Свет Туринской плащаницы
Источник: www.stoletie.ru
Христианская реликвия выставлена на поклонение верующим
Исследователи до сих спорят о подлинности реликвии – прямоугольного льняного полотна размером 4,41 на 1,13 метров, в которое, по преданию, было завернуто тело Иисуса Христа после его крестных страданий и смерти. На нем – двойное изображение мужчины, который подвергся пыткам и был распят на кресте.
Плащаница, хранящаяся в соборе Св. Иоанна Крестителя в Турине, имеет как ярых почитателей, верящих в ее подлинность, так и столь же ярых отрицателей, считающих полотно средневековой подделкой.
Тем не менее в течение уже многих столетий верующие со всех концов земли стекаются в Турин в то время, когда плащаница выставляется на поклонение. В этом году, с 19 апреля по 24 июня, по предварительным данным, в столицу Пьемонта должны приехать свыше миллиона человек.
Среди гостей будут и весьма известные особы: Папа Римский Франциск, президент Итальянской республики Серджо Маттарелла, дипломаты разных стран и, конечно, многие паломники, в том числе из Восточной Европы и России.
Несмотря на то, что католическая церковь официально так и не признала подлинность плащаницы, а именно — что это то самое полотно, в которое было завернуто тело Спасителя, она рассматривает ее как своего рода икону, уникальное изображение Христа, а Папа Иоанн Павел II даже назвал ее «зеркалом Евангелия».
Первые точные сведения о плащанице восходят к 1353 году, когда кавалер Жеффруа де Шарни подарил ее приходу построенной им церкви в городке Лире во Франции. Однако каким именно образом полотно попало ему в руки, остается неизвестным.
К этому же времени относится и медальон, найденный в XIX веке в Сене и теперь хранящийся в Музее Клюни в Париже. На нем изображена плащаница, а по бокам гербы рода Шарни и Вержи, к которому принадлежала жена Жоффруа Жанна.
С самого первого момента своего появления плащаница вызывала яростные споры. Незамедлительно последовали обвинения: двойное изображение фигуры Христа на полотне – это, якобы, работа художника, поскольку Евангелия ничего не говорят об этом факте. В 1390 году антипапа Климент VII (который в тот момент был признан во Франции законным папой) попытался найти компромисс, дав согласие выставлять плащаницу, но не как христианскую реликвию, а как «живописную имитацию савана Спасителя».
Впоследствии полотно попало к Маргарет, внучке Жоффруа, которая не захотела возвращать его в церковь в Лире, а в 1453 году продала герцогам Савойским, которые перенесли его в Шамбери, столицу своего герцогства, и в 1502 году построили для него капеллу. Одновременно начало меняться отношение к плащанице и со стороны церкви. В 1506 году Папа Юлий II издал буллу, установив день празднования святыни со служением мессы с специально сочиненными молитвами.
Чудом уцелев в пожаре в 1532 году, плащаница была выставлена на поклонение верующих два года спустя, а в 1578 году ее перенесли в Турин – новую столицу савойских владений, которую, за редкими исключениями, она не покидает до сих пор.
В 1898 году туринский адвокат Секондо Пиа первым смог сфотографировать полотно, и в момент промывки фотографических пластинок обнаружил поразительную вещь: изображение фигуры на негативах было «позитивным», а значит, настоящее изображение – это «негатив». Кроме того, лик Христа предстает как образ на фотографиях или в живописи, но абсолютно не соответствует тому, который должен был бы отпечататься на ткани при соприкосновении с лицом усопшего, когда отчетливо выступают лишь нос, часть лба, губы, подбородок и уши.
Это позволило некоторым исследователям утверждать, что изображение фигуры получено путем примитивной фотографии, разработкой которой занимался Леонардо да Винчи, использовавший камеру-обскура для зарисовок с натуры. Родилось даже весьма смелое и кощунственное для верующих предположение, что Христос на плащанице – это первое фотографическое изображение самого Леонардо. Южноамериканский исследователь Николас Алан даже попробовал применить идеи ученого на практике, добившись довольно схожего результата с тем, который можно видеть на полотне, хранящемся в Турине. Только вот незадача — этот образ существовал уже в XIV веке, о чем свидетельствует медальон семьи Шарни, то есть за сто лет до рождения гения Возрождения.
До сих пор никто из ученых так и не объяснил происхождение образа на плащанице. Существуют разнообразные, и часто одна противоречивее другой, теории по поводу запекшихся капель крови, пыльцы, оставшейся на ткани, которую кое-кто относит к растениям I века н.э. в Палестине, или предполагаемых римских монет, которые якобы были положены на глаза Иисуса Христа. По многим из этих вопросов в будущем, вероятно, будут проведены новые исследования.
Самым большим ударом для сторонников подлинности плащаницы стало датирование ткани методом радиоуглеродного анализа в 1988 году, которое установило время ее изготовления между 1260 и 1390 годами, как раз тогда, когда плащаница появилась в семье Шарни. Однако сразу же вслед за этим результаты экспертизы подверглись резкой критике, часть ученых посчитала, что была проанализирована не подлинная ткань, а фрагмент одной из заплат, поставленных чтобы сохранить полотно.
Не исключено, что этот анализ может быть повторен, поскольку в 2002 году была проведена реставрация плащаницы и с нее были сняты все средневековые заплаты. Как заметил Энрико Симонато, секретарь Международного центра изучения плащаницы в Турине, «возможно, пришло время для создания настоящей научной лаборатории».
Пока же ведутся споры и дискуссии, проводятся новые исследования и пишутся научные трактаты, полотно с изображением Иисуса Христа вот уже более шестисот лет продолжает привлекать к себе тысячи и тысячи паломников.
Нынешнее выставление плащаницы было решено посвятить молодежи и инвалидам – двум категориям, которые сейчас чувствуют себя особенно незащищенными в обществе, которое диктует все более жесткие правила выживания. В городе организованы специальные центры приема больных и инвалидов, и все паломники могут рассчитывать на помощь свыше 4 тысяч добровольцев, в том числе медперсонала.
Девизом этого события стали слова Апостола Иоанна: «Никто не любит больше, чем тот, кто отдает свою душу за други своя». В мире, наполненном конфликтами, неплохо было бы вспомнить эту простую евангельскую истину.
(70)
Комментарии (0)
Нет комментариев!
Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.