«Не будем пренебрегать всеми возможными путями, которыми Бог призывает нас стать причастниками Его естества … » иерей Александр Пржегорлинский
Проповедь иерея Александра Пржегорлинского,
клирика храма св. преп. Сергия Радонежского.
23 декабря 2014 года.
С воскресным праздником, братья и сестры, поздравляю всех вас. Каждый воскресный день для нас является не только днем отдыха, не только праздником, потому что Господь призывает каждого из нас в воскресный день все свое сердце, весь свой ум, волю и дела посвящать Ему: «Шесть дней трудись, седьмой день посвяти Господу Богу твоему». Поэтому все для нас должно быть поучительным. Все, что происходит за стенами храма, и тем более в храме должно нас чему-то научать. Сегодня Господь нам преподает урок. Мы знаем, что много у нас проблем, много грехов, но самый серьезный грех, самая большая наша проблема – это отношения с ближними. И сегодня в апостольском чтении апостол Павел говорит нам про вражду, которая есть между всеми людьми: между народами; между детьми и родителями; между мужем и женой. Нам сегодня апостол Павел от Господа дает наставление. Он говорит нам, что Господь устранил вражду в плоти своей.
Мы понимаем с вами, что нет у человека никаких эмоциональных, душевных сил, никакой воли своей на то, чтобы изменить характер своего отношения с ближними. Человека усмиряют не только беды, но и Сам Бог. И как бы человек не пытался изменить себя, какие бы аскетические подвиги не совершал – эта вражда находится, в самих членах наших, в самом плотском нашем естестве. Поэтому апостол Павел и говорит нам, что Господь плотию своею устранил нашу вражду, устраняет ее. Все мы с вами знаем, что такое плоть. Для нас плоть Христова не только историческая плоть, которая была две тысячи лет назад. Она то, к чему мы имеем возможность прикасаться каждый раз. Мы подходим к Чаше для того, чтобы то, что мы не можем сделать усилиями собственной воли, что вкоренилось через само наше плотское естество изменилось в нас. Господь причащает нас, делая сотелесниками, и мы получаем возможность легче изменить себя. Одним словом, никакие аскетические подвиги, никакие усилия человека с самой железной волей не способны изменить его, но Сам Господь через наше естество, через члены наши хочет изменить нас, чтобы само нутро наше диктовало нам правильный закон существования с ближними. Мы сейчас говорим про сотелесность Христу. Мы-то с вами знаем, что сотелесность Христу источником своим имеет не только Чашу. Стать членом Христовым можно не только походя к Чаше, но есть еще другое… Мы знаем, что мученичество – достойное перенесение страдания. Страданий, которые каждого человека настигают и накрывают рано или поздно, периодически, следует воспринимать как страдания за Христа, смиренно. В страданиях, тем более в страданиях мучеников христианских, тоже человек становится сотелесником Христа, тоже приобщается к Его плоти. Но сегодня, нам Евангелие говорит о третьем пути. О каком? Сегодня в Евангельском чтении мы слышали притчу о милостивом самарянине. Священник прошел мимо больного человека, левит (диакон) тоже мимо прошел, а потом проходит даже не еврей – язычник, самарянин. Увидел избитого человека, он посвятил ему себя, свое время, свои средства — помог ему. Очевидно, что он угодил Богу, а не те, которые шли в храм. Где здесь тема сотелесности Христу? Где? В том то и дело. Вспомним святителя Иоанна Златоуста. (Иоанн Златоуст – самый социально озадаченный из святых церковных писателей). Он много писал о социальном служении, о помощи ближнему. Так вот, Святитель, рассуждал на эту тему так. Мы говорим, что причащаясь становимся сотелесниками Христа, но мученики, пролившие кровь за Христа, даже если бы они и никогда не причащались, тоже становятся сотелесниками Христа, потому что они страдают со Христом. А Христос пострадал, поэтому всякий страдающий за правду, становится тоже телом Христовым, членом, страдающего тела. Но как учили святые отцы, Христос страдает не только в эпоху гонений на Церковь, но страдает страданиями людей обездоленных, больных, плачущих, истекающих кровью, которые нищенствуют. Он с ними, они Его члены. Поэтому всякий, помогающий, как этот милосердный самарянин, помогающий страждущему, помогает Христу. Как говорит Христос: «Если вы помогли нуждающемуся, то вы помогли Мне самому», а значит, такой человек приобщается страданиям Христа и становится Его сотелесником. Потому что через страдания человек еще реальнее, еще быстрее, становится сотелесником Христа, чем всякий человек, подходящий к Чаше. Это мы должны помнить. Не будем пренебрегать всеми возможными способами, путями (вот о трех мы сказали), которыми Бог призывает нас стать причастниками Его естества. Бог именно для этого пришел. Ну, а показателем нашей сотелесности Христу, что мы плоть Его, является, во-первых, желание не враждовать. Господь причащает нас для того, чтобы нам не хотелось враждовать. Чтобы априорно мы видели в каждом ближнем друга своего. Чтобы всякий конфликт мы воспринимали как недоразумение, случайность и стремились пока не зайдет солнце примириться. Такое состояние человека является важным, главным показателем того, что мы не зря подошли к Чаше. Будем же, братья и сестры, не пренебрегать и помнить, что главное наше дело, главная заповедь – это заповедь добрых отношений к ближним, без которой не исполнить главнейшей заповеди — любви к Богу. Аминь.
(139)
Комментарии (0)
Нет комментариев!
Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.