Источник: Православие и современность
14 сентября (1 сентября по старому стилю) — церковное новолетие
Утверждение христианской свободы
Вот и закончился год… Год церковный. А когда-то вместе с ним заканчивался и год в календаре. И это логично: сентябрь открывает двери осени — времени, когда Господь дарует нам полноту всего от природы, сотворенной Им. Новолетие — время подведения итогов, время радости и благодарности. Именно поэтому как минимум странно праздновать его в январе, когда в разгаре зима, а в церковном календаре — самая строгая седмица Рождественского поста. Неудивительно, что вместо благолепия и благодарения получается то, что когда-то метко было названо Юрием Шевчуком январским геноцидом.
Считается, что церковное новолетие первого сентября было установлено на Первом Вселенском Соборе в Никее в 325 году. Поводом послужила победа императора Константина над соправителем Лицинием, который, несмотря на Миланский эдикт, продолжал преследовать христиан на востоке Римской империи. Случилось это знаменательное событие в сентябре 323 года. Отцы Собора постановили праздновать этот день в память об окончательном утверждении христианской свободы. Ими был заложен и совсем иной глубокий нравственный смысл новолетия. «Мы празднуем, — говорили они, — индиктион, не римскими царями установленный, а узаконенный Небесным Царем Славы Христом. Христов же индиктион — это Его святые заповеди. Он не требует от нас ни меди, ни железа, ни серебра, ни золота. Но вместо железа и меди Господь требует от нас твердой добродетели и крепкой веры в Бога. Вместо серебра наш Царь Христос ожидает от нас надежды, ибо она лучше, чем серебро, обеспечивает человеку благополучную жизнь. А вместо золота Он хочет от нас самой драгоценной добродетели — любви к Богу и человеку, ибо как золото драгоценнее серебра, меди и железа, так и любовь выше надежды и веры. В Писании ведь так и говорится: А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь их больше (1 Кор. 13, 13)».
Всё еще… позади
Осень — это напоминание о закате, тревожное и прекрасное время осмысления прожитого. Господь указывает нам на то, что дни беспечности и тепла недолговечны. Как редко мы задумываемся об этом применительно к собственной жизни, любуясь золотом осенних листьев! А между тем незаметно для самих себя мы подходим к моменту, когда с сожалением, а может быть, и с отчаянием оглядываясь назад, поразимся тому, как заблуждались, думая, что у нас еще всё впереди. А никакого «впереди» уже и нет. Так нередко бывает: пройдя немалый отрезок своего жизненного пути, а возможно, уже одолев большую половину своего земного странствования, человек с тоской смотрит в прошлое. Возможно, опыт и знания, что пришли с годами, указывают ему на ошибки и неверные поступки, совершенные прежде, но это в лучшем случае. Тогда осмысление жизни может перерасти в покаяние. Но чаще бывает иначе: человек испытывает досаду, что теперь для него становится невозможным многое из того, что он когда-то мог. И зачастую речь идет именно о грехе, который, собственно, и перечеркивает прошлое, настоящее и лишает будущего. И тогда вместо благодарности Господу, подарившему нам бесценный дар жизни, сердце наполняет злоба…
За что благодарить?
Бывает, что мы не воспитываем в себе способности благодарить. Закон общества потребления: кто успел, тот и съел — и, довольный собой, пошел дальше. Роскошь и сытость одних и жуткая нищета и отчаяние других порождают ненависть и зависть. Какая уж тут благодарность… Впрочем, все равно ничто не способно отменить благодеяний Господних. Он принес нам в дар гораздо больше, чем все земные блага. И получить это можно даром. Для этого требуется лишь одно — наше свободное желание.
Но что значит вообще — благодарить? Благо дарить? Кому? Богу? Зачем наша благодарность Тому, у Кого нет ни в чем недостатка? И это Он нас всегда благодарит, то есть одаривает всевозможными благами. Глупо это отрицать. Ведь по большому счету то, чего у нас нет, возможно, никогда нами и не было испрашиваемо по-настоящему, из глубины сердца. Сказано же: просите и дано будет, стучите и будет открыто (ср.: Мф. 7, 7)… В синагоге Господь напрямую говорит иудеям словами пророка Исайи о том, что Он пришел исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное (Лк. 4, 18–19). И мы, хоть с момента произнесения этих слов прошло уже почти 2000 лет, так и не осознали, что лето Господне благоприятное — это время, отведенное нам здесь, на Земле! Мы до сих пор крайне нуждаемся в том, о чем говорил пророк. Наши сердца тоскуют в ожидании исцеления, потому что в них почти не бывает места ближнему; мы жаждем освобождения, потому что и по сей день находимся в плену своих грехов и страстей; нам необходимо прозрение, поскольку мы перестали видеть еще кого-то, кроме себя; но самое главное, что душа наша, измученная всем этим тяжким грузом, мечтает о свободе, дать которую может только Господь. А еще нам очень не хватает понимания, что всё, дающееся нам в этой жизни, даётся для употребления с разумением и пользой. Это и есть благодарное принятие Господних даров.
Открывая Небо
Не помню, кем было сказано, но слова эти врезались в мою память: «Человек подобен стреле в натянутой до предела тетиве, а стрела эта устремлена в небо». Надежда, вера и любовь — то, что открывает для нас Небо. Этих даров ждет от нас Господь, потому что через эти сокровища мы становимся подобны Ему. Вот как мы можем проявить Ему свою благодарность!
Господь даровал мне возможность знать таких людей, которые умели благодарить. Кого-то из них уже нет, а кто-то еще продолжает свой путь — продолжает, благодаря.
У моего хорошего друга тяжело болела мама. Хотя недуг мучил ее довольно долго, она все никак не могла решиться на исповедь и причастие. И вот наступил момент, когда счет ее земной жизни пошел уже на часы. У нас не получилось обстоятельной беседы — ей было слишком тяжело, но на вопрос, раскаивается ли она в своих грехах, я получил очень четкий ответ: «Да!». И еще больше мне сказали глаза: в них кроме боли и страха были благодарность и надежда. Надежда, которая никогда не постыжается. Через три дня были похороны. И перед самым погребением я, развязывая руки усопшей, вдруг почувствовал, насколько эти руки мягки, в них не было привычного холода мертвого тела. Это были руки живого человека. Я был столь удивлен, что попросил еще одного человека это мое маленькое открытие подтвердить. И он тоже отметил необычность этого явления.
Наверное, многие слышали про коварную загадку, которую верующим любят задавать атеисты: а может ли Бог создать такой камень, который Он не сможет поднять? Многие от этого вопроса теряются, хотя, если глубже вдуматься в его смысл, то ответ окажется очевидным: да, может, и уже давно создал. Этот камень — сердце человека. Господь не вторгается в него без нас, помимо нашей воли. Господь, даровавший нам величайший и страшный дар свободы воли и выбора, никогда и ни при каких обстоятельствах его у нас не отнимет. В этом и счастье, в этом и трагедия.
Наверное, многие помнят замечательный фильм Владимира Грамматикова «Мио, мой Мио», снятый по одноименной сказке Астрид Линдгрен. Сирота Боссе, никому не нужный в этом мире, обретает страну Желанную, а вместе с ней и отца, которого так искал всю свою недолгую жизнь. Но его счастье омрачается несчастьем жителей этой страны, детей которых похищал жестокий и страшный рыцарь Като с Сумрачного берега. Превращая их в птиц, он обрекал их вечно с плачем кружиться над Мертвым озером. Мальчик Боссе, а теперь уже принц Мио, не задумываясь отправляется в опасный путь, чтобы сразиться с чудовищем. И, конечно же, побеждает… Потому что сердце, способное понести беду и боль другого, больше этого мира и сильнее камня и железа. Это и есть благодарное сердце — это сердце подобно стреле в тугой тетиве… Это сердце, исцеленное Богом, сердце, открывающее Небо.
Фото Д. Емельянова и из открытых интернет-источников
Газета «Православная вера» № 16 (540)
Комментарии (0)
Нет комментариев!
Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.