О миссионерском семинаре в Свято-Успенском Вышенском монастыре
С 1 по 3 мая 2015 года по благословению митрополита Волгоградского и Камышинского Германа состоялась миссионерская поездка-семинар в Свято-Успенский Вышенский монастырь (Рязанская епархия), приуроченная к празднованию 200-летия со дня рождения великого подвижника и богослова Святителя Феофана, Затворника Вышенского.
В семинаре приняли участие руководитель миссионерского отдела протоирей Александр Сазонов, настоятель храма Знамения Пресвятой Богородицы иерей Дмитрий Чернявский, клирик храма св. Иоанна Предтечи иерей Георгий Гурчиани, куратор проектов миссионерского отдела Галина Лихачёва, помощники благочинных по миссионерской деятельности и миссионеры храмов благочиния, а также наиболее активные миссионеры благочиний.
После молебна в Свято-Духовом монастыре участники поездки заняли места в автобусе и с молитвами и чтением акафиста Николаю Чудотворцу отправились в дорогу.
Первая остановка ранним утром 1 мая в маленьком городке Моршанске Тамбовской области, где расположился величественный красивый Собор Троицы Живоначальной (Троицкий собор) — второй кафедральный собор Мичуринской и Моршанской епархии Русской православной церкви, главный православный храм города Моршанска. Храм является копией Спасо-Преображенского собора Санкт-Петербурга, построенного по проекту архитектора В.П. Стасова. Сам город расположен в низине, поэтому, когда подъезжаешь к нему с любой стороны, высокий купол пятиглавого храма виден за десятки километров. Строительство собора началось в далёком 1836 году, возведён он на берегу реки Цны. Приняв участие в Литургии и совершив краткую скромную трапезу участники семинара отправились дальше к городу Шацк.
70 километров разделяющих эти два городка пролетели быстро, и вот автобус с паломниками сворачивает в направлении села Выша, где одноименный приток впадает в реку Цну. Еще 25 километров и под нависшим свинцовыми тучами небом открылся вид на главный храм, Казанский, и реставрируемый, в лесах, Христорождественский собор Свято-Успенского Вышенского монастыря.
СВЯТО-УСПЕНСКИЙ ВЫШЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ – в настоящее время женский, а изначально мужской, монастырь, расположенный на берегу р. Цна. Обитель создана в начале XVII века и до XIX века не была именита, пока в 1800 году игуменом не стал приглашенный из Саровского монастыря старец Тихон. Именно при нем возведен главный Троицкий храм монастыря, а также обретена главная святыня монастыря – список чудотворной Казанской иконы Божией Матери.
Пребывание в монастыре началось с посещения Казанского собора Вышенской обители и молебна у раки с мощами святителя Феофана. Отслужил молебен с чтением акафиста руководитель миссионерского отдела протоирей отец Александр (Сазонов). С благоговением и душевным трепетом молящиеся вслушивались в тексты кондаков и икосов, и в уме всплывали слова Феофана Затворника о молитве из его работы «Наставления в духовной жизни»: «Дело молитвы есть первое дело в христианской жизни. Молитва — дыхание духа. Есть молитва — живет дух; нет молитвы — нет жизни в духе. Стоять перед иконой и класть поклоны — не есть молитва, а только принадлежность молитвы; читать молитвы на память, или по книжке, или слушать их — не есть еще молитва, а только орудие молитвы или способ обнаружения или возбуждения ее. Сама молитва есть возникновение в сердце нашем одного за другим благоговейных чувств к Богу… В молитвах святых отцов движется великая молитвенная сила, и кто всем вниманием и усердием проникает в них, тот, в силу закона взаимодействия, непременно вкусит молитвенной силы по мере сближения настроения своего с содержанием молитвы».
После окончания молебна все приложились к мощам Святителя Феофана Затворника Вышенского и к Чудотворной иконе Божией Матери Казанской Вышенской, испросив Их заступничества и помощи. По окончании молебна и сбора на паперти храма для продолжения регламента-программы, делегация уже не представляла собой разрозненные группы людей, чувствовалось некое духовное единение.
Программа посещения монастыря была очень насыщена, требовалось экономить время. И вопрос обустройства оказался не столь второстепенным для большой по численности делегации.
В четырех километрах от монастыря, среди лесов, в очень живописном уголке центральной России, расположено село Эммануиловка. Здесь, на подворье церкви преподобного Сергия Радонежского нам предстояло устроиться на ночлег. Предложенные условия проживания в гостиничном корпусе, скромные по городским меркам, ничуть не смутили, было видно, что у всех есть опыт паломнических поездок. Время, отведенное для обустройства, использовалось и для знакомства с местными достопримечательностями.
СЕЛО ЭММАНУИЛОВКА– в нем, в 1860 году была построена церковь преподобного Сергия Радонежского, в которой почивали мощи Святителя Феофана и пребывала чудотворная икона Богородицы Казанская Вышенская. 14 лет находились здесь святые мощи и чудотворили, а в 2002 году их перенесли в Свято-Успенский монастырь.
Если спуститься к берегу пруда вблизи храма, то окажешься у Святого источника. На нем оборудована купальня, которую посещают много паломников, и многие получают исцеления по вере своей. В чудотворной силе святой воды убедились и мы, не смотря на то, что температура воды была 40.
На вечернее богослужение, которое начиналось в 16 часов, многие решили пойти пешком. Чистота воздуха, ранняя весенняя зелень листвы, пение птиц располагали к спокойствию и умиротворению души. Служба, по Уставу монастыря, начиналась с чтения акафиста Феофану Затворнику. В богослужении приняли участие и священнослужители нашей группы – отец Александр и отец Георгий, а церковнослужители помогали в пении псалмов и чтении стихир. Поздним вечером после трапезы, немного уставшие, но получившие много эмоций и большой заряд душевного спокойствия, возвращались к месту своего обитания. Помолившись, и прочитав последование ко причащению, расположились на отдых.
Дальше была ночь, ранний подъем, молебен в семь утра в Казанском соборе. Многие участники исповедались, Литургия, причастие – всё шло единой цепью событий по распорядку жизни монастыря. Течение времени абсолютно не чувствовалось. Окружающее величие храма, за колонной рака с мощами Вышенского Затворника. Душу наполняла радость присутствия и участия в службе. Нас встретили и приняли как своих, мы не были просто гостями. Спасибо тебе, отче Феофане! Слава Богу за всё!
И все же основной целью поездки был семинар по книге святителя Феофана «Путь ко спасению». Чувствовалась некая символичность в том, что в год 200-летия со дня рождения Святителя, местом его проведения стал Свято-Успенский Вышенский монастырь Скопинской епархии, где 22 года, с 1866 по 1894 гг. пребывал в затворе святитель Феофан.
Труд святителя Феофана Затворника «Путь ко спасению», самый известный из его многочисленных творений, написан Владыкой на основе лекций по нравственному богословию, прочитанных им в Санкт-Петербургской духовной академии. В этой книге святитель раскрыл, в чем заключен смысл христианства, значение Таинства Крещения для человека взрослого и младенца, описал ступени на пути совершенства в Боге и характер борьбы с внешним и внутренним злом. Рассматривая проблемы христианской жизни с практической стороны, святитель Феофан исходил из личного молитвенного и аскетического опыта и ответил на духовные вопросы каждого, вступившего на путь спасения.
Мероприятие возглавил руководитель миссионерского отдела протоирей Александр Сазонов. В своем вступительном слове он рассказал о структуре книги, о том, как автор учит начинать христианскую жизнь чрез святое крещение, с указанием — как сохранить сию благодать в период воспитания. Детально повествует, как начинается в нас христианская жизнь; как совершенствуется — зреет и крепнет, и какою является в полном своем совершенстве.
В ходе семинара с информационными содокладами выступили участники семинара, которые попытались довести до присутствующих основные положения отделов книги «Путь ко спасению»:
— второго – «О начале христианской жизни чрез покаяние или о покаянии и обращении грешника к Богу».
Как начинается христианская жизнь в таинстве покаяния? В каком состоянии пребывает грешник? Как действует Божия благодать? Как происходит пробуждение грешника от греховного сна. Эти и другие вопросы отдела вызвали широкую дискуссию.
Третий отдел труда Феофана Затворника рассматривает вопрос о том, как совершается, зреет и крепнет в нас христианская жизнь, о правилах хранения внутреннего духа ревности, правилах упражнения сил в добре, или самопринуждении, и правилах брани со страстьми, или упражнения в самопротивлении.
Естественно, что для того, чтобы осмысленно понять сложный язык изложения Святителя, необходимо обладать определенным объемом базовых знаний, прежде всего, знанием главных трудов святителя Феофана, основных работ исследователей, занимавшихся изучением его жизни и духовного наследия. Умело, основываясь на своих познаниях, направляла дискуссию куратор проектов миссионерского отдела Галина Лихачёва, давая разъяснения и поясняя отдельные положения книги.
Обсуждение вызвало огромный интерес. После двух перерывов было принято решение о продолжении семинара после вечернего богослужения, до начала которого у частников была возможность продолжить знакомство с окрестными достопримечательностями и окунуться в купели святого источника.
Вечерня была отслужена в Сергиевской церкви села Эммануиловка. Вместе с настоятелем протоиерем Георгием Глазуновым богослужение совершили отец Александр (Сазонов) и отец Георгий (Гурчиани).
После вечерней трапезы и молитвы дискуссия продолжилась под открытым небом в гостиничном подворье. И чем глубже вникали слушатели в слова учителя христианской жизни о самом важном – о спасении, о смысле жизни человека, принявшего крещение, об определении жизни христианина как «ревностного и сильного пребывания в деятельном общении с Богом, по вере в Господа нашего Иисуса Христа, при помощи благодати Божией, исполнением святой воли Его…», тем ярче обозначали слова Его цель земного пути человека и Его советов, как ее достичь.
Часто среди забот повседневности забываем мы о главной цели нашей жизни, уклоняемся от пути спасения, не считаем обязательным для себя исполнение евангельских заповедей! Святитель Феофан указывает нам способы выхода из гибельного состояния.
Увязывая слова труда Святителя с действительностью, участники семинара внесли ряд конструктивных предложений по организации работы миссионеров в храмах, а также выразили уверенность, что положения, высказанные Святителем Феофаном в его труде «Путь ко спасению» поможет миссионеру-катехизатору в его работе с людьми, приходящими в Церковь. Закончилась дискуссия далеко за полночь. Немного уставшие, но с полной удовлетворенностью и еще более укрепившейся верой, расходились участники поездки на отдых.
Третий день поездки выдался не менее напряженным, чем предыдущие. В культурную программу нашего похода входило посещение музея святителя Феофана Затворника, находящегося на территории монастыря. После Литургии и трапезы участники семинара посетили музей.
Слава Вышенской обители во многом связана с именем Феофана Затворника. 2015 год – празднование юбилея (200 лет со дня рождения) выдающегося церковно-государственного деятеля и богослова Святителя Феофана Затворника. Этот человек был членом Русской Духовной миссии в Иерусалиме, ректором Санкт-Петербургской духовной академии, настоятелем русской православной церкви в Константинополе. Но последнюю часть своей жизни (с 1866 по 1894 годы) прожил в покое в Вышенской пустыни, а с 1872 года в затворе. Умер Святитель Феофан на праздник Крещения, его мощи по настоящее время находятся в Казанском соборе монастыря.
УСПЕНСКИЙ ВЫШЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ— место подвигов святителя Феофана Затворника. 22 года провел здесь в затворе святой подвижник, богослов и великий учитель христианской жизни. «Вышу можно променять только на Царство Небесное», часто повторял он и ради полного затвора и пришел сюда. Святитель Феофан Затворник был одним из самых влиятельных духовных писателей 19-го века, а большинство произведений было написано здесь, в Выше, во время затвора. Самое главное, он привел все святоотеческое наследие в стройную систему. По нему одному можно писать догматику и весь аскетический опыт, накопленный Церковью за 19 веков. Главные святыни монастыря — мощи святителя Феофана и чудотворная Казанская Вышенская икона Божией Матери.
«Умершие продолжают и на земле жить в памяти живущих через добрые дела свои» – эти слова принадлежат святителю Феофану.
В церквице чудным образом собрано несколько икон, писанных собственноручно святителем Феофаном, которые теперь составляют внутреннее ее убранство. Благодать Божия покоится на этих иконах. В них отображена духовная реальность: образы святой плоти Господа нашего Иисуса Христа, Царицы Небесной Пресвятой Богородицы и святителя Николая. Сами по себе эти иконы являются продолжением живой проповеди Феофана Затворника о спасении души. Икона ведь о многом может поведать сердцу верующего человека, потому что «икона это умозрение в красках».
Было трепетно ступать по доскам пола, по которым давным-давно ходил святой и, каждый ступающий на эту святыню, невольным образом приходил к мысли: здесь, в этой маленькой церквушке, сам святитель Феофан молился, по этим половицам ступали его ножки, эти стены остались единственными свидетелями его литургписаний и молитвословий.
В одном из залов музея экскурсанты ознакомились с трудами Феофана Затворника, издаваемыми современными издательствами. Изданных книг очень много. Но на самом деле оказывается, издана только 1/3 часть трудов святителя. Но и этих книг вполне достаточно для того, чтобы привлечь внимание к творениям святителя, возбудить живой интерес. Мы были счастливы, приклоняясь в обители не только мощам святителя Феофана, но и обозревая достаточно много личных его предметов.
Частью музея является конференц-зал, оборудованный телевизором с широким экраном. В нем были продемонстрированы непродолжительные по времени фильмы, знакомящие с личностью святителя Феофана и с Вышенской обителью.
Музей святителя Феофана это неотъемлемая составная часть современного Вышенского монастыря, являющаяся его умом и сердцем, помогающая всем помнить о святителе Феофане, связывающая всех нас духовно со святителем Феофаном. Музей – живая связь времен. Он является неким мостиком между прошлым и настоящим.
Сборы в обратную дорогу были недолгими, без суеты. С тихой светлой грустью покидали мы обитель, ставшую для нас частичкой души, близкой и родной. В памяти остаются торжественность православных богослужений, создававших особую атмосферу этого святого места, которая способствовала глубокой и проникновенной молитве. А в памяти слова, написанные святителем Феофаном Затворником: «Вышу можно променять только на Царство Небесное»…
По пути в Волгоград нас ожидала еще одна очень интересная встреча. Рязанский край богат своими православными традициями. На территории области находится достаточно большое количество действующих церквей и монастырей. Наш путь лежит в Шацкий район, село Старочернеево. Именно здесь и расположен Свято-Николо-Чернеевский мужской монастырь, который был основан еще в 1573 году….
Ни асфальтовое бездорожье, ни препятствие — понтонный мост через реку Цну, который не осилил наш автобус, не смогли снизить величественность открывшегося перед глазами вида….
В 1991 году возрожден как Свято-Никольский Чернеевский мужской монастырь. Силами насельников восстановлены: храм — на первом этаже — в честь Архангела Михаила, на втором — Казанской иконы Божией Матери; два дома — настоятеля и братии, трапезная. Имеется подсобное хозяйство. Подворий и скитов у монастыря не имеется. В монастыре имеется гостиница для паломников на 12 человек. Имеется небольшая библиотека Духовной литературы. В монастыре проживает 6 человек монашествующей братии.
В центре монастыря величественно расположен каменный соборный холодный храм с двумя престолами во имя Святителя Николая и Рождества Пресвятой Богородицы (1751 г.), в котором заканчивалось Вечернее богослужение. Сойдя по ступеням храма, выложенным более 300 лет назад, решили осмотреться и побродить по территории монастыря. Слева от входа расположена теплая каменная двухэтажная церковь с храмами во имя Архистратига Михаила (нижний этаж) и во славу Казанской иконы Божией Матери (верхний этаж) (1638 г.). Распахнувшиеся массивные двери заставили немного опешить…. Никогда бы не подумалось, что в такой глубинке находится такая красота…. Обитель очень богата особо чтимыми иконами. В храмах Святыни нашему взору открылись «Черниговская» икона Пресвятой Богородицы (написана в 18-ом или 19-ом веках, в настоящее время она источает мелкие капельки святого Мира, особенно в Воскресные и Праздничные Дни), «Казанская» икона Пресвятой Богородицы, «Неупиваемая Чаша» икона Пресвятой Богородицы, икона Святителя Николая Чудотворца с частицей его святых мощей, икона святого Великомученика и целителя Пантелеимона (Написана на Святой горе Афон, в дар для нашего монастыря, в середине 19 -го века. Была передана в монастырь в 2000-ом году, рабой Божией Марией, в семье которой и хранилась эта икона весь период, после закрытия монастыря советской властью в 1926-ом году), Икона преподобного Матфея Чернеевского — основателя монастыря, икона преподобного Серафима Саровского, икона святой Великомученицы Параскевы, уличная икона Святителя Николая Чудотворца (бронзовый памятник в полный рост, находится внутри Никольского храма), икона трёх Святителей: Священномученика Ермогена Патриарха Московского и всея Руси, Святителя Иоасафа Белгородского и Святителя Питирима Тамбовского. Приложились мы и к ковчегу с частицами Рязанских Святителей: Святителя Феодорита, Святителя Гавриила, Святителя Мелетия, частица святых мощей преподобноисповедника архимандрита Георгия — духовника Свято-Данилова мужского монастыря, пострадавшего в 30-ые годы, во время гонений советской власти.
С благодарностью приняв трапезу, кратко побеседовав из-за ограничения времени и получив благословение в дорогу настоятеля монастыря — игумена Феофана (Данченков), группа отправилась в обратную дорогу.
В пути были подведены краткие итоги поездки. Организаторы отметили, что она прошла успешно и плодотворно, удалось, хотя только в рамках знакомства, сплотить группу миссионеров Волгоградской епархии, вдохнуть силу убеждения и уверенность в успехе проводимой работы. Отмечено, что Внутриприходская миссионерская деятельность ориентирована на людей, либо регулярно участвующих в богослужебной и таинственной жизни Церкви, либо периодически посещающих храм. Миссионерам-кахетизаторам благочиний рекомендовано активнее и эффективнее использовать разнообразные формы работы, такие как:
- Работа в Воскресных школах (церковно-приходские школы).
- Просветительская работа с семьями.
- Просветительские беседы или лекции различной тематики.
- Паломничества.
- Православный семейный отдых. Православный отдых – это воспитательная форма миссионерской деятельности, охватывающая как духовную, так и материальную сферы человеческого бытия, и направленная на распространение
- Православной веры, воцерковление людей и передачу опыта богообщения посредством личного участия семьи и каждого ее члена в отдельности в таинственной жизни Церкви.
- Использование внутриприходской информационной деятельности:
- Участие в выпуске приходских листков.
- Использование приходского сайта, информационных стендов.
- Участие во внеприходской миссионерской деятельности. Центром миссионерской деятельности должен стать храм прихода. Основой миссионерской деятельности должна стать правильная духовная жизнь прихода. Личное, неравнодушное свидетельство о Христе всех членов общины, всех прихожан. Именно на церковном опыте, как на фундаменте, нужно основывать просветительское служение, которое будет звать ко Христу тех, кто еще не просвещен светом Его учения.
Игорь Пасненышев
Северное благочиние Волгоградской епархии
(332)
Комментарии (0)
Нет комментариев!
Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.