Вознесение Господне
Оригинал: Святая Гора
21 мая 2015 года
Вознесение – это праздник, который, всегда выпадая на будний день, не занимает в сознании людей того же места, что и великие праздники Рождества, Богоявления, Благовещения, Пасхи и Пятидесятницы. То же самое можно сказать и про праздник Преображения.
На праздновании Вознесения постоянно отсутствует учащаяся молодежь Греции. В это время в большинстве школ начинаются экзамены, и в результате даже самый доброжелательный педагог не может отпустить своих учеников в церковь. Так растут наши дети, так они встают на свой жизненный путь, и могут пройти целые десятилетия, а у молодежи так и не появится возможности насладиться этим великим праздником и духовно прожить его.
Вознесение следует за Воскресением, наступая по прошествии сорока дней со времени явления Христа ученикам. В эти сорок дней Христос не один раз является Своим ученикам и вновь исчезает, чтобы, с одной стороны, доказать им истинность Своего Воскресения, а с другой – помочь им привыкнуть к Его телесному отсутствию. Ученикам было необходимо освободиться от постоянного телесного восприятия Христа, перестать видеть и слышать Его, расстаться с чувственными подтверждениями Его присутствия.
Телесное присутствие Христа в мире началось с Его Рождества и завершается Вознесением. Или, скорее, прекращается до Его Второго пришествия. Тогда нам вновь будет явлено Таинство Его воплощения. Тогда “все племена земные <…> увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою” (Мф. 24:30).
До тех пор верующие учатся жить в постоянном незримом присутствии Христа.
“Я с вами во все дни до скончания века. Аминь” (Мф. 28:20). Христос рядом с нами. Постоянно, но незримо. Верующие черпают силу из такого присутствия Христа, не прекращая, однако, тосковать, желать и с нетерпением ожидать Второго пришествия Господа. До тех пор Церковь будет непрестанно взывать: “Гряди, Господи Иисусе”, и непрестанно будет слышаться Его ответ: “Гряду скоро! ” (Откр. 22:20).
Итак, наш Христос вознесся на небеса. Человеческую природу, которую Он неразделимо, неизменно и неделимо соединил с Божественной, согласно учению Четвертого Вселенского Собора, Он ставит выше Херувимов, Серафимов, Ангелов и Архангелов у трона Бога Отца.
Бесчисленные иконы, величественные высказывания пророков и песнотворцев нашей Церкви воспевают, превозносят и славят это удивительное событие. “Восшел Бог при восклицаниях, Господь при звуке трубном” (Пс. 46:6), “Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы” (Пс. 23:7), – взывает царь и пророк Давид.
За всеми этими поэтическими величественными высказываниями кроется одно существенное событие, чудо чудес, “новое под солнцем”, как сказано в ветхозаветной книге Екклесиаста, – это объединение человеческой и Божественной природы.
Это объединение, столь спасительное для нас, имеет и “отрицательную” сторону, так как делает незримой и таинственной человеческую природу Христа до Его Второго пришествия.
Это то, против чего человек восстает, находясь во власти плоти, проживая все лишь через ее присутствие и энергию. Он желает присутствия Тела Иисуса, иметь возможность увидеть Его, прикоснуться к Нему, обнять, принять таящуюся в Нем благодать, как кровоточивая женщина.
Поэтому человек, как мы говорили выше, взывает: «Гряди, Господи Иисусе».
Но, внимание! Телесное присутствие Христа в мире не иссякло полностью. Оно существует и будет существовать до скончания века. Но в чем заключается это телесное присутствие? В Таинстве Святой Евхаристии, когда хлеб и вино на словах “Твоя от Твоих…” обращаются в Тело и Кровь Христа. И верующий имеет возможность не просто видеть, чувствовать и осязать Тело Христа, но и принять его в себя, дать ему проникнуть в каждую свою клетку, проникнуть в сущность нашего бытия, имеет возможность созерцать Господа.
Следовательно, телесное присутствие Христа в мире не прекратилось. И чтобы насладиться им, нам следует чаще бывать в храме Божьем, принимать участие в важнейшем Таинстве нашей церкви, Таинстве, ради которого и существует Церковь – Святой Евхаристии. Если мы участвуем в нем сознательно и с покаянием, то слова апостола Павла будут относиться и к нам: “Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем” (1 Фес. 4:16-17).
Архимандрит Мелетий Вадраханис
Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.
(56)
Комментарии (0)
Нет комментариев!
Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.