Архиепископ Охридский Иоанн (Вранишковский): «Корень греха в том, что мы не искренни перед Богом»

Источник: официальный сайт Валаамского монастыря

41128ba2403cc629ceae2ea2ee909237Валаамскую обитель посетил иерарх Сербской Православной Церкви архиепископ Охридский Иоанн, который в феврале этого года был освобожден из македонской тюрьмы и прибыл на лечение в Россию по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В интервью изданию «Свет Валаама» архиепископ Иоанн рассказал о своем пути к вере, а также объяснил, что самое главное в жизни человека и как можно узнать волю Божию.

– Ваше Высокопреосвященство, позвольте, прежде всего, начать наш разговор с вопросов о том, как Вы пришли к христианству и когда Вы почувствовали, что монашеский путь – Ваш путь?
– Я родился в семье, в которой были важны христианские ценности. По материнской линии в нашем роду было много священников. Мой дед, хотя и не был в священном сане, являлся весьма набожным человеком. В какой-то момент времени ему предложили стать начальником крупной торговой компании, но для этого нужно было вступить в союз коммунистов. Дед отверг это предложение и не вошел в этот союз. В то время ситуация для исповедования Православия была сложной. Однако сам я жил в достаточно благоприятных условиях для развития моей собственной церковности. В то же время не могу сказать, что в раннем возрасте я думал о монашестве. В 12 – 13 лет я начал читать Священное Писание. И до того, как отправился служить в армию (в 18 лет), уже был глубоко вовлечен в христианство. И сегодня, когда я советую читать Священное Писание, рекомендую начинать изучение с Нового Завета, а затем плавно переходить к Ветхому.

– Разъясните, пожалуйста, этот совет.
– В Новом Завете нам уже дана полная истина о бытии. В Ветхом же Завете это все в тени. Ветхий Завет сложен для понимания и для людей зрелого возраста, которые имеют познания в определенных науках: у них может возникнуть целый ряд недопониманий и недоразумений. Прп. Максим Исповедник говорил: «Ветхий Завет – это тень, а Новый Завет – это икона». Новый Завет ближе к реальности, и для того чтобы понять тени Ветхого, нужно идти от света Нового.
Во время прохождения службы в армии только я и еще один молодой человек были верующими и не скрывали этого. Мне сейчас даже трудно сказать, почему я имел дерзновение показать такую храбрость тогда. Иной человек, наверное, стал бы прибегать к некоторой дипломатии, чтобы легче пройти службу и вообще проще идти по жизни. Всю мою сознательную христианскую жизнь я стремлюсь к тому, чтобы следовать Заповедям Божьим. Я был убежден тогда, что Господь хотел, чтобы мы исповедовали Его. Разумеется, я встретил сильное противодействие: появились люди, которые следили за мной, старались переубедить и т.д. И хотя уже много времени прошло с тех пор, я глубоко убежден, что никогда человек не посрамится, если исповедует Бога.

– Не приходило ли к Вам тогда уныние, находясь не только в меньшинстве, но и в одиночестве среди неверующих и недоброжелательных людей?
– Вы знаете, в уныние и малодушие может впасть любой человек, и было бы неискренне сказать, что я никогда не проходил через такое искушение. Но проблема не в том, чтобы мы не имели искушений, а в том, чтобы преодолеть их. Конечно, эти искушения провоцируют борьбу внутри человека, но также они дают огромный жизненный опыт и познание собственных немощей, показывают, на что мы готовы в реальности. Те годы, когда я служил в армии, были критичными для моего полного обращения к Богу, к вере, из-за чего позднее мне даже пришлось сидеть в тюрьме.
По возвращении из армии я поступил на строительный факультет в городе Скопье. Но когда учился, чаще бывал в храме, чем на занятиях в институте. И, приняв твердое решение идти по монашескому пути, стал не только прилежно учиться, но и удвоил свои усилия, чтобы быстрее получить образование и освободить себя от светской учебы. Затем я переехал в Белград, где начал получать четырехлетнее богословское образование. Окончив этот курс, стал аспирантом в Солониках.

– Каковы надежды на изменение ситуации с церковным расколом в Македонии?
– В истории Церкви видно, что все развивается медленно, но верно. «Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё» (Мф. 13, 33). Даже когда кажется, что разрыв не воссоединим, Господь в конце концов все направит к единению. И надо также помнить и понимать, что главное для Церкви – Царство Божие.

– Может ли Господь послать человеку такое искушение, которое он не сможет понести?
– Две разных личности могут совершенно по-разному проходить через одно и то же искушение. Одному кажется, что он не может пройти такое искушение, другому достаточно легко его преодолеть. Лучшим примером тому является праведный Иов и его супруга. Они проходили одно и то же искушение: оба потеряли богатство, детей. Иов даже потерял больше, ибо он лишился и здоровья. Но жена прокляла Бога, а Иов благословил Его. Легко сказать, что Господь не дает большего испытания, чем человек может понести. Но эти слова можно понять, только когда ты сам в жизни почувствуешь всю тяжесть испытания. Нужно пройти вверх по Лествице, чтобы осознать истинность этих слов. Мы почитаем память прп. Иоанна Лествичника, и очень естественно упомянуть его Лествицу: на ее высоте находятся те, кто смог принять самые большие удары.

– Какова судьба того класса людей, которые не могут различить ни Божественного, ни дьявольского, не могут сознательно избрать ни хорошее, ни дурное, но являются от начала до конца рабами того, что они даже не понимают? Как можно нести ответственность в этом случае, и в чем смысл рождения и жизни таких людей?
– Ответить на этот вопрос очень затруднительно. Человек в таком случае похож на растение, которое не имеет никакого выбора. Можем ли мы назвать всех, кто не может сделать выбор, больными людьми? Да, потому что свободный человек – это икона Божия. Человек может родиться больным и не может в таком случае быть ответственным за свои болезни: он невиновен. Совсем другое дело, когда человек сам себя делает духовным инвалидом. И даже если вокруг миллион или миллиард духовно больных людей, мы не должны брать с них пример и расслабляться. Из этих примеров нужно делать соответствующие выводы.

– Когда видишь такого человека, который сам себе не может помочь и которому никто не может помочь, возникает чувство глубокой жалости…
– Как бы мы ни сострадали, никто не может сострадать более, чем Господь. Не мы спасаем, но Господь.

– Да, но тут нравственный вопрос: почему такая бессмыслица может происходить с твоим ближним или с кем-то другим на этой земле?
– Мы возвращаемся к страданию и вопрошанию праведного Иова: я служил Тебе Господи, за что постигли меня все эти несчастья? А Господь отвечает: где ты был, когда Я создавал океан, небо и землю? «Будет ли состязающийся со Вседержителем еще учить? Обличающий Бога пусть отвечает Ему. И отвечал Иов Господу и сказал: вот, я ничтожен; что буду я отвечать Тебе? Руку мою полагаю на уста мои. Однажды я говорил, теперь отвечать не буду, даже дважды, но более не буду» (Иов, 39, 31–35). Одним словом: кто ты такой, чтобы спрашивать? И этот вопрос был направлен к праведному Иову. Кто же мы такие, чтобы спрашивать и обличать Господа, если мы даже не Иовы?

– Великолепный ответ! Что самое главное в жизни человека?
– Опираясь на собственный жизненный опыт, считаю, что самое главное, чтобы человек был искренен с Богом. С людьми иногда можно быть дипломатичными. Иногда, чтобы вести себя с человеком культурно, нужно соблюдать некоторые правила. Но Господь знает сердце человека. Любая наша неискренность перед Богом является грехом. Я думаю, что суть, корень греха в том, что мы не искренни перед Богом. Человек, который искренен перед Богом (я не скажу, что он не согрешает), согрешает намного реже. Каясь, он вступает в очень близкие отношения с Богом, которые становятся непосредственными и теплыми.
К сожалению, современные люди выстраивают какие-то «юридические» отношения с Богом. Они что-то дают, например, милостыню нуждающимся, и сразу считают, сколько они получат за это? Выстраивается какая-то экономика с Богом. Но Господь дает все беспредельно – нужно только искренне обратиться к Нему. И когда мы с открытым сердцем приступаем к Господу, то понимаем, что Он Господарь всего того, что Он имеет. И понимание делает нас в то же время ответственными. Господь дает нам ровно столько, сколько мы имеем ответственности это сохранить. Интересно, что в Ветхом Завете Господь предстает перед нами как ревнивый Бог: Господь хочет, чтобы мы Ему принадлежали. А когда мы припадаем к Нему, то Он дает нам все, что Он имеет. Я думаю, что в этом есть тайна жизни – постичь эту близость с Богом. Человек, который близок к Богу, имеет все. Может быть, поэтому те, кто имеет такую близость с Богом, по сути, более ни в чем не нуждаются. Это не то, что Господь дает просимое сразу, как первую благодать, но то, что надо стяжать со временем. Первая благодать только указывает нам направление к дальнейшему пути. И мы должны почитать и уважать этот Божественный дар.

– Ваше напутственное слово братии Валаамского монастыря.
– Суть монашеской жизни и вообще христианской жизни – научиться исполнять волю Божию. Это мастерство монашеской жизни. Но иногда трудно постичь волю Божию: Господь порой скрывается в нашей жизни – скрывает Свою волю из-за великой любви, которую Он имеет к нам. Его волю нужно узнать, когда Он не открывает ее. Неопытному человеку это практически невозможно, а опытный знает, что для этого есть единственный путь – послушание. Именно через послушание открывается воля Божия. Во-первых, потому что человек является подготовленным сосудом для принятия воли Божией. Во-вторых, его победы над прошедшими искушениями помогают ему легче прийти к победе вновь. Приведу пример: кто-то получает послушание, которое совершенно ему не нравится. Это делает его раздражительным. Дьявол старается сделать так, чтобы человек не узнал воли Божией, и этот человек начинает думать, что тот, кто дал ему «неподходящее» послушание, сам не знает воли Божией. Если человеком овладевают такие помыслы, то он ниспадает и с того уровня духовности, который до этого имел. Так, тот, кто смиренно выполняет послушание (пусть даже не имеет рассуждения), является готовым сосудом для стяжания духа. И в этом случае дьявол поражен.

Беседовал Владимир Золотухин
21 марта 2015 г.

дата публикации: 31.03.2015

(88)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели