Дата празднования Пасхи

Источник: Святая Гора

Протопресвитер Георгий Металлинос

14 апреля 2015 года

Текст приводится в сокращении

Несмотря на условность календарей и годовых подсчетов в христианском сознании, хронологические установки оказали влияние на христианское общество по таким серьезным богословским вопросам, как празднование Пасхи. Христианская Пасха, типологически связанная с иудейской (пасхальный барашек – «Агнец Христос закланный» (Откр. 5:12)), была установлена апостолами как воспоминание крестной жертвы Христа.

hmerologio

Но содержание и дата празднования вызвали серьезные проблемы. Иудейские христиане сделали акцент на дне Распятия и праздновали это событие 14 числа месяца нисана вместе с евреями Малой Азии (четыренадесятники). Бывшие язычники, напротив, поставили в центр своего внимания Воскресение Христа и связали Пасху с воскресным днем – первым днем недели, после 14 дня нисана, чтобы избежать совпадения с иудейской Пасхой. Во II в. н.э. эта проблема принимает характер споров между Церквями Рима и Малой Азии, у каждой стороны были свои последователи. Этот спор, однако, не привел к расколу. Этому препятствовало вмешательство просвещенных пастырей (Аникета Римского, Поликарпа Смирнского, Иринея Лугдунского и др.). Решение вопроса было принято на Первом Вселенском Соборе 325 года, где датой празднования Пасхи было назначено первое воскресенье после первого полнолуния весеннего равноденствия, чтобы эта дата никогда не совпадала с иудейской Пасхой, ибо «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1-ое Кор. 5:7). Александрийский патриарх (город обладал богатой астрономической традицией, здесь проживали многие греческие астрономы) взял на себя обязательство каждый год сообщать христианской Эйкумене дату празднования Пасхи. Итак, для расчета этой даты необходимо было определить дату первого весеннего полнолуния. Христианская Церковь и по сей день прибегает к помощи науки для определения даты весеннего равноденствия. Дионисий Малый принял за первое весеннее полнолуние то, что происходит 20 марта, и, следовательно, празднование Пасхи выпадает на период с 22 Марта по 25 апреля. В VII в. стали составляться специальные таблицы – Пасхалии, которые содержат даты празднования Пасхи на несколько лет вперед. Греческое народное выражение «потерять пасхалии» означает неопределенность, сложность в определении названия какого-либо предмета, которая начинается с различия в определении дат Пасхи.

Пасхалии составлялись на основе юлианского календаря, который был поддержан Первым Вселенским Собором. Однако этот календарь имеет погрешность 0,008 дня каждый год. В 1582 году в период папства Григория XIII эта погрешность составила десять дней. Таким образом, весеннее равноденствие выпало на одиннадцатое марта. Это несовершенство календаря было обнаружено на Тридентском Соборе 1545 года, и было принято решение исправить ошибки. В конце концов, это было осуществлено папой Григорием XIII (1572 – 1585) в сотрудничестве с иезуитским астрономом Христофором Клавием (1537 – 1612) на основе предложений астронома Луиджи Лилио (+ 1576). Соответствующая папская булла появилась в феврале 1582 года. День весеннего равноденствия был возвращен на 21 марта, длительность года составила 365,2422 дней, что ведет к погрешности 3,12 дня в 400 лет. Отсюда происходит принятие последнего года каждого четвертого столетия в качестве високосного, то есть каждого года, который кратен 400. Соответственно, 1700, 1800 и 1900 года не были високосными, в то время как последний год XX века – 2000 – является таковым.

В связи с этим мы должны сказать несколько слов об определении дня равноденствия, так как это является корнем проблемы, приведшей к различию в праздновании Пасхи между Востоком и Западом. В юлианском календаре, из-за эллиптической формы земной орбиты, в пределах одного календарного года продолжительность дня и ночи различается на 6 часов. Когда день длится 9 часов, ночь – 15, и наоборот. Однако два раза в год день и ночь имеют равную продолжительность – 12 часов. Это называется равноденствием. Согласно юлианскому календарю в год Первого Вселенского собора дни равноденствия выпадали на 21 марта и 21 сентября. Таким образом, к 1923 они должны были случиться 8 марта и 8 сентября. В связи с тем, что исправление календаря проводилось по инициативе Папы, Православная Церковь настаивала на расчете дат Пасхи по юлианскому календарю, начиная с 20 марта. Тот же день принимает за начало и Западная христианская Церковь, но на основе нового григорианского календаря. Соответственно, когда мы говорим о дне весеннего равноденствия на Западе, речь идет о дате, которая предшествует на 13 дней расчету Восточной Церкви. В том случае, если первое полнолуние после весеннего равноденствия выпадает по обоим календарям на один и тот же день, мы имеем совпадение дней празднования Пасхи. Но это случается крайне редко.

Конечно, следует сказать о том, что уже греки Византии подчеркивали несовершенства юлианского календаря и предлагали заменить его. В 1324 году византийский ученый Никифор Григора, который занимался гуманитарными науками, предложил осуществить правку календаря. Но это предложение было отклонено из-за страха перед путаницей среди неграмотного населения и разделением Церквей. В 1450 году философ Георгий Гемист Плифон составил свой вариант календаря Западной Церкви, и, если бы он был применен, не потребовалось бы проводить григорианскую реформу.

Православная Церковь, движимая настроениями времени и из-за с папской угрозы, в 1583 и 1593гг. (Соборы, созванные при патриархе Иеремии II), отказалась принять григорианский календарь по причине того, что это отменяло решение Первого Вселенского Собора и седьмого Апостольского правила, которое запрещало совпадение празднования христианской и иудейской Пасхи. Таким образом, передовой Запад принял григорианский календарь. Великобритания в 1752 году, Швеция в 1753, Германия в 1776 перешли на новый стиль в связи с различиями в определении дня празднования Пасхи. Однако когда опасения, связанные с влиянием Западной Церкви, стали сходить на нет, православный Восток начал задумываться о замене юлианского календаря григорианским. Так, в 1895 году Константинопольский Патриарх Анфим VII выразил свои «одобрение и желание принять единый календарь для всех христианских народов». Шаги в этом направлении были предприняты великим Константинопольским Патриархом Иоакимом III, издавшим соответствующий указ в 1902 году. Греческая Церковь в 1919 году созвала по этому вопросу комиссию, которая посчитала возможным переход на новый стиль с согласия всех автокефальных Церквей. В ожидании этого согласия было принято решение в отношении святцев следовать юлианскому календарю, в то время как в государстве и в обществе будет учрежден новый календарь, что и случилось 1 марта 1923 года. Однако практические трудности жизни по двум календарям заставили Греческую Церковь принять новый стиль, не затрагивая, однако, Пасхалии. Переход был осуществлен 10 марта 1924 года, которое отныне стало считаться 23 марта. Церкви Иерусалима, России, Сербии, до недавнего времени и Болгарии, а также Святой Горы остались верными юлианскому календарю, не прекратив, однако, общения с Церквями, перешедшими на новый стиль.

(91)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели