Пресвятая Богородица – мать всех нас

Источник: Святая Гора 

Всякая тварь внесла – всяк в свой черед – свой вклад в дело воплощения Божественного Слова. Мы же, наше человеческое естество, принесли как ответное приношение за величайший дар Божественного снисхождения Иисуса в мир, без сомнения,  совершеннейший из даров – Пресвятую Богородицу, ставшую Матерью Ему и матерью всем нам.

И вот произошло нечто неописуемое. Как сия Дщерь нашла в себе столь великие способности, позволившие Ей послужить сей великой цели и принести Богу то, что не смогла принести Ему вся прочая тварь? Если бы человек не смог принести Пресвятую Богородицу в дар, то мы могли бы сказать, что тщетным было бы все дело Божественного домостроительства, и потому не произошло бы и спасение человека, и возрождение и восстановление всей твари в прежнем достоинстве, и возвращение равновесия в испорченное творение.

Panagia-32

И сия высота, которой достигло при этом человеческое естество, – не только величайшая во всей ее истории, но и не может повториться. Ибо обнаружили мы  у себя великий дар, дабы, скажем так,  ублажить им Божественную Любовь и сподвигнуть ее прийти к нам.

Единожды послуживши, сия благословенная Дщерь, сейчас называемая Богородицей, с тех пор и по сей день постоянно пребывает на особом месте по отношению к Богу и к нам. При Ее посредничестве Сын Божий получил человеческое естество и стал одновременно и Богом, и Человеком. Она дала Ему все, что имела, принеся Ему в дар целиком свое человеческое естество. И потому и Он, в Свою очередь, даровал Ей обожение в той степени, конечно, в которой могло его вместить человеческое естество. Ибо обратить Ее в Бога по естеству было невозможно. По благодати, однако, Он обожил Ее в такой степени, согласно церковным богословам, что Она ни в чем не уступала другим.

Благодаря приношению сему удалось и нам вознестись и приблизиться к Богу. Ибо по нашему естеству сподобились и мы теперь через сию Дщерь такого родства,  обретя вочеловечение в такой неотъемлемой и богатой степени, что стали мы воистину   «наследниками Божиими, сонаследниками же Сыну Его».

И потому и Церковь наша на следующий день после Рождества Христова, день, посвященный непосредственно празднованию бессемянного Рождения  Божественного Слова, празднует и Ее Собор. Она уже прославляет Ее в материнском достоинстве и чтит Ее приношение, ибо Она содействовала как никто другой в осуществлении этого высшего Таинства.

И смотрите, с какой мудростью Божественный Промысел преобразил сей «обветшавший» образ! Диаволу удалось соблазнить одного из двух людей, сотворенных Богом. Он соблазнил женщину и сделал ее орудием обмана и причиной разрушения. Промысел же Божий домостроительствовал для собрания в сей чистой Дщери всей добродетели человеческого совершенства, дабы орудие утраты и обмана сделалось сейчас орудием спасения и возвращения. И не просто сделалось, но и пребудет вовек.

gerondas_iwsif_vatopaidinos_630

Там, где находится ныне Богородица Дева после обожения Своего, обладает Она и совершенным материнством, ибо именно Она есть источник истинного и нетленного  материнства. Первая Ева, будучи первой матерью, лишилась достоинства материнства, ибо вместе с нами она родила смерть, а с нею вместе и вражду, ненависть, тлен, разрушение. И потому больше нет у нее лица материнства. Дева же наша Богородица нетлением чистоты Своей сделала материнство совершенным.  И подобно тому, как  Бог Отец обладает в совершенстве отеческой любовью, так что Он «Сына Своего не пощадил», но «за всех нас» предал Его, так и сейчас Дева наша Богородица, сия сподобившаяся обожения Дщерь, обладает совершенным лицом, полной степенью совершенного материнства.

И ныне с дерзновением прибегаем мы к сему престолу благодати материнства и как сыновья молим Ее, матушку свою, и не может Она не услышать нас. Не может, ибо как это возможно в совершенстве материнства закрыть сердце Свое к зову и мольбам детей Своих?

Не сложно позаимствовать из семейного нашего опыта живые примеры того, что есть материнство. Иной раз мы видели, как материнская нежность и любовь из-за непослушания и жестокости ребенка изменялись таким образом, что на смену любви являлась угроза. Но лишь только случилось ребенку испытать боль, унижение и заплакать, гнев матери немедленно обращается в сочувствие и родительскую любовь, и на смену всему неприятному приходит материнское объятие. И если все это присутствует в низком, в несовершенном, в опороченном и слабом человеческом естестве, в какой же степени присутствует все это в совершенстве духовного богодостойного материнства?

Имея сию Мать как залог, как стоящую между нами и Богом мы имеем и совершенную надежду, что никакое чаяние наше, никакое желание наше в Боге, никакая просьба наша  и никакая потребность нынешняя и будущая не может не быть удовлетворена. Ибо видя нас, прибегающих к Ее материнской любви, не может Она отказать нам, не хочет сделать этого. Достаточно лишь нам со стороны своей приложить малейшее усилие, чтобы устоять нам как разумным созданиям на фундаменте предназначения нашего. И таким образом, имея в качестве залога Деву нашу Богородицу, положившую начало делу нашего спасения, разрешаем мы любую печаль нашу настоящую и будущую.

Что же тогда остается делать нам? Более глубоко осмыслить наше сыновнее состояние по отношению к Ней, более искренне и более верно любить Ее, зная о ее истинном достоинстве и пребывая в уверенности, что все наши печали уже разрешены, ибо Она есть посредник между нами и Сыном Своим, ибо для Нее Бог, Спаситель мира,  Христос является не только Господом и Богом, но и по естеству Сыном Ее. И из своего опыта знаем мы, что не может Совершенная Мать прийти с какой-либо просьбой к Совершенному Сыну и получить от Него отказ. Такое просто невозможно.

Нам лишь остается возбудить в душе своей все чувства по отношению к Ее материнской любви и излить это во всех возносимых Ей песнопениях, благодарениях, славословиях, молениях и взываниях, а также любым прочим способом, подобающим и достойным Ее Божественного характера.

Она наделена всеми добродетелями. В особенном, впрочем, изобилии находим мы в ней смирение и чистоту, потому и называем мы Ее Приснодевой. И Приснодева Она не просто потому, что воистину пребывала Девой и не познала даже самой идеи мужа, но и потому, что в чистейшем существовании Своем не приняла она и в мыслях даже тени греха.  И в чистый душевный мир Ее не вошли тление и грех. И именно потому Она есть и пребывает Пресвятой и Приснодевой.

Я обращаюсь к юным, к неженатым и незамужним, к монахам, к тем, вся сущность которых есть девственность. Если вы хотите почтить Ее, то не можете вы принести Ей лучшего дара, нежели пребывать в чистоте. Именно так мы славим Ее.

И второе качество, характеризующее Ее, хоть и исполнена Она и прочих добродетелей, – это смирение. Когда Архангел, придя к Ней, ясно сказал Ей: «Радуйся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога», не возгордилась Она, подумав: «Итак, я стала матерью Самого Бога», но ответила смиренно: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову Твоему». Исполнившись действенного смирения и называя себя «Рабой Господней», приносит она в дар Богу полное послушание, говоря: «Да будет Мне по слову Твоему». Как повелишь Мне Ты, Господь мой. Я готова все исполнить немедленно.

Видите, как Она ответила? Двумя простыми словами, двумя простыми действиями эта хрупкая девочка, какой Она была тогда, принесла в дар всю силу совершенства добродетели. Смирение и послушание. Эти добродетели и для нас являются основой всего. Ибо они, по крайней мере для нас, монахов, составляют главу нашей сущности, посредством которой мы и сами сможем не только сохранить наше лицо как монахов, но и явить также ближним нашим и Церкви нашей, кто мы есть, и подать пример и  указать курс дальнейшего плавания по житейскому морю для всех христиан.

И потому тот, кто хочет почтить Пречистую нашу Деву и хочет удостоиться того, чтобы Она  ниспослала ему Свою материнскую любовь, да взрастит в себе эти добродетели: смирение и послушание. Я уж и не говорю о чистоте, ибо горе монаху, лишившемуся чистоты! Тогда уж все пропало!

И потому и вы, где бы вы ни находились, можете воспеть Ее песнопениями. Спойте Богородичный тропарь. Наполните уста благоуханием Ее имени.

Видите, что сказала Она Сама? Лишь только исполнилась Она Духа Святого, как начала пророчествовать о Себе Самой, сказав: «Отныне будут ублажать Меня все роды».

Это явила Ей благодать Духа Святого, которая вселилась в Нее навек. Она побудила Ее сказать это. Поселившаяся в ней благодать Святого Духа воспользовалась для этого Ее устами подобно тому, как музыкант водит руками по струнам, рождая музыку. И вот начала Она говорить смиренно в душе Своей: «Ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный».

Конечно же, величие! Что может быть более великим, чем тот факт, что вселилась в Нее вся Божественная полнота телесно? Один лишь луч благодати, всего лишь лучик, воссияв на всем творении, способен один все его перевести в Божественное достоинство по благодати. Здесь же на Нее был ниспослан не просто луч благодати. В Нее телесно вселилась вся Божественная полнота.

Вот об этом сегодня хотел я напомнить всем вам, возлюбленные мои, дабы стали вы горячими и пламенными восприемниками Ее любви. Ибо есть у нас и живой пример этого, приснопоминаемый наш старец, столь сильно любимый Ею и столь сильно Ее любивший. Если бы блаженной памяти старец был здесь и слышал все это, без сомнения, пролил бы он неиссякаемые слезы, ибо лишь от одного упоминания имени Ее трепетал он¸ как малое дитя! И за это столько раз явственно показала Она ему свою  любовь и удостоила Его уйти из мира в тот же день, когда и Она покинула сей мир.

Да укрепят же и нас благодать и заступничество Ее и всех святых. Аминь.

Источник: Старец Иосиф. Афонские послания. Душеполезные Ватопедские чтения.      Изд-во Ватопедского монастыря. Афон, 1999. 

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

(93)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели