Оригинал: Православие и современность
Существует традиция в канун вечером и в сам день Отдания Пасхи (в этом году он выпадает на 20 мая) служить Пасхальным чином, практически полностью повторяя службу праздничной ночи. Побывать на этом богослужении — это уникальная возможность вернуть ощущение радости Воскресения Христова, услышать еще раз праздничные слова и гимны, согревающие христианское сердце.
Пасхальные песнопения — тропарь «Христос воскресе из мертвых», Пасхальный канон, начинающийся словами «Воскресения день, просветимся людие: Пасха, Господня Пасха!», стихиры Пасхи: «Пасха священная нам днесь показася: Пасха нова святая, Пасха таинственная, Пасха всечестная, Пасха Христос Избавитель» — звучат в храмах на протяжении всего пасхального периода.
Первый раз эти песнопения исполняются в пасхальную ночь — на заутрене, затем — ежедневно на Светлой седмице, и на каждом воскресном всенощном бдении, и в последний раз — накануне Отдания Пасхи. Каждая строчка пасхальных песнопений исполнена радости и ликования о Воскресшем Христе Спасителе. Автором Пасхального канона и стихир считается преподобный Иоанн Дамаскин, живший в VIII веке. Но интересно, что преподобный Иоанн использовал в качестве основы для своих поэтических произведений творения святителя Григория Богослова (ок. 330-390 гг.), в частности Слово 1 «На Пасху и о своем промедлении» и Слово 45 «На Святую Пасху». Собственно, это проповеди святителя Григория. Слово 1 стало своеобразным началом его проповеднической деятельности и было произнесено вскоре после священнической хиротонии. Слово 45 относится уже к периоду его епископства.
Чтобы увидеть, насколько тесно связаны пасхальные песнопения с творениями святителя Григория Богослова, достаточно нескольких примеров. Начало 1-го Слова святителя Григория: «Воскресения день — благоприятное начало. Просветимся торжеством и обымем друг друга. Рцем: братия, и ненавидящим нас(Ис. 66, 5),кольми паче тем, которые из любви что-нибудь сделали или потерпели. Уступим все Воскресению, простим друг друга…». И цитата из Слова 45: «Пасха! Господня Пасха! И еще скажу в честь Троицы: Пасха! Она у нас праздников праздник и торжество торжеств». Практически буквально с проповедью святителя Григория совпадает ирмос 1-й песни Пасхального канона: «Воскресения день, просветимся людие: Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни, и от земли к Небеси, Христос Бог нас преведе, победную поющия», ирмос 8-й песни: «Сей нареченный и святый день, Един суббот Царь и Господь, праздников праздник и торжество есть торжеств, воньже благословим Христа во веки», а также славник стихир Пасхи: «Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга обымем. Рцем, братие, и ненавидящим нас, простим вся воскресением…».
Но это еще не всё. Святитель Григорий продолжает свое 1-е Слово: «Вчера я распинался со Христом, ныне прославляюсь с Ним; вчера умирал с Ним, ныне оживаю; вчера спогребался, ныне совоскресаю». Эта фраза полностью вошла в тропарь 3-й песни Пасхального канона: «Вчера спогребохся Тебе Христе,совостаю днесь воскресшу Тебе, сраспинахся Тебе вчера, Сам мя спрослави Спасе во Царствии Твоем».
Теперь рассмотрим начало 45-го Слова святителя Григория: «На стражи моей стану, говорит чудный Аввакум (Авв. 2, 1).Стану с ним ныне и я, по данной мне от Духа власти и созерцанию; посмотрю и узнаю, что будет мне показано и что возглаголано. Я стоял и смотрел: и вот муж, восшедший на облака, муж весьма высокий, и образ его яко образ Ангела(Суд. 13, 6),и одежда его как блистание мимолетящей молнии. Он воздел руку к востоку, воскликнул громким голосом и сказал: “Ныне спасение миру, миру видимому и миру невидимому! Христос из мертвых,— восстаньте с Ним и вы”». Точно так же звучит ирмос 4-й песни Пасхального канона: «На Божественной стражи богоглаголивый Аввакум да станет с нами, и покажет светоносна Ангела, ясно глаголюща: днесь спасение миру, яко воскресе Христос, яко всесилен».
Затем святитель Григорий объясняет символику ветхозаветного пасхального агнца, ставшего прообразом Агнца Нового Завета — Христа: «Для сего берется овча (Исх. 12, 5)… мужеского пола, потому что приносится за Адама… по великой власти, силою расторгает девственные и матерние узы… Единолетно, как солнце правды (Мал. 4, 2), и как благословенный венец благости (Пс. 64, 12)». Эти слова мы находим в тропарях 4-й песни Пасхального канона: «Мужеский убо пол, яко разверзый девственную утробу, явися Хрисос: яко человек же, Ангец наречеся: непорочен же, яко невкусен скверны, наша Пасха, и яко Бог истинен совершен речеся» и «Яко единолетный агнец, благословенный нам венец Христос, волею за всех заклан бысть, Пасха чистительная, и паки из гроба красное правды нам возсия Солнце».
В завершение 45-го Слова святитель Григорий Богослов говорит о Пасхе как прообразе причащения будущих благ в Царстве Божием: «Но причастимся Пасхи, ныне пока прообразовательно, хотя и откровеннее, нежели в Ветхом Завете… Впоследствии и скоро причастимся совершеннее и чище, когда Слово будет пить с нами сие ново во царствии Отца (Мф.26, 29), открывая и преподавая, что ныне явлено Им в некоторой мере…» и «Великая священная Пасха и очищение всего мира! Буду беседовать с тобой, как с чем-то одушевленным. Слово Божие, и свет, и жизнь, и мудрость, и сила!». Та же мысль звучит в заключительном тропаре 9-й песни Пасхального канона:«О Пасха велия и священнейшая, Христе! О мудросте, и Слове Божий, и сило! Подавай нам истее Тебе причащатися, в невечернем дни Царствия Твоего».
Вот так произнесенные святителем Григорием Богословом почти семнадцать столетий назад проповеди продолжают ежегодно звучать в православных храмах на Святую Пасху. Почему преподобный Иоанн Дамаскин выбрал именно его творения и переложил их в стихотворную форму богослужебных песнопений? Наверное, потому, что именно слова великого святителя и учителя Церкви Григория Богослова во всей полноте раскрывают смысл пасхального торжества для нас. А лучшее, что можем сделать мы,— последовать совету святителя Григория: «Принесем же дары Пострадавшему за нас и Воскресшему. Может быть, вы думаете, что я говорю о золоте, или о серебре, или о тканях, или о прозрачных и драгоценных камнях… Нет, принесем самих себя — стяжание самое драгоценное пред Богом и Ему наиболее свойственное… Уподобимся Христу, ибо и Христос уподобился нам; сделаемся богами ради Него, ибо и Он стал человеком для нас… Пусть кто все отдаст, все принесет в дар Тому, Который предал Себя за нас в цену искупления, — ничего не принесет он равного тому, как если представит Ему самого себя, разумеющего силу таинства и соделавшегося всем для Христа, как Он для нас» (Слово 1 «На Пасху и о своем промедлении»).
Комментарии (0)
Нет комментариев!
Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.