, где-то говорится о чудесном действии, совершенном посредством воды. Примеры — паремия об исцелении сирийского военачальника Неемана пророком Елисеем (см.: 4 Цар. 5); о переходе Израиля через Чермное море (см.: Исх. 14); о переходе израильтян через Иордан при Иисусе Навине (см.: Нав. 3).

А апостольские чтения на каждом из Великих часов связаны с Таинством Крещения. Что вполне понятно — ведь это тексты уже новозаветные. Также на каждом из часов читается Евангелие: на первом и на девятом — от Матфея, на третьем и шестом — от Марка. Евангелие, читаемое на первом и третьем часе, рассказывает об Иоанновой проповеди, на шестом и девятом — непосредственно о Крещении Господа в Иордане.

На Великой вечерне, которая, напомню, будет в этом году совершаться в воскресенье после Литургии, мы услышим стихиры, в которых вновь раскрывается смысл праздника: «Приклонил eси главу Предтечи (перед Предтечей, под руку Предтечи), сокрушил eси главы змиeв. Пришед в струи, просветил eси всячeская, eже славити Тя, Спасе, Просветителя душ наших».

— Всенощное бдение в канун праздника начнется не с вечерни, как обычно, а с Великого повечерия, как и накануне Рождества; в чем его особенность?

— Оно тоже сходно с повечерием на Рождество; начинается с торжественного каждения, затем (в конце 1‑й части) поется тропарь праздника («Во Иордане крещающуся…»), кондак («Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси, Свет неприступный»). Затем после славословия («Слава в вышних Богу…») сразу лития и далее всенощное бдение обычным чередом.

— Скажите, пожалуйста, несколько слов о каноне утрени на Крещение: ведь канон — это очень важная часть богослужения, совокупность песнопений, раскрывающая смысл воспоминаемого события.

— В богослужебной практике используются два канона: преподобных Космы Маиумского и Иоанна Дамаскина. Оба жили в VIII веке, были хорошо знакомы друг с другом и иногда даже вместе составляли свои песнопения, взаимно дополняя друг друга. Канон Космы несколько проще; Иоанн писал греческим гекзаметром, и в его тексте присутствует греческая поэзия, и текст его усложнен: «Послан от Отца, всесветлое Слово, нощи отгнати зломрачное стремление и искоренити грядеши человеков грехи, сыны же привлещи Своим Крещением, Блаже, светлы от струй Иорданских». Но и тот, и другой канон помогают нам проникнуть в смысл Крещения Иисуса в Иордане: «…очищений же яко Бог не требуя, падшаго очищает в Иордане, в нем же вражду убив, преимущ всяк ум (непостижимый чьему бы то ни было уму) мир дарует»,— говорит ирмос 5-й песни канона Космы Маиумского.

— И, наконец, о Чине освящения воды…

— Он совершается дважды — после Великой вечерни и после Литургии 19 января. Это связано со старинной традицией — в навечерие, в сочельник освящать воду в храме, а на Крещение идти крестным ходом на открытый водоем.

Когда воду освящают в церкви, духовенство, предваряемое свещеносцами, выходит на середину храма, к чаше с водой и тремя свечами. В начале чина освящения поется стихира «Глас Господень вопиет на водах, глаголя: приидите, приимите вси духа премудрости, духа разума…», затем читаются три красивейшие паремии из книги пророка Исаии: Тако глаголет Господь: да возвеселится пустыня жаждущая, да возрадуется пустыня, и процветет яко крин, и да прозябнет, и вся возвеселятся… (Ис. 35); Тако глаголет Господь: жаждущии на воду идите, и елицы не имате сребра, шедше купите, и ядите и пийте, без сребра и цены… (Ис. 55); Тако глаголет Господь: почерпите воду с веселием от источник спасения… (Ис. 12). Затем мы слышим апостольское чтение — Послание к Коринфянам (1, 10): Не хощу же вас не ведети, братие, яко отцы наши вси под облаком быша, и вси сквозе море проидоша. И вси в Моисеа крестишася во облаце и в мори, и вси тожде брашно духовное ядоша, и вси тожде пиво духовное пиша, — и Евангелие от Марка, рассказывающее о Крещении Спасителя. После этого диакон произносит великую ектению с особыми прошениями — об освящении воды силою и действием Святой Троицы. После тайной молитвы, в которой священник просит Господа очистить его самого, читается освятительная молитва «Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя…», примечательной особенностью которой является повторение некоторых особо значимых фраз: «Велий еси, Господи…», «Ты убо Человеколюбче…», «Сам и ныне…». Благословляя воду рукою, священник произносит: «Ты убо человеколюбче Царю прииди и наитием Святаго Твоего Духа освяти воду сию». И затем продолжает молитву, в которой есть такие слова: «Да вси почерпающие и причащающиися имеют ее ко очищению душ и телес, ко исцелению страстей, ко освящению домов и ко всякой пользе изрядну». По завершении молитвословий в чашу с водой трижды погружается крест. При этом поют тропарь праздника «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи».

 Беседовала Марина Бирюкова

 

(94)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели