Как человеку остаться человеком Беседа с профессором Ольгой Бердниковой – заместителем председателя Объединения православных ученых
Источник: Православие.RU
Беседа с профессором Ольгой Бердниковой – заместителем председателя Объединения православных ученых
О деятельности Объединения православных ученых, новых тенденциях современной русской литературы, наиболее ярких ее представителях рассказала заместитель председателя объединения по гуманитарному направлению, доктор филологических наук, профессор Воронежского государственного университета Ольга Анатольевна Бердникова.
– Ольга Анатольевна, когда было создано Объединение православных ученых? Что этому способствовало, и какие цели объединение ставит перед собой?
– Объединение православных ученых создано в 2012 году по инициативе протоиерея Геннадия Заридзе – настоятеля Покровского храма в с. Отрадное Воронежской области – и прихожан храма – ученых филологического факультета Воронежского государственного университета. Этому предшествовало сотрудничество отца Геннадия с учеными ВГУ в деле духовно-нравственного просвещения студенчества в рамках деятельности Православного образовательного центра при филологическом факультете, где отец Геннадий курировал и продолжает курировать программу «Беседы на православные темы». Беседы отца Геннадия не только со студентами, но и преподавателями привели нас к пониманию того, что только объединенными усилиями представителей образования и религии можно противостоять угрозам современности, направленным на нравственную дестабилизацию общества.
Сегодня многие ученые возвращаются к идее о том, что между религией и наукой не должно быть непонимания
Мне запомнились слова английского ученого Уайтхэдома, сказанные в 1975 году, которые остаются актуальными и в нашу рубежную эпоху: «Когда мы принимаем во внимание, какое значение для человечества имеет религия и какое наука, мы должны без преувеличения утверждать, что от решения вопроса об отношениях между ними зависит дальнейший ход истории». А путь к реализации столь трудной задачи – объединение усилий ученых разных специальностей. Первым опытом такого объединения стала конференция «Православный ученый в современном мире», проведенная в 2012 году на базе ВГУ. Уже на первую конференцию собрались представители разных вузов Воронежа, приехали ученые из Греции, Болгарии, Сербии, Польши, Москвы, Белгорода и других российских городов. Оказалось, что создание такого объединения – насущное и давно ожидаемое событие. Сегодня многие ученые возвращаются к идее о том, что между религией и наукой не должно быть непонимания. Научный и религиозный способы познания должны не противопоставляться, а взаимодействовать между собой и дополнять друг друга.
В настоящее время наша общественно-просветительская организация получила статус межрегиональной, а на деле она уже стала международной, так как в число ее членов входят ученые Греции и многих славянских стран. Регулярно издаются сборники научных трудов по материалам прошедших конференций. Второй год публикуется «Вестник Объединения православных ученых», который готовится получить статус издания ВАК.
– По вашему мнению, как можно охарактеризовать православного ученого?
Православный ученый имеет духовное видение категорий и проблем науки
– Как раз самым дискуссионным вопросом первой конференции оказался вопрос о том, кто такой православный ученый. Конечно, не может быть православной или мусульманской науки, но ученый, занимающийся исследовательской и педагогической деятельностью, безусловно, всегда является носителем определенного мировоззрения. В этом смысле православный ученый – это человек, исповедующий православную веру, признающий, соответственно, вполне определенную систему ценностей и, что особенно важно, имеющий духовное видение категорий и проблем той науки, которой он занимается. А духовный ракурс исследования и преподавания способствует не только осмыслению различных феноменов естественных и гуманитарных наук в их связи с христианской традицией, но и православной ценностной ориентации молодых людей нашей кризисной рубежной эпохи.
– Какие формы просветительской деятельности вы используете?– Наше объединение ищет новые формы просветительской и организационной деятельности. В октябре 2015 года начал работу гуманитарный семинар, предлагающий для обсуждения широкий спектр актуальных проблем филологии, истории, психологии, педагогики. К работе в семинаре приглашаются все интересующиеся.
– На сегодняшнем семинаре речь шла о новых тенденциях в литературе. Ольга Анатольевна, а какие, по вашему мнению, основные направления можно выделить в современной русской прозе?
– Современная русская проза разнообразна. Если говорить о сугубо эстетических критериях, то, во-первых, следует упомянуть группу «новых реалистов», по определению С. Шаргунова; во-вторых, активно проявляет себя неомодернистская проза, и в-третьих – постмодернисты – они представлены в меньшей степени.
Если речь идет о разных уровнях существования литературы и ее восприятия читателем, то традиционно выделяют три уровня: массовая книжная продукция, беллетристика и высший уровень литературы – элитарная, сложная проза. Можно говорить даже о сетературе – литературной прозе в сети.
Если выделять течения по тематике, то в современной литературе есть «батальная проза» (военная тема), новая историческая проза, постдеревенская проза (или новая проза о деревне), «поколенческий роман» (роман о герое времени и поколении 1990-х годов), «филологическая проза» (проза писателей – профессиональных филологов), «женская проза» (произведения на сугубо женскую тематику).
– А какое место занимает православная литература?
– Православная проза – заметное явление современного литературного процесса. Сейчас это обширное течение, в котором уже есть своя беллетристика, сложная проза, даже массовое чтение. Самыми интересными авторами, на мой взгляд, являются протоиерей Николай Агафонов, протоиерей Николай Блохин, священник Ярослав Шипов, епископ Тихон (Шевкунов), монах Варнава (Санин), Петр Мамонов.
– Читатель должен знать своего автора, что называется, «в лицо» и суметь среди разнообразия книг на полках магазина выбрать именно ту, которая ему нужна. А поклонники традиционной русской классики авторов каких книг обычно выбирают?
– В современной литературе есть писатели, в большей степени ориентирующиеся на традиции классиков. Среди ныне живущих это Борис Екимов – автор повести «Пиночет» и циклов рассказов (его трогательный рассказ «Говори, мама, говори» пользуется популярностью среди молодежи), Владимир Крупин, Олеся Николаева, Владимир Личутин, Вера Галактионова, Борис Евсеев, Захар Прилепин. Сюжеты произведений Олега Павлова («Конец века», «Казенная сказка», «В безбожных переулках»), Алексея Варламова («Рождение», «Дом в деревне», романа «11 сентября») и Андрея Геласимова (повесть «Жажда») заимствованы из жизни, поэтому их повести и романы находят отклик у молодых читателей. В последние годы особой популярностью у читателей разных поколений пользуются романы Евгения Водолазкина «Лавр» и Захара Прилепина «Обитель». Последний по опросам работников библиотек стал лидером по читательскому спросу.
– В наше время творчество таких широко известных писателей-классиков, как Валентин Распутин, Виктор Астафьев и Леонид Бородин, оценивается по-новому. С вашей точки зрения, какие актуальные вопросы они поднимали?
– Становится очевидной значимость этих писателей как хранителей тех духовно-нравственных ценностей, которые выработала наша литература на протяжении многих веков. Они поднимали темы, дающие, как писал А.С. Пушкин, «сердцу пищу»: «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам». Это вопросы о духовно-нравственном становлении личности, о трудном пути человека к добру и вере, об исторической памяти, о нравственном выборе, о душе человека, попавшего в экстремальные обстоятельства, о тех ловушках и обольщениях, которые подстерегают человека в современном мире.
– А в XXI веке какие темы авторы затрагивают чаще всего?
Вопрос: как жить по совести в мире, где духовность попираема? – остается ключевым вопросом литературы
– Темы настоящей литературы – вечные темы. В наше время авторы пишут о том, как человеку остаться человеком в бесчеловечных условиях техногенной цивилизации и нового наступления язычества, что может заставить человека вспомнить и осознать, что он создан по образу Божию. Русские писатели продолжают исследовать непредсказуемый характер русского человека. А извечный вопрос о том, как жить по совести в мире, где духовность попираема, – остается ключевым вопросом в творчестве многих представителей современной русской литературы. На сегодняшнем гуманитарном семинаре практически все его участники пришли к такому же выводу.
В завершение нашей беседы Ольга Анатольевна рассказала о том, что было единодушно решено продолжать проводить семинары, и раскрыла тему следующего обсуждения: «Современный русский язык как “Дом бытия”. А для тех, кто по разным причинам не сможет присутствовать на семинаре, его материалы будут в сокращенном виде выкладываться на сайт объединения.
(114)
Комментарии (0)
Нет комментариев!
Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.