Женская Оптина

Источник: Монастырский вестник

6 августа Православная Церковь празднует день памяти благоверных князей Бориса и Глеба. Предлагаем познакомиться с c7def0ad5a471e8a258ddb75e30df864репортажем из подмосковного Аносина ставропигиального монастыря, носящего имя святых братьев-страстотерпцев. 

2015 год богат на юбилеи. Вместе с 500-летием преставления преподобного Волоцкого игумена Православная Церковь отмечает и 1000-летие мученической кончины князей-страстотерпцев Бориса и Глеба – первых прославленных Церковью русских святых. Редакция «МВ» решила обратиться к этой дате, поскольку один из Борисоглебских монастырей, что находится в подмосковном селе Аносино, подобно Иосифо-Волоцкой обители, поставлен «…молитвою и слезами, пощением и бдением…» О значении подвига святых князей для современного иночества, проблемах монашества, и почему Борисоглебскую обитель называют «женской Оптиной» – в одном летнем дне из жизни настоятельницы монастыря игумении Марии (Солодовниковой).

«Где просто – там ангелов со сто»

mv-09.jpg…Любил повторять преподобный Амвросий Оптинский, в день памяти которого мы побывали в Борисоглебском монастыре.

Добраться до подмосковного села Аносино не просто: по утрам электрички в этом направлении не ходят, автобус до монастыря курсирует один раз в час. Транспортная проблема, к слову, единственный, но серьезный камень преткновения для прихожан Борисоглебской обители. Тем не менее, в будний день на Литургии в Троицком соборе довольно много народу, в том числе молодежь и дети. Сразу отмечаем, что служба совершается с отверстыми Царскими вратами – награда монастырю от Святейшего Патриарха Кирилла.

Накануне в обители торжественно отметили престольный праздник в честь Тихвинской иконы Божией Матери. В довоенное время в храме Живоначальной Троицы один из трех приделов был посвящен этому образу, который почитала первая игумения монастыря Евгения (Мещерская): когда-то Тихвинская икона спасла матушку от потопления при переправе через Ладожский канал из Петербурга в Тихвин. По традиции, 9 июля собралось много богомольцев, состоялся крестный ход, после чего сестры потчевали гостей монастырским морсом и пирожками.

После службы (Литургия совершается каждый день) игумения Мария провела для нас экскурсию по обители. При этом она не переставала восхищаться красотой монастырской территории, отмечая, как много труда требуется для сохранения цветочного великолепия. Вообще, получилось так, что матушка весь день посвятила нам, а не мы – ей и ее расписанию. Даже отменила запланированную встречу. Ну, видимо, иногда репортаж имеет право несколько отклониться от привычного сценария…

– Этот райский сад вокруг нас – благодаря неусыпным стараниям сестер. В основном у нас пожилые монахини подвизаются, но они все труженицы. Садом занимается сестра, которой 72 года! А ведь каждый цветочек требует огромного внимания и сил. Чтоб поливали, ухаживали, пропалывали – только тогда будет результат. Так и душа человека нуждается в духовной пище, духовном окормлении…

За алтарем Троицкого собора зеленеет аккуратно скошенная поляна –  некрополь, где покоятся сестры, священнослужители и благодетели монастыря. Правда, могилы не обозначены.

mv-16.jpg– Наша обитель основана в 1823 году, скоро ей исполняется 192 года. Первых насельниц хоронили именно на этом месте. Сейчас здесь установлен поклонный белый крест с предстоящими Богородицей, евангелистом Иоанном Богословом, благоверными князьями Борисом и Глебом. Распятие –  подарок обители от раба Божьего Виктора, который стал его последним в земной жизни делом. Освящал крест архиепископ Сергиево-Посадский Феогност два года назад, в день празднования 190-летия обители. В годы лихолетья, когда монастырь разрушили и закрыли, в привратном храме в честь святителя Димитрия Ростовского устроили магазин. Сейчас храм отреставрирован, установлен новый прекрасный иконостас, над которым частично сохранилась древняя роспись – единственное, что осталось с тех времен. В годы войны, когда немцы приближались к Аносину, была взорвана колокольня Троицкого собора, что повлекло за собой разрушение трапезной храма вместе с Борисоглебским и Успенским приделами. Невредимой осталась только нижняя часть главного придела во имя Пресвятой Троицы, который потом долгое время простоял без крыши. Иноческая жизнь возобновилась в 1992 году: из руин воссозданы Троицкий собор и привратная церковь с баптистерием, возведен домовый храм святой Анастасии Узорешительницы при «больничном» корпусе, где проживают престарелые и немощные сестры. В 2006 году Патриархом Алексием II освящен храм-часовня святой царицы Тамары на кладбище в деревне Аносино. Раньше в монастыре проживало около 180 монахинь, сейчас – 25. Самой старшей 91 год.

– А молодые девушки приходят в монастырь с желанием пожить, потрудиться?

– Было больше желающих, сейчас реже идут.

– На ваш взгляд, с чем связано некоторое оскудение в «монашеских кадрах»?

– Что такое монастырь? Это тихая пристань, где подвизаются сестры во славу Божию. Где – послушание и молитва. Я очень люблю Аносино – уединенное, спокойное место. Просыпаешься утром, а за окном соловьи заливаются, птичий хор на любой лад. Как замечательно сказал русский Среброуст (священномученик Серафим (Звездинский), день памяти 26 августа, живший в обители с 1925 по 1926 год и очень любивший иночество), монашество можно сравнить с великолепным садом необычайной красоты, сад этот окружен стенами, установленными на крепком фундаменте, на четырех драгоценных камнях – это Святое Писание четырех евангелистов. Монашество – это зов Божий. Каждого, кто ищет спасительного монашеского пути, Господь ведет в святую обитель. У кого есть желание быть монахом, оно исполнится в свое время, а у кого-то, возможно, пока не хватает сил подвизаться.

mv-03.jpg– Один архимандрит, настоятель столичного монастыря, как-то отметил, что в наше время молодежи не хватает мужества и решимости встать на монашеский путь.

– Безусловно, время накладывает свой отпечаток. Я родилась в Мытищах, получила медицинское образование. Когда мы были молодыми, храмы были закрыты. Мне было 22 года, я уже работала и очень хотела потрудиться в обители. Монастыри в то время действовали только в Прибалтике и на Украине. Каждый год во время отпусков мы с мамой ездили в Спасо-Преображенскую пустынь Свято-Троицкого женского монастыря в Риге, где подвизались в течение месяца. В 29 лет я поступила в Покровский Хотьков женский монастырь, в 33 года приняла постриг. В 2005 году Патриарх Алексий II благословил настоятельницей в Аносин монастырь. 21 марта 2013-го по благословению Святейшего Патриарха Кирилла возведена в сан игумении.

Три Евгении

Подходим к месту захоронения первых настоятельниц Борисоглебской обители, всех трех в постриге нарекли Евгениями (в честь преподобномученицы Евгении Римской; память 6 января): основательница монастыря, родная тетка поэта Ф.И. Тютчева, игумения Евгения (Евдокия Николаевна Тютчева (Мещерская)); ее внучка игумения Евгения (Озерова); схиигумения Евгения (Таишева). «Первые матушки обители – великий пример для всех нас, как быть монахом: не иметь ничего лишнего, только самое необходимое, – отмечает игумения Мария. – Ежедневно совершая крестный ход вокруг монастыря, мы молимся на их могилках, поем литии, просим помощи, вразумления и сил в несении монашеского креста. По молитвам матушек Господь помогает нашей обители».

– Игумения Евгения (Мещерская) не канонизирована, однако ее изображение есть на иконостасе Борисоглебского придела в Троицком соборе, сестры очень почитают матушку-основательницу. Этот иконостас возведен еще до моего игуменства, а что касается почитания – людьми столь высокой жизни и духа невозможно не восхищаться. Матушка Евгения строго соблюдала воздержание, довольствовалась простой пищей, носила власяницу, спала кратким сном и на жестком ложе, большую часть ночи проводя в молитве, чтении слова Божия и святых отцов. Она подавала сестрам пример строгого жития и в богослужебной ревности, и в труде, и даже в одежде, которая была самой простой. Но особой чертой матушки было глубочайшее нелицемерное смирение, которое пронизывало ее отношение и к монашествующим, и к мирянам. Она оставила своему монастырю пример собственной веры, чистоты, незлобия, труда и жития ради Господа. Мы готовим документы на ее канонизацию. В сонме новомучеников Российских уже прославлены сестры обители – преподобномученицы Дарья (Зайцева; память 14 марта) и Татиана (Фомичева; память 3 декабря). Вышло несколько книг, где о них подробно написано. Вообще, все наши предшественницы – люди удивительные. Внучка игумении Евгении, вторая настоятельница обители, тоже была строгой подвижницей, пламенной молитвенницей, стяжала дар непрестанной молитвы. У каждой из них есть чему поучиться современному христианину.

mv-04.jpg– Борисоглебскую обитель с начала основания отличал строгий устав, подобно уставу Оптиной мужской пустыни, берущий свое начало с общежительного устава преподобного Иосифа Волоцкого и его обители; сейчас это сохраняется?

– Первая игумения, стремясь воскресить дух иноческого жития, которым так ярко сияли монастыри Древней Руси, испросила у святителя Филарета (Дроздова) строгий устав для обители, и владыка дал сестрам чин общежития Феодора Студита. Епископ Леонид (Краснопевков) в слове к 50-летию монастыря отмечал, что в деле устроения Борисоглебской обители особенно видна душа святителя Филарета, этого истинного любителя монашества. И монастырь, таким образом, явился первым духовным детищем монахолюбивого архипастыря, чем объясняется его внимание к делу княгини Евгении Мещерской и трепетное отношение к обители. Как и в Иосифо-Волоцком монастыре, так и в нашей обители в то время посторонним не разрешалось ходить по территории монастыря (это правило неукоснительно соблюдалось вплоть до закрытия обители в советское время); не допускался наемный труд – сестры все делали сами, даже обувь изготавливали самостоятельно; не благословлялось разговаривать с посетителями – матушка, заметив, что сестра с кем-то беседует, с улыбкой грозила пальцем, мол, больше молиться надо, с Богом «говорить»! И даже общение с родственниками разрешалось только в соседней с монастырем гостинице. То есть монахини мира не видели, жили строго духовной жизнью, пребывая в молитве Иисусовой.

В обители долгие уставные службы: всенощное бдение, к примеру, длится четыре часа (с 17.00 до 21.00). Принятие пищи два раза в день. Борисоглебский монастырь издревле славился подвигом старчества. В Оптиной пустыни были старцы, а у нас – старицы.

Проходим мимо «игуменской» липовой аллеи, заложенной еще при матушке-первоначальнице и некогда пышно осенявшей обитель. До сего дня сохранилось несколько деревьев, им уже 200 лет.

Матушка Мария направляется к монастырской лавке, где вручает нам целый ворох гостинцев, среди которых – икона небесных покровителей обители святых братьев Бориса и Глеба.

– Нынешний год для монастыря особый: 6 августа Церковь отмечает 1000-летие со дня убиения князей-страстотерпцев. Как обитель готовится к юбилейной дате? Чему современный христианин, монах, может поучиться, взирая на подвиг святых мучеников?

mv-07.jpg– Память благоверных Бориса и Глеба почитается в монастыре уже два столетия. В обители хранится редкая святыня – частицы мощей святых братьев, подаренные несколько лет назад семьей Шмаковых. Каждое воскресенье сестрами читается акафист. Подвиг святых Бориса и Глеба  произвел глубокое впечатление на соотечественников, снискав бессмертную любовь у грядущих поколений. Главное, что мы должны вынести для себя из их жизни, – это братская любовь, богобоязненность, почитание родителей (они очень любили и уважали своего отца – святого князя Владимира), достойное перенесение скорбей. Нужно учиться во всем и всегда полагаться на волю Божию. Господь Сам все управит, наше дело – молиться и не унывать. Ну, а пролить кровь за Христа – не каждому этот венец дан, его надо еще заслужить.

…Давайте поспешим, сейчас будет трапеза, – мягко прерывает беседу игумения Мария.

– А это дерево из Греции, в него попала молния. Нам его подарила одна женщина, – матушка показывает интересную конструкцию в трапезной: часть ствола, расписанного на сюжет «Тайной Вечери».

Во время трапезы читалось житие преподобного Амвросия Оптинского, затем служащий в монастыре батюшка произнес несколько поучительных слов о спасительности болезней и скорбей, а также пользе чтения – обязательной составляющей жизни христианина, особенно монаха: «Иночествующим следует почаще питать душу наставлениями святого Амвросия с его легким, резвым, узнаваемым слогом». Матушка Мария тоже отметила значение испытаний на монашеском пути, после чего поздравила одну из сестер с днем ангела, вручив ей портрет улыбающегося преподобного Амвросия на одре болезни и праздничную просфору. Пропев «Многая лета» монахине Ирине, отправляемся осматривать монастырские угодья.

160 сортов наизусть? Легко!

Техника, наемные рабочие – немалое подспорье, но в основном сестры трудятся сами, полностью обеспечивая нужды за счет собственного хозяйства: фруктовый сад, огород, пасека, курятник, коровник, молочный и сырный цехи, просфорня, пекарня, иконописная мастерская. А некоторым монахиням, ни много ни мало, за 70! Зато жизни и силы в них – откуда что берется?!

В подтверждение сказанному к нам подъезжает пожилая сестра… на велосипеде, с оранжевым ведерком в руках и с кошкой в качестве сопровождающего.

– Два года назад эта сестра сломала бедро; мы думали, не восстановится, – рассказывает матушка по дороге к теплицам, расположенным за монастырской оградой. – Но у Бога свои планы насчет каждого из нас. Вот, на велосипеде вовсю разъезжает.

Матушка благословляет старшую по саду сестру на фотосъемку.

– Ой, зачем меня, рухлядь, фотографировать?! – пытается избежать попадания в кадр монахиня Татиана.

Неизвестно, кто здесь рухлядь, но сестра чуть ли не вприпрыжку обогнала нас с матушкой, торопясь в сад. Притом что солнце пекло нещадно.

mv-11.jpgВ саду/огороде уже многое поспело – успевай снимать урожай. Начало июля, а ягоды налились, многочисленные деревья и кустарники с вишней, сливами, яблоками, малиной, крыжовником, смородиной всех сортов ломаются под тяжестью плодов. Монастырские плантации огромны, а еще есть поле картошки, которую дружно собирают осенью. И все это руками 25 человек?!

–  В монастыре любое дело совершается с молитвой, поэтому и сады цветут, и огороды спорятся, и еда такая вкусная, – улыбается матушка Мария. – Всё нужно делать во славу Божию, с любовью. Трапеза должна услаждаться молитвой и святым послушанием. «Ты приложи старание, а Господь сам усладит пищу», – говорили нам старые монахини. Как заметила одна паломница, в монастыре не пост, а постное объедение – настолько вкусно.

Сад, огород – это «епархия» монахини Татианы и инокини Ангелины. Сестра Татиана с радостью делится рецептами варенья, чайного ассорти, разнотравья, секретами размножения облепихи и борьбы с вредителями (специальная кислая жидкость).

–  А дыни и арбузы выращиваете? – интересуюсь.

Матушка представляет нам монастырского агронома: «Пробовали, один год были, но они очень прихотливы».

У теплиц с помидорами выясняется, что сестры высаживают около 160 (!) сортов томатов, которые делятся на две группы: салатные и засолочные.

– Помните все наизусть? – обращаюсь к сестре Татиане.

Начинает перечислять сорта на пальцах: «Княгиня», «Петр I», «Варвара», «Московский деликатес», «Хохлома», «Чухлома», «Золотая рыбка», и даже «Лампа Аладдина» есть!..

В другой теплице растут длиннющие огурцы – сочные и хрустящие. Объевшись гроздьями вишни, черешни и малины, идем в коровник.

В молочном цехе действует сырный мини-завод, где производятся швейцарский, голландский, адыгейский сорта, сулугуни, плетутся сырные косички. Молоко разливается по бутылкам и выставляется на продажу наряду с монастырским квасом и морсом.

– Хозяйство большое, слава Богу! – говорит матушка Мария. – Это позволяет монастырю помогать нуждающимся, приютам, местной больнице, детскому саду.

Последняя буква в алфавите

mv-02.jpgЗа одним из монастырских корпусов установлена детская площадка. Матушка предлагает нам попрыгать на батуте, который снимает усталость как рукой. Сначала неловко, но потом с радостью выполняем послушание. Здесь же качели и небольшой бассейн (благословения купаться не было). Дети из приюта и из числа гостей обители с восторгом показывают рисунок святых братьев Бориса и Глеба, подготовленный к предстоящему празднику 10-летней Дарьей из Белоруссии.

Игумения Мария приглашает утолить жажду квасом в уютной деревянной беседке.

– Матушка, сегодня много говорилось о правильном отношении к искушениям, скорбям. Преподобный Амвросий Оптинский радовался на одре болезни и нам велел. Монаху полагается всегда помнить, что Господь посылает скорби ради нашего спасения. Любое испытание, всё, что с нами происходит, случается по воле Божией, и нельзя никого винить. Почему зачастую тяжело это принять?

– Потому что мешает наше «я»: мне больно, мне обидно. А ведь «я» – последняя буква в алфавите, поэтому внимание надо обращать не на себя, а на окружающих: как удобно ближнему, а не нам. С ранних лет мама будила меня на службу в пять утра каждое воскресенье, и я не перечила. Притом, что учились тогда шесть дней в неделю и воскресенье было единственным выходным. У молодежи в наше время не было понятия «не хочу», «не буду», мы не задавали вопросов «почему именно я, а не он?»

– «Монахи не падают с луны», – сказал однажды архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк (Арндт). Другими словами, будучи детьми своего времени, они неизбежно привносят в монастырь привычки и особенности той среды, в которой воспитывались. Вы замечаете это влияние?

mv-12.jpg– Безусловно. Люди разные приходят, кто-то из сестер рос в благочестивой семье, получил благословение на монашескую жизнь, а кого-то родители, наоборот, не хотели отдавать в монастырь. Все это откладывает отпечаток на характер, поведение. Когда желающий монашеской жизни сталкивается с первыми искушениями, помыслами, мы стараемся объяснить, утешить. Сейчас дефицит доброго слова, не говоря уже о чем-то большем. Просто поговорить с человеком – порой уже много. Когда мы росли, слово старших было законом, в целом люди были более ответственными, поэтому придя в монастырь мне было легко. Нынешнему поколению не хватает послушания, без которого нет спасения. У монаха только три слова: простите, благословите, помолитесь. Это не просто, внутри бывает сильная брань, но в этом и состоит монашество – в работе над своим «я», распинании себя ради Царствия Небесного. Почитайте жития небесных покровителей Аносиной обители и наших матушек-игумений, откройте труды преподобного Иосифа Волоцкого, чье 500-летие преставления ко Господу мы будем молитвенно вспоминать в сентябре, – это кладезь мудрости для монашествующих. У них все делалось с рассуждением, не было ропота, а только упование на Господа, молитва и смирение, хотя они претерпели много скорбей, поношений, клеветы. Современному иночеству нужно усерднее молиться и за все Бога благодарить.

 

(115)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели