Оригинал: Православие и современность
Московский социолог о церковных рейтингах, ступенях воцерковления и православном «гетто»
«В церкви только бабушки», «В храмы никто не ходит», «Религия — анахронизм, никому не нужный в XXI веке» – эти штампы неизбежно всплывают в любой околоцерковной дискуссии. Однако социологические исследования опровергают каждый из них. Гость Дней славянской письменности и культуры, которые проходили в Саратове с 14 по 24 мая, доктор экономических наук, профессор, декан факультета социальных наук Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Игорь Павлович Рязанцев, рассказал «СП» о том, какое место, по мнению социологов, Церковь занимает в современном российском обществе.
Степень доверия
— Игорь Павлович, факультет социальных наук Свято-Тихоновского гуманитарного университета много лет занимается социологическими исследованиями взаимоотношений Церкви и общества, и вы, наверное, знаете о том, что люди думают о Церкви, больше, чем кто-либо. С точки зрения социологии что сейчас Церковь представляет, каково ее положение в современном мире?
— За последние два десятилетия произошло коренное изменение положения Церкви в российском обществе. С периферии социальной структуры она переместилась в самую ее сердцевину.
Церковь превратилась в один из наиболее авторитетных институтов современного российского общества. По степени признания и доверия лишь два института сопоставимы по своему влиянию – это институт президентской власти и институт Русской Православной Церкви. Ни один другой из общественных институтов не оказывает столь существенного влияния, не имеет столь высокого уровня доверия среди самых широких слоев населения России. По этому поводу были неоднократные исследования в нашем институте и в других социологических структурах, и мы можем говорить об этом, опираясь на цифры.
— В чем вы видите причину такого высокого доверия общества, которое у нас в принципе разучилось доверять вообще чему-либо?
— Причина отчасти кроется в событиях, произошедших в двух последних десятилетиях. К началу 1990-х годов в обществе наступило глубокое разочарование по отношению к идеям, которыми Советский Союз жил в течение практически всего XX века.
1990-е, 2000-е годы были временем, когда и либеральная идея, воспринятая поначалу обществом с воодушевлением, была поставлена под вопрос. Либеральные реформы не дали того результата, на который рассчитывало население, и в 2000-е годы люди оказались в неком идеологическом вакууме.
Обращение к традиционным ценностям, в том числе ценностям религиозным, семейным, стало неким трендом, который описывает социокультурное и духовно-нравственное состояние российского общества первого десятилетия XXI века. Этот период Святейший Патриарх Алексий очень точно назвал временем второго Крещения Руси.
Весь мир, в том числе Греция, в которой в последние столетия не было столь тяжелого и продолжительного гонения на Церковь, какой пережила наша страна, и православная традиция всегда была сильна, тем не менее просто поражены тем, что происходит в России. Ни в одной стране нет столь массового обращения граждан к религиозным истокам.
— Как это оказалось возможным, учитывая, что 70 лет все, что было связано с верой, целенаправленно уничтожалось?
— Благодаря тому, что в народе сохранилась религиозная память. Помните, как в советское время, в семьях, в которых дети были пионерам и комсомольцами, а родители даже могли быть членами партии, тем не менее на Пасху пекли куличи и красили яйца?
Сейчас противники Церкви нас этим попрекают: вроде как ничего другого, кроме этого ритуала, больше и не было. Но это было внешним проявлением религиозной памяти, тем, что связывало, что напоминало, поддерживало православную традицию в народе.
Ода «белым платочкам»
— Но все-таки не одними куличами и яйцами исчерпывались проявления веры в людях. Были люди, которые ради Христа жертвовали карьерой, свободой, жизнью…
— Конечно. «Белые платочки спасли Церковь», – это тоже выражение Святейшего Патриарха Алексия. Бабушки, которые, несмотря ни на что, во все времена ходили в храм, молились, крестили внуков. А внуки, которые просто видели этих молящихся бабушек, став взрослыми, уже самостоятельно пришли в Церковь.
А новомученики и исповедники российские! На их крови, на их молитвах стоит сегодня наша Церковь.
Мы, социологи, можем дать объяснение каких-то социальных механизмов в жизни Церкви, но для верующих людей понятно: то, что происходит в нашей стране, – это сверхъестественно. Об этом прямо говорят архиереи и священники других христианских церквей, которые видят в России то, о чем в Европе давно забыли, – храмы, наполняющиеся по воскресеньям людьми, которые исповедуются и причащаются. Иначе как милостью Божией к нам это объяснить невозможно.
— Получается, что известная социологическая раскладка – 60 процентов населения признают себя православными и только три процента ходят в церковь – уже неактуальна?
— Да, эта формула была справедлива десять лет тому назад. Сегодня уже не 60, а 70 и более процентов населения России считают себя носителями православной идентичности, а людей воцерковленных, которые систематически посещают церковь, приступают к таинствам, сегодня 8–9 процентов.
Правда, необходимо отметить, что в социологическом сообществе к этой цифре многие до недавнего времени не относились всерьез, считая, что эти 70 процентов – номинальная группа, не отражающая реальную картину религиозности россиян. События в духовной жизни России – такие, как принесение пояса Богородицы, – подтверждают, что это не так.
— 70 процентов – это серьезный показатель. Что это за люди? Почему, считая себя православными, они еще не в Церкви?
— В этих 70 процентах выделяется несколько подгрупп. Во-первых, около 20 процентов – это люди, которые идентифицируют себя с православными не по религиозному принципу, а по культурно-историческому. Для них Православие – культурная и историческая традиция, которая оказала существенное влияние на жизнь нашей страны. И они себя осмысляют как представителей этой традиции.
Вторая группа интереснее. Соцопросы показывают, что около 40 процентов населения прямо идентифицируют себя с Русской Православной Церковью (данные исследовательской службы «Среда»), то есть они уже не просто носители православной идентичности, а это люди, которые обозначают свою принадлежность к Русской Православной Церкви.
Поколение в пути
— В чем выражается эта принадлежность, как реализуется?
— Очень по-разному. Эти люди в разной степени участвуют в жизни Церкви. Кто-то, условно говоря, соблюдает пост исключительно в среду и пятницу, кто-то постится только в четыре многодневных поста, кто-то только Великим постом.
То же самое с Причастием. Есть люди, которые причащаются раз в месяц, и есть те, кто подходит к Чаше только на Пасху.
То есть эти носители православной религиозности очень разнообразны по своим характеристикам религиозного поведения и социально-демографическим характеристикам. И я, для того чтобы как-то обозначить это многообразное сообщество, предложил термин «поколение в пути». Это люди, которые начали двигаться по пути к храму и находятся на разных ступенях этой лестницы. Кто-то прошел десять ступеней, кто-то только на первой.
Но самое главное для нас здесь – это, во-первых, вектор, а во-вторых, динамика. И вот эти два фактора, вектор и динамика, говорят нам о том, что общество двигается в направлении к Православной Церкви. Двигается медленно, тяжело, с откатами, неизбежными в условиях жесткой информационной войны против Церкви, которая целенаправленно ведется последние несколько лет. Но все равно социологи видят, что сегодня у врат Церкви стоят миллионы.
Представление, которое осталось от советских времен, что Церковь – это «православное гетто», загнанные в церковную ограду люди, которые о своей вере не могли сказать за ее пределами, давно в прошлом. И ощущение, что мы – православное меньшинство, ошибочно. Это уже пройденный этап. Нас, православных, сегодня в России большинство.
— А о возрастных характеристиках этого большинства что можно сказать?
— Можно сказать, что Церковь становится не только Церковью миллионов, но и Церковью молодых. Мой коллега провел исследование аудитории соцсети «ВКонтакте». Изучил всего лишь 25 групп православной направленности, а всего их только в этой соцсети более десяти тысяч.
Так вот, только эти 25 групп объединяют порядка 500 тысяч людей в возрасте от 21 до 45 лет. Это аудитория, которая ставит семейные ценности на первое место. Это люди, имеющие самые позитивные и бескорыстные жизненные установки. Они уверены, что брак – это на всю жизнь, а результатом своей будущей работы видят прежде всего не высокую заработную плату, а то, какую пользу они смогут приносить людям.
Еще пример из того же исследования. Аудитория группы «Верую», где публикуются выдержки из Евангелия и святых отцов, за год выросла в два раза! Интернет становится мощнейшим проводником христианских ценностей, и эти ценности оказываются востребованными у молодежи.
Раньше как было: в храм ребенка приводили бабушки, мамы и папы. Сегодня наоборот: все чаще ребенок приводит своих родителей в Церковь. Это вообще удивительно! Поэтому, когда сегодня начинают говорить о том, что рядом с нами живет потерянное поколение, о котором можно говорить исключительно как о маргиналах, через запятую перечисляя все социальные пороки, это неправда. Жизнь другая, она сложнее, интереснее.
Газета «Саратовская панорама» № 21 (1000)
Комментарии (0)
Нет комментариев!
Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.