Последние годы жизни и правления святого императора Юстиниана
Источник: Православие.RU
Завершение проекта святого Юстиниана по восстановлению целостности Римской империи приходится на последние годы его долгого правления. Непрерывные войны истощили казну, тем более что налоговые поступления с разоренных ими стран, возвращенных в лоно империи, были ничтожными, а содержание наемной армии требовало колоссальных расходов, так что неизбежным образом империя вынуждена была сократить вооруженные силы. Этот процесс начался задолго до Юстиниана и продолжался при нем, несмотря на то, что размах военных операций по периметру имперских границ был грандиозным. «Всё римское войско должно было насчитывать 640 тысяч вооруженных людей, а в то время, – пишет Агафий Миринейский, сравнивающий количественный состав армии в конце правления Юстиниана с тем, который имел место при святом Константине, завершившем военную реформу Диоклетиана, – оно едва составляло 150 тысяч, и из них одни были размещены в Италии, другие – в Ливии, третьи – в Испании, некоторые у колхов, в Александрии и Фивах египетских. Небольшая часть была расположена и на границах персов. Там не было нужды в больших силах, благодаря договорам и прочно установленному перемирию»[1]. При столь незначительной численности вооруженных сил вызывает изумление успешный результат войн, которые вел император, но в последнее десятилетие его правления, похоже, войск не хватало уже катастрофически.
И в этих обстоятельствах правительство вынуждено было в своей внешней политике использовать уже по преимуществу не войска, но искусную дипломатию и разведку. Это была традиционная римская политика стравливания потенциальных противников между собой – политика, требовавшая больших расходов, но обходившаяся всё же казне дешевле, чем война, – и Юстиниан осуществлял эту политику с виртуозным искусством. «Теперь, в конце своей жизни он… – по словам Агафия, – предпочитал скорее сталкивать врагов между собою, смягчать их, если необходимо, подарками и таким образом их кое-как сдерживать»[2].
Характеристика византийской стратегии, которую дал современный исследователь Э. Люттвак, с максимальной эффективностью применялась в конце правления Юстиниана: «Гений византийской большой стратегии заключался в том, чтобы саму многочисленность врагов превратить в преимущество, используя дипломатию, переманивание на свою сторону, выплаты и обращение в свою веру, чтобы заставить их сражаться друг с другом, а не с империей. Только созданный ими образ самих себя как единственных защитников единственной истинной веры позволял им сохранять моральное равновесие. По византийской схеме, военная сила была подчинена дипломатии, а отнюдь не наоборот, и использовалась она скорее для сдерживания и наказания, чем для нападения или защиты с использованием всех войск»[3], потому что в противном случае, «если бы они растратили свои силы, главным образом дорогостоящую конницу, чтобы полностью уничтожить непосредственного врага, это лишь открыло бы путь новой волне захватчиков»[4].
Цель тайных операций “состояла в том, чтобы ослабить врага, переманив его на свою сторону”
Такая стратегия была особенно оправданной по отношению к кочевым народам, которые приходили в Восточную Европу и на Балканы из глубин азиатских степей, из, казалось, неиссякаемого резервуара, выбрасывающего из себя одну за другой всё новые и новые орды. Так, на болгарское племя кутригуров имперское правительство сумело натравить их близких сородичей утигуров, средствами разведки, дипломатии, подкупами и подарками постоянно поддерживая между ними высокий градус вражды. Цель тайных операций «состояла в том, чтобы ослабить врага, переманив его на свою сторону… Боевым командирам предписывалось наладить связи с кем-либо в рядах врага и слать подарки и посулы вождям иноплеменных союзников… а то и… вражеским офицерам, если они обладали известной автономией… Вне поля битвы предпринимались постоянные усилия к тому, чтобы завербовать и вознаградить мелких царьков, чиновников, вождей покоренных племен… Перед вождями врага, переманенными на сторону империи, могли ставиться разные задачи: расстраивать замыслы войны против империи, превозносить заслуги войны на стороне империи или просто доказывать выгоды дружбы с империей»[5].
В середине VI века с территории Западного Казахстана в причерноморские степи прикочевали авары – народ, происхождение которого не до конца выяснено, но гипотеза об их тюркоязычии представляется из всех версий наиболее убедительной. В 558 году посланцы их кагана Бояна во главе с аланом Кандихом прибыли в Константинополь, выдавая в переговорах аварскую орду за самый могущественный из степных народов, хотя в действительности они были беглецами, скрывшимися от преследования со стороны тюркютов, но при этом присвоили себе имя другого народа – абаров, который и в самом деле являлся грозой для окружавших его азиатских орд. Переговоры закончились успешно для империи. Юстиниан отклонил требование послов о предоставлении аварам имперской территории для поселения, отделавшись подарками и обещаниями относительно таких же даров на будущее. Этого оказалось достаточно: до самой кончины Юстиниана авары не тревожили империю и не вторгались в ее пределы; более того, у потенциальных врагов – кутригуров и славян – появилась еще одна сдерживающая их натиск сила. Для имперской дипломатии важно было только не допустить враждебных союзов кочевых орд. В 562 году договор с аварами был продлен, после чего они, обезопасив себя со стороны империи, отошли от ее границ, двинулись на запад и вторглись в Тюрингию.В июле 558 года, сразу вслед за посланцами аваров, из далекой Центральной Азии в Константинополь прибыли послы тюркютского кагана Истеми. Вероятной целью посланцев было предостеречь империю от союза с их врагами аварами. Во второй раз послы тюркютов прибыли в столицу империи в 563 году. В ту пору они в союзе с Ираном воевали против ираноязычных эфталитов – предков современных пуштунов; владения эфталитов простирались на Среднюю Азию, север Афганистана и север Индии. Возможно, что на этот раз послы пытались либо привлечь империю на свою сторону в этой войне, либо получить гарантию ее нейтралитета. Подробности и результаты переговоров неизвестны, но если целью тюркютов был имперский нейтралитет, то они ее добились.
Искусная дипломатия, политика уклонения от прямых военных столкновений с кочевыми ордами не одобрялась некоторыми из влиятельных сановников. Увлеченность императора богословскими темами также вызывала недовольство со стороны многих высокопоставленных чиновников и генералов, которым казалось, что, погрузившись в дела церковные, император пренебрегает своим прямым долгом – вооруженной защитой государства.
Противники Юстиниана распустили слух, что он умер. В столице тотчас же начались грабежи
Кончина святой Феодоры оказалась для Юстиниана тяжелым ударом – что называется, подкосила его. Хотя он стойко переносил свое горе, но и помимо возраста – в ту пору он переступил через середину седьмого десятилетия – тяжесть утраты способствовала его старению, которое создавало у недоброжелателей и врагов впечатление слабости и побуждало их к интригам и прямым заговорам. В сентябре 560 года Юстиниан заболел, и во дворце, по словам Феофана Исповедника, воцарилось «смущение, так как никто из синклита не видал царя по причине его головной боли»[6]. Противники Юстиниана, воспользовавшись этим, распустили слух, что он умер. Эта весть возбудила анархический элемент столицы, создав у него иллюзию безнаказанности грабежей, «и чернь тотчас же разграбила хлебы из хлебных лавок и пекарен. И в 3-м часу дня (около 9 часов утра по современному счету часов. – прот. В.Ц.) уже нельзя было найти хлеба во всем городе. И дождь был сильный в этот день; и затворены были мастерские»[7]. Дело было не в том, конечно, что все хлебные лавки и склады были опустошены грабителями, но хозяева лавок, не желая стать жертвой грабежа, прекратили торговлю и, как и хозяева мастерских, затворили свои лавки. Но император выздоровел; в честь его исцеления, по приказу префекта столицы, были устроены праздничные иллюминации, и народ успокоился, беспорядки прекратились. Воспользовавшись происшествием, бывший префект Евгений оклеветал сановников Георгия, Моринина и Еферия в заговоре с целью свержения Юстиниана и поставления на его место сына магистра Петра Феодора. Проведено было расследование, обнаружившее невиновность оговоренных и что, следовательно, настоящим заговорщиком в действительности и был Евгений. Его имущество подверглось конфискации, но сам он спрятался в церкви, избежав ареста и вероятной казни, а потом был помилован.
В следующем году, 3 мая, с помощью родственников покойной августы был обнаружен заговор куратора Плакидии Земарха. Ему предъявлено было обвинение в том, что он «говорил против царя многое и страшное»[8]. В мае 562 года предпринята была попытка покушения на Юстиниана, в которую замешаны были бывший начальник монетного двора Авлавий, банкир Маркелл и племянник куратора Еферия Сергий. Они собирались напасть на императора при его выходе из триклиния. По рассказу об этом событии Феофана, «Авлавий взял у банкира Маркелла 50 литр золота за содействие. Но, по Божию благоизволению, сам Авлавий дерзнул сказать Евсевию, бывшему ипату, комиту федератов, и Иоанну, логофету… что-де в этот вечер мы хотим напасть на царя. Евсевий, доложив об этом царю, задержал заговорщиков и нашел при них скрытые мечи. Банкир Маркелл… выхватил… меч, нанес себе три удара в самом триклинии и умер тотчас же после своего ареста»[9]. Сергий бежал и укрылся во Влахернской церкви, но его оттуда вывели. Во время допроса он оговорил разных влиятельных лиц в соучастии в заговоре, в том числе и полководца Велисария. И тот подвергся опале – лишению чинов, конфискации имущества, но скоро после этого Юстиниан убедился в его невиновности, и 19 июля император принимал Велисария во дворце, вернув ему чины и имущество. Через несколько месяцев после своего оправдания Велисарий скончался.
Ш. Диль, не имея никаких документальных свидетельств, на основании только соперничества между племянником императора от его сестры Вигиланции Юстином и сыном двоюродного брата Юстиниана Германа, который также носил имя Юстин, предположительно связывает этот заговор с соперничеством родственников императора, которые «ввиду близкой его кончины… заранее спорили о наследстве»[10].В последние годы правления Юстиниана и в столице, и в иных городах не раз случались народные волнения и мятежи. В июле 555 года вспыхнул бунт иудеев и самарян в Кесарии Палестинской, сопровождавшийся убийствами местных христиан и поджогами церквей. Мятежники проникли в преторий и, схватив эпарха Кесарии Стефана, убили его. Для подавления бунта император направил отряд под командованием Аманция, и тот, по словам Феофана Исповедника, «разыскав бунтовщиков, иных повесил, иных обезглавил, иных казнил обсечением конечностей и лишением имущества. И был страх великий во всех восточных провинциях»[11] – вероятно, в среде потенциальных мятежников.
В декабре того же года в столице из-за неурожая пшеницы и ячменя, при том что в городе было обилие «вина, и лакомств, и всякой всячины»[12], разразился голод, от которого многие умирали, особенно дети. И вот, когда император появился на ипподроме в присутствии персидского посла и его свиты, народ стал кричать: «Государь, обилие городу!». Император приказал эпарху столицы Музонию «задержать виновников беспорядка, которые и были наказаны. Ибо они огорчили царя тем, что кричали ему всенародно при персидском посланнике»[13].
Застарелая вражда между цирковыми партиями прасинов и венетов вылилась в массовое побоище
В июле 561 года застарелая вражда между цирковыми партиями прасинов и венетов вылилась в массовое побоище на ипподроме. Император, появившись в своей ложе, приказал комиту Мариону разнять дерущихся, но он в этом не преуспел. Жертвами драки были убитые и раненые. Венеты, ворвавшись «в ложи прасинов, кричали: “Жги здесь, поджигай там!”… А прасины, со своей стороны, кричали: “Гей, гей! Все, все на средину!”»[14]. Вывалив из ипподрома, толпы прасинов двинулись в жилые кварталы и там поджигали дома венетов, грабили их имущество, бросали камни в своих соперников. Когда император повелел навести порядок и за дело принялась военная команда, венеты искали убежище в церкви Богородицы Влахернской, а прасины, перебравшись через пролив, спрятались в храме святой Евфимии в Халкидоне. Эпарх столицы Прокопий приказал извлечь прасинов из церкви, и, несмотря на заступничество их жен и матерей, просивших Юстиниана помиловать виновных, император «не смиловался над… прасинами до Рождества Христова»[15] – вероятно, до тех пор их удерживали в темнице.
В марте 562 года на грани мятежа оказались дворцовые схолы. Солдаты были недовольны прекращением выдачи им вознаграждений, которые назывались стипендиями, и только оказавшийся среди них сын магистра армии Петра Феодор Кондохерис, «пригрозив солдатам», сумел их «укротить»[16].
В апреле 562 года прасины и венеты вновь устроили побоище, грозившее обернуться бунтом. По рассказу Феофана Исповедника, когда новоназначенный эпарх столицы Андрей «ехал на колеснице, направляясь к преторию, встретились ему прасины… начали его ругать и забрасывать камнями. И была большая смута между двумя партиями. И проникли мятежники в тюрьмы. И продолжалось побоище до 10 часов вечера»[17]. Прекратить беспорядки император повелел своему племяннику куропалату Юстину. В наказание преступники подвергнуты были публичному позору, а те, кто дрались мечами, были приговорены к отсечению больших пальцев. В августе того же года из-за недостатка воды у цистерн и фонтанов, где жители столицы брали воду, происходили драки, сопровождавшиеся убийствами.
Помимо волнений и беспорядков, престарелому Юстиниану доставляли огорчения и бедствия, не зависевшие от человеческого произволения, в особенности землетрясения, которые, впрочем, в сейсмоопасных землях, входивших в состав империи, представляют собой обычное явление – случаются часто. В августе 554 года сильное землетрясение вызвало большие разрушения в Константинополе и Никомидии. В столице пострадали церкви, бани, жилые дома, разрушена была часть стены у Золотых ворот. Подземные толчки продолжались в течение 40 дней, и люди, по словам Феофана Исповедника, «понемногу умилились, совершая крестные ходы, и молебствуя, и пребывая в храмах», но, по его же горестному замечанию, «когда настало время Божия человеколюбия», они «обратились на худшее»[18] – иными словами, вернулись к обычному своему греховному образу жизни.
“Толчки всё нарастали и нарастали… Со всех сторон слышался плач, и вой, и мольба”
В декабре 557 года от землетрясения «пострадали две стены константинопольские: Константиновская и построенная Феодосием. Разрушились также и церкви в Екзероте, и строения, которые тянутся за Евдемоном, и святой Самуил, и святая Богородица Петальская, и храм святого Викентия… Пала также и статуя царя Аркадия… Многие, в течение восьми дней погребенные под развалинами, спустя два-три дня оказывались целыми и здоровыми… Такого великого и страшного землетрясения, – по словам Феофана, – не запомнят люди, живущие на земле в настоящем поколении»[19]. Современник этого бедствия Агафий Миринейский писал о нем: «Тогда уже кончилась осень этого года, совершались новогодние пиршества по римским обычаям. Наступила стужа… Тогда в среднюю стражу ночи, когда горожане предавались сну и покою, внезапно на них обрушилось это бедствие… Толчки… всё нарастали и нарастали, как бы равномерным увеличением направляясь к высшей точке… Со всех сторон слышался плач, и вой, и мольба, обычно в таких случаях обращенная к Богу… Какой-то глухой и страшный звук, как бы земной гром, посылался землей, сопровождая землетрясение и удваивая страх… Воздух затемнился дымным облаком… и был какой-то мрачный и бурый. Люди, бывшие вне себя от страха и не знающие, что делать, выбегали из своих домов… Направляя свои взоры ввысь, взирая на небо и так умилостивляя Бога, (люди) понемногу, казалось, уменьшали свой страх и душевное смятение, но страдали от падающего… снега и были мучимы холодом. И однако в таком положении не входили под кровлю, разве только некоторые убегали в церковные святилища и преклонялись там»[20].
Чтобы преложить гнев Божий на милость, император, по словам летописца этих бедствий Феофана Исповедника, «не носил венца 40 дней. И в святое Рождество Христово без венца шел к церкви»[21], а жители столицы, как всегда при подобных катастрофах, «умилились, совершив общественные молебствия»[22]. Агафий Миринейский писал, что в дни бедствия «начальники, отказавшись от наживы, судили по законам, и прочие динаты, живя скромно и тихо, придерживались правды и справедливости… некоторые же… избрали одинокую жизнь, уединились в горах… распростившись с богатствами, чинами и всем, что людям наиболее дорого. Весьма многочисленные пожертвования делались храмам, а по ночам наиболее богатые граждане, обходя площади, одаряли обильным питанием и одеждой бедных и находящихся в самом жалком состоянии изувеченных людей, которые в большом количестве валялись на земле, выпрашивая подаяние. Всё это имело место… пока страх был еще свеж и силен»[23]. А затем, «когда последовало Божие человеколюбие», люди, по словам Феофана Исповедника, «опять обратились на худшее»[24].
На Константинополь обрушилась смертоносная чума. “Особенно помирали молодые, так что живые не успевали хоронить умерших”
Несколько месяцев спустя, в 558 году, на Константинополь обрушилась смертоносная чума: «В феврале месяце была смертность людей от опухоли в паху (бубонос); особенно помирали молодые, так что живые не успевали хоронить умерших. И продолжалась эта смертность от месяца февраля до месяца июля»[25]. Чума распространилась также и в Италии, с особым неистовством она свирепствовала в Лигурии. По словам Павла Диакона, «у людей в паху и прочих чувствительных местах появились опухоли величиной с орех или финик, за чем следовал невыносимый жар и на третий день – смерть. Если кто-либо выживал на третий день, то была надежда на выздоровление. И повсюду был траур и повсюду – плач. Поскольку в народе было распространено поверье, что заразы можно избежать бегством, дома были покинуты жителями и стояли пусты, обитаемые лишь собаками. Стада оставались одни на полях, без пастухов. И можно было видеть, как города и деревни, еще недавно полные толп народа, на следующий день стояли в мертвой тишине, всеми покинутые. Сыновья бежали от не погребенных тел своих родителей; родители бессердечно забывали свои обязанности и оставляли своих детей лежать в смертельном бреду. И если кто-то из старой привязанности хоронил своих ближних, то оставался сам не погребенным, хоронящие умирали во время похорон; сопровождающие чье-то тело – сами становились получателями подобной любезности. Можно было думать, что мир снова погрузился в первозданную тишину: не было ни шума на полях, ни свистков пастухов, ни диких зверей, поджидающих скот, не причинялось вреда домашней птице. Посевы оставались стоять после жатвы и, не потревоженные, ожидали жнецов; никто не входил в виноградники, полные глянцевитых ягод, хоть и облетала уж листва и зима стояла на пороге. Всё время дня и ночи в ушах гремели военные трубы, и многие считали, что слышат шум надвигающегося войска. И хоть нигде не слышались шаги идущих людей и нигде не было видно убийц, тела умерших говорили красноречивее, чем собственные глаза. Поля превратились в места погребения людей, в людские дома вселялись дикие звери. И это несчастье не распространялось за границы Италии к аламаннам и баварам, но ударило только по римлянам»[26].
Храм Софии. Реконструкция
7 мая 559 года случилось еще одно бедствие, особенно огорчительное для Юстиниана. Когда уже заканчивались восстановительные работы над сводом Софийского храма, разрушенного землетрясением, из-за технических ошибок рухнула его восточная часть, упав на алтарный киворий. По повелению императора, восстановленный купол был поднят «в высоту более чем на 20 пядей сравнительно с прежним»[27]. 20 декабря 562 года состоялось вторичное освящение восстановленного кафедрального храма имперской столицы. Богослужение возглавил патриарх Константинопольский святой Евтихий, в праздничном торжестве участвовал святой Юстиниан.
[1] Агафий Миринейский. О царствовании Юстиниана. М., 1996. С. 187–188.
[2] Там же. С 188.
[3] Люттвак Эдвард. Стратегия Византийской империи. М., 2012. С. 584.
[4] Там же.
[5] Там же. С. 101.
[6] Феофан Византиец. Летопись от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта // Феофан Византиец. Летопись от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта. Приск Панийский. Сказания. Рязань, 2005. С. 211.
[7] Там же.
[8] Там же. С. 213.
[9] Там же. С. 213–214.
[10] Диль Шарль. Император Юстиниан и византийская цивилизация в VI веке. Минск, 2010. С. 408.
[11] Феофан Византиец. Летопись от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта. С. 207.
[12] Там же.
[13] Там же.
[14] Там же. С. 212.
[15] Там же.
[16] Там же. С. 213.
[17] Там же. С. 215.
[18] Там же. С. 206.
[19] Там же. С. 208.
[20] Агафий Миринейский. О царствовании Юстиниана. С. 172–173.
[21] Феофан Византиец. Летопись от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта. С. 209.
[22] Там же. С. 208.
[23] Агафий Миринейский. О царствовании Юстиниана. С. 176–177.
[24] Феофан Византиец. Летопись от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта. С. 209.
[25] Там же.
[26] Павел Диакон. История лангобардов. Кн. 2. 4.
[27] Феофан Византиец. Летопись от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта. С. 209.
(134)
Комментарии (0)
Нет комментариев!
Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.