Слово Святейшего Патриарха Кирилла в канун праздника Покрова Пресвятой Богородицы
13 октября 2015 года, в канун праздника Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил утреню всенощного бдения в Воскресенском войсковом соборе станицы Старочеркасская Ростовской области. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.
Ваше Высокопреосвященство владыка митрополит Меркурий! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемый Владимир Васильевич, полномочный представитель Президента на юге России! Уважаемый Александр Дмитриевич, полномочный представитель Президента в Центральном федеральном округе и председатель Совета при Президенте по делам казачества! Уважаемый Василий Юрьевич, губернатор Ростовской земли! Господа атаманы! Дорогие братья и сестры!
Для меня большая радость совершить впервые за всю историю этого храма Патриаршее богослужение под его сводами. Чего только не видели эти своды. Они много видели радости — радости людей, которые из-за любви к Отечеству шли на смертный бой, отстаивали священные рубежи Родины и возвращались живыми. Как много слез видели эти стены — слез жен, детей, матерей, сотоварищей, которые оплакивали, горько оплакивали тех, кто погиб, защищая Родину.
И неслучайно в честь побед строились храмы, потому что нет ни одной победы, которая бы не сопровождалась скорбью, страданием, смертью людей. И когда в виде памятника победы созидались храмы, то в этом созидании проявлялась вера людей в то, что ничто не забыто, никто не забыт, ничто не вычеркнуто из истории, из человеческой памяти, даже если история и память неспособны удержать все имена. Потому что эти имена, эти судьбы, эти жизни, эти смерти содержит в Себе Сам Бог.
И храм неслучайно был назван в честь Воскресения. В этом выражалась вера благочестивых казаков в то, что через воскресение к жизни возвращается всякий живший на земле и по закону плоти умерший. Через воскресение обновляется жизнь и открываются врата вечности.
Наверное, и сегодня сюда приходят люди со своими радостями и скорбями. Эти радости и скорби в центре их жизни. Они не сравнивают свое страдание со страданиями других, потому что скорбь, страдание каждого из нас для нас то самое значительное и самое тяжелое. Но как важно, посещая храм и молясь о том, чтобы Господь избавил нас от бед, болезней и всякого зла, как важно в храме обновлять свою веру в бессмертие. Если мы верим в то, что земной жизнью не кончается наша жизнь, то эта жизнь наполняется особой силой, мужеством, способностью побеждать, способностью свою жизнь полагать за други своя, как учит нас Священное Писание. Но, что самое главное, вера в бессмертие наполняет бесконечным смыслом нашу человеческую жизнь.
Опять таки, каждому кажется, что он прожил значительную жизнь. Но объективно это не всегда так. О ком-то из живших и живущих будут долгое время вспоминать, имена будут в учебниках истории. О ком-то будут вспоминать дети, внуки, в лучшем случае, правнуки. А о ком-то даже и близкие родственники вспоминать не будут. Так что же означает человеческая жизнь? Что означают эти 70-80 лет, прожитые человеком? Какое значение имеет это все перед лицом вселенной, космоса? Никакого, если мы скажем, что с нашей смертью прекращается жизнь.
Вот почему не может быть великих свершений, когда человек не верит в бессмертие. Не может быть жизненного оптимизма подлинного, когда он не верит в бессмертие. Не может быть победы над страхом смерти, если не верим в бессмертие. Неслучайно казаки воздвигли Воскресенский храм над тем местом, куда стекались для молитвы о здравии и за упокой, потому что им то, жившим на рубежах Отечества и каждый день, можно сказать, рисковавшим жизнью, как важно было укреплять свою веру в бессмертие и идти на врага, ничуть не сомневаясь в том, что с прекращением физической жизни не прекращается жизнь. И в наше время, когда сознание людей от этих самых главных мыслей отводится в сторону путем перенесения жизненных акцентов, ценностей, когда перспектива жизни и смерти как бы ускользает из сознания современных людей, а современная культура уводит эту тему в сторону, и может быть, только ради одного — развлечь человека, увлечь его остротой сюжета — говорит о смерти в наших фильмах и литературных произведениях. А цивилизация развивается так, как будто смерти нет, как будто мы будем жить вечно. Нам предлагают жить богаче и богаче, покупать все больше и больше, тратить все больше и больше. И никаких других целей. Живи весело, богато, если можешь иметь власть, держи и руками, и зубами эту власть, наслаждайся жизнью. И здесь не нужна тогда никакая вера в воскресение, потому что акценты жизненные перенесены в другое место. Но а что же означает тогда такая жизнь, в том числе и перед лицом смерти? Религиозная вера дает нам ответы на самые важные вопросы: зачем же человек живет? Как нужно относиться к этой жизни? Какие подлинные ценности нужно беречь? Ради чего стоит жить? И Церковь Божия, умело или неумело, по-разному, но исполняя те обязательства, которые она приняла от самого Спасителя, проповедует людям на протяжении двух тысячелетий великую истину в то, что душа человека бессмертна, а целью жизни является жизнь вечная. И да поможет всем нам Господь укрепляться в этой вере, превозмогать соблазны века сего, воспитывать в этой вере своих детей, внуков, для того чтобы народ наш становился все более и более сильным народом, способным на великие дела, способным на те свершения, которые каждому из нас в том числе, и способны открыть врата вечности.
Всех вас, дорогие мои, сердечно поздравляю с этим замечательным днем — с кануном праздника Пресвятой Богородицы — с торжественным богослужением в Воскресенском казачьем соборе древней столице русского казачества — в граде Черкасске, ныне именуемом Старочерскасской станицей.
Источник: Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
(158)
Комментарии (0)
Нет комментариев!
Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.