Пустая гробница распятого Христа
Оригинал: Святая Гора
27 апреля 2015
Могила является неопровержимым доказательством смерти человека. Так и “гробница”, куда “положили Его тело”, свидетельствует о том, что Иисус умер. Смерть отличается суровой необратимостью – конец исторического и жизненного пути каждого человека, казалось бы, предрешен. За пределами вечного упокоения лишь надежда открывает для каждого человека существование какого-то нового бытия “в каком-то будущем” – это надежда на вечность, переходящая в ожидание и своеобразную уверенность, связанные с событием Воскресения Иисуса Христа. Поэтому Евангелие рассматривает явление воскресшего Иисуса как что-то превосходящее эти надежды и ожидания и переходит к отображению новой реальности в истории Господа, стоящей за пределами Его загробной жизни, к явлению Воскресения как торжества над смертью. О Воскресении, а не о смерти повествуют последние евангельские слова об Иисусе. История Иисуса не может завершиться на упоминании о гробнице, где покоится мертвое тело. Пустой гроб не должен быть концом этой истории, нам необходимы дальнейшие достоверные явления Воскресшего, подтверждающие факт Воскресения Христа и последующего воскресения людей.
Особенно показательным является то, что все евангелисты заканчивали свои священные тексты ссылками на жизнь и историю Иисуса Христа, на Его Воскресение, но никто не осмелился описать сам факт Воскресения, все только дают обширное повествование о свидетельствах того времени: об опустелой гробнице и явлениях Воскресшего. Это, вероятней всего, означает, что никто не был в состоянии ни увидеть, ни описать это событие, на самом деле, во многом превосходившее возможности человека как в знании, так и в опыте его чувственного восприятия мира. Человек сподобляется лишь некой убежденности в Воскресении благодаря вере и участию в евхаристическом общении Церкви и, в частности, в ее спасительных Таинствах.
Иисуса никто не видел в момент Его Воскресения. Поэтому ни один евангелист не описывает, каким в точности было Воскресение и каким образом “воскрес” и “вознесся” из гроба Христос. Только евангелист Матфей говорит о том, что Воскресение сопровождалось драматическими и захватывающими событиями: “великим землетрясением” и ослепительным сиянием. Также существует свидетельство о том, что “Ангел Господень, сошедший с небес, приступив отвалил камень от двери гроба” (Мф. 28:2). Евангелист Матфей говорит здесь самым простым языком из-за своей неспособности объяснить это явление. “Отваленный” Ангелом камень показывает, что гробница пуста и что распятого Иисуса Назарянина не должно больше искать там (Мк. 16:6). Иисус еще до того, как отвалился камень, уже поднялся и вышел из гробницы Своей.
Евангелисты соотносят время прихода жен-мироносиц и учеников к опустелой гробнице Иисуса с первыми часами утренней субботы, т.е. с предрассветными часами воскресного утра, как бы мы это представили сегодня. Стража, установленная по указу суда для охраны гробницы, после произошедшего землетрясения и явления пустой гробницы, сразу же в ужасе бросилась оповещать архиереев. Стража утверждает, что в точности исполнила свои обязанности, но сейчас она не в состоянии объяснить, что именно произошло и каким образом гробница оказалась пуста. Возникшие сразу же после захоронения Спасителя опасения архиереев, в конце концов, подтвердились, и великое собрание не решилось после произошедшего поставить под сомнение известие об опустевшей гробнице. Они только попытались дать свое собственное толкование случившемуся.
Несмотря, однако, на это или любое другое толкование, важнейшим в тот решающий момент было “разумное” объяснение произошедшего народу. Наиболее логичной и выгодной для них “причиной” было объявление народу следующей версии: это ученики Спасителя пришли ночью и “выкрали” мертвое тело Его, в то время как стража отдыхала, не ведая о происходящем (Мф. 28:11-15). На самом деле, их толкование оказалось в конце вопиющей глупостью и “последним обманом”, как в страхе предвидели они сами (Мф. 27:64). Таким образом, противники Иисуса, пусть непреднамеренно, становятся “свидетелями” опустевшей гробницы и их доказательства только подтверждают достоверность произошедшего, ведь известие исходило от противников и врагов христианской веры.
Гробница Иисуса находилась вблизи Иерусалима, и каждый легко мог пойти и удостовериться, что она действительно пуста. Никто не ставил под сомнение свидетельства апостолов о пустой гробнице. Объяснению этого факта Воскресением Иисуса Христа воспротивились больше всего иудеи, пытавшиеся любыми путями отделить явление пустой гробницы от свидетельства учеников о Воскресении Учителя. Поэтому лучшего объяснения, чем “кража”, они не нашли. Вероятно, тогда же ходил еще слух, переданный нам Иоанном Богословом, что местный садовник о переместил тело Иисуса из гробницы по неизвестным причинам (Ин. 20:15). Важно отметить, что эти две традиции неверного толкования со стороны противников христианской веры были представлены с различными вариациями в антихристианской иудейской традиции и в последующие годы. И это еще раз подтверждает свидетельства существования опустелой гробницы.
Иудеи тщательно исследовали происшествие с опустелой гробницей, и, не оспаривая факта отсутствия в гробнице трупа Иисуса, предпочли говорить о “мошенничестве”. Евангелист Матфей свидетельствует, однако, о том, что иудейское объяснение пустой гробницы кражей тела учениками было распространено и среди римских властей (Мф. 28:14). Много позже историк Евсевий огласил сведения, что в течение очень короткого времени после пасхальных событий вся Палестина наполнилась слухами, постепенно распространяющимися иудейскими религиозными властями (Евсевий, Церковная история B 2.1).
Евангелисты особое внимание уделяют явлению пустой гробницы и подчеркивают его. Но Евангелие не является первейшим и единственным источником, отражающим это явление. Во всех христианских преданиях, говорящих об Иисусе и увенчивающихся величайшим событием Воскресения, говорится об этом. Такие предания сохраняются в апостольской проповеди, а также в посланиях Нового Завета, где возвещение Воскресения немыслимо без упоминания об опустелой гробнице. Об этом свидетельствует и употребление особенных слов и фраз в апостольскую эпоху, подчеркивающих величие пасхальных событий. Глаголы “ηγέρθη” – “поднялся, вознесся” и “ανέστη” – “воскрес из мертвых” – не просто важные и значимые слова, а слова, имеющие решающее значение в апостольских высказываниях для правильного отображения факта Воскресения (Рим. 6:4, 1 Кор 15:4, 1 Фес. 4:14). Известно, что, с богословской точки зрения, эти слова являются архаичными, их первоначальное употребление, конечно, намного старше их использования в христианской проповеди о Воскресении Иисуса Христа (ср. Дан. 12:2 и далее). Что праведники Божии по смерти своей просто “почивают” и Бог “возвысит” их в “последние времена” или что во время своего “вздымания” мертвые оставят свои могилы – все это было преданиями богословской и апокалиптической литературы.
Вот почему библейское предание об опустелом гробе имеет огромное значение для христианской веры (Мк. 16:8, Ин.20:2), хотя для многих современных авторов это событие, как «отправная точка» всей веры и богословия, было открыто для многих толкований. Тем не менее, любое толкование этого «первоначала» должно быть непосредственно связано с самим фактом Воскресения и явлениями воскресшего Господа (см. Лк. 24:24 и далее, Ин. 20:11 и далее). Будь то речь о пустой гробнице или о явлениях Воскресшего, мы имеем в виду тот же факт Воскресения и то же известие о Воскресении, которое ученики и апостолы сберегли, сохранили и с любовью передали нам с того первого пасхального воскресенья. Вознесение мертвых, в особенности праведных, о которых говорила древнейшая иудейская традиция, будучи частью Божьих обетований и эсхатологического богословия, явилась им в виде реального исторического события в лице Иисуса Христа, который был и будет “началом всех начал” новой реальности. Бог не оставил Своего Сына и Христа в гробнице, а воскресил из мертвых. Господь Иисус уже воскрес. Таким образом, эти слова в любом христианском предании находятся в прямой связи с пасхальным посланием и всегда соотносятся с опустелой гробницей Иисуса.
В первой редакции мы сталкиваемся с этими словами в известном Петреуском предании Деяний апостолов, где сразу же изображается явление опустелой гробницы и Воскресения Господа (Деян. 2:24, 3:15, 4:10, 5:30, 10:40), а также в откровении о воскресшем Христе (1 Кор 15:4), продолжающемся с тем же благоговением в посланиях Павла (Рим. 6:4 ‘ A’ Фес. 4:14 и т.д.). Все это первоначальное предание Церкви, переплетающееся со свидетельствами о Воскресении и об опустевшей гробнице Иисуса, не только охватывает все евангельские предания, но находит свое отражение и в последующей апостольской и послеапостольской эпохе и восходит через века к нашему времени, передавая, таким образом, пасхальное послание миру и людям, послание жизни и вечности.
Таким образом, значение опустелой гробницы в формировании всей христианской теологии можно считать решающим. Когда апостол Павел обращается к Иисусу Христу как Агнцу Божьему, Который предлагает себя на Распятие “ради нас”, он открывает новую эпоху и для богословия (см. 1 Кор. 5:7). Воскресший Господь считается “началом начал” этой новой реальности и новым плодом эсхатологического лета (1 Кор. 15:20 и далее). Как Иисус “вознесся” под утро пасхального воскресенья, “начаток” и свершившийся “первенец из мертвых”, оставив после себя пустую гробницу, так и мертвые вознесутся и покинут свои могилы (Кол. 1:18, 2:12).
Георгий П. Патронос, Исторический путь Иисуса, изд. Домос, стр. 512-517
Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.
(114)
Комментарии (0)
Нет комментариев!
Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.