4 сентября в Волгоград доставили мощи святого равноапостольного князя Владимира, Крестителя Руси

В преддверии принесения в Волгоградскую епархию мощей святого благоверного князя Владимира клирик Иоанно-Предтеченского, храма протоиерей Олег Кириченко побеседовал с корреспондентом независимого правового портала «Интер» Анастасией Франтасовой. Отец Олег рассказал читателям издания о значении личности святого князя для российской истории и, в конечном итоге, для каждого из нас.

Vladimir-272x300— Жизнь князя Владимира делится на два периода — до и после крещения, — начал разговор отец Олег. — До 25 лет Владимир жил, как язычник. Идолы требовали постоянных жертв (в том числе и человеческих). Особенно много жертв приносилось богам за победы над врагами. Нормой было и многоженство. Но Владимир быстро духовно зрел.

Таинство крещения князь с боярами и дружиной принял в Херсонесе (на территории современного Севастополя). После крещения у него явилась разительная перемена духовно-нравственного состояния и всего образа его жизни. И из страстного, гордого язычника он переродился в целомудренного, кроткого, необычайно милосердного и доброго человека. Он даже всерьёз вознамерился ввести неслыханное до тех пор в человеческой истории новшество — отменить смертную казнь для разбойников, боясь греха. Крещение князя вместе с боярами и дружиной в Херсонесе стало началом крещения всей Русской земли. По возвращении в Киев князь Владимир собрал своих сыновей и, подготовив их к принятию святой веры Христовой, крестил в источнике, навсегда получившим название Крещатик. Вместе с ними крестился и весь дом его и некоторые бояре.

Потом Владимир приступил к массовому крещению. Крещение киевлян происходило в водах Днепра священниками из Херсонеса. Совершив крещение киевлян, князь Владимир начинает сам обходить со священниками города и села, везде уговаривая народ креститься. Не надо верить вздорным мифам о крещении народа силой. Христианство распространялась по Руси мирно. Исключением стал лишь Новгород. Но Великий Новгород всегда противостоял Киеву, а затем и Москве, так что, вполне вероятно, что конфликты из-за новой веры имели под собой некую политическую подоплеку. К слову сказать, крещением в Новгороде руководил известный по былинам Добрыня Никитич. Результатом того цивилизационного выбора, который осуществил князь Владимир, стало то, что из скромного княжества на задворках Европы мы превратились в одну из величайших цивилизаций мира, в страну великой истории и великой культуры. — Отец Олег, давайте продолжим эту мысль: ведь то решение определило курс, которым следует наша страна не только на тот момент, но, по большому счету, на века вперед… — В истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры православие вне всякого сомнения играет особую роль, являясь государствообразующей религией. Также вся отечественная культурная традиция является наследием решающего религиозного, исторического, цивилизационного выбора, осуществленного князем Владимиром и освященного в крещальных водах Днепра. Многогранная культура русского народа сформировалась во многом под влиянием православия. Часто люди не могут понять, до конца прочувствовать некоторые произведения искусства, архитектурные ансамбли, потому что они не знают, не чувствуют их истоков. Или вот пример — «Капитанская дочка» Пушкина. Там ведь нет ни слова про Бога, религию, но сама идея, канва этого литературного произведения является ярчайшей проповедью православной веры. Однако не воцерковленный человек, как правило, не может разглядеть этих глубин. — Насколько важно, на ваш взгляд, что у православных нашего города появилась возможность поклониться мощам крестителя Руси именно в настоящий момент, в реалиях сегодняшнего дня? Все мы являемся свидетелями трагических событий в соседнем государстве, видим, как трещина, разделившая некогда братские народы, становится все глубже и глубже… — Это очень важное событие. Мы должны знать и понимать, что определение «Киевская Русь» — это, по сути, технический термин. В широкий научный обиход он попал благодаря известному историку Сергею Соловьеву, употреблявшему выражение «Киевская Русь», наряду с «Русью Новгородской», «Русью Московской» и т. д. в своей книге «История России с древнейших времен». Но в Киевской купели был крещен единый народ, тот, который позднее, в силу различных обстоятельств, разделился на три части: русских, украинцев и белоруссов. Разделившись, мы однако всё равно остались братьями, одной и той же русской цивилизацией. Сегодня в Киев пришла большая беда. С июня 2014 года, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, во всех православных храмах ежедневно возносится молитва о мире и преодолении междоусобной брани на Украине. И что бы заокеанские мудрецы не придумывали, какие бы технологии не использовали, мы все равно останемся братьями. — На мой взгляд, князь Владимир — это тот святой, чью историю и житие надо в первую очередь изучать людям, которые хотят приобщиться веры православной. Ведь как князь делал выбор, писал историю государства с чистого листа, так и многие русские люди, после многих лет гонений на православие, после того как религиозные чувства вытравлялись десятилетиями, сейчас делают каждый свой выбор и многие обращаются к Богу… — Вы правы. За 70 лет государственного атеизма многие семьи стали неверующими. Наши предки раньше узнавали основы религии в детстве и юности, формировали свой образ жизни сообразно с заповедями и Божьими законами, а мы зачастую узнаем все это уже в зрелом возрасте и, будучи взрослыми, должны делать выбор, идем ли мы по жизни с Господом либо без него. И если кто-то нуждается в этот момент в подсказке, то прочитать историю святого князя Владимира, узнать, чем он руководствовался при своем выборе, будет очень полезно.

Источник: независимый правовой портал «ИНТЕР»

(106)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели