Артос – хлеб пасхальной радости

18945454

Фото из открытых интернет-источников

В продолжении всей Светлой седмицы артос — высокий цилиндрический хлеб — занимает в храме самое видное место. Он лежит на аналое прямо на солее, напротив Царских Врат перед образом Спасителя.

На артосе сверху часто изображен крест, на котором виден только терновый венец, но нет Распятого – как знамение победы Христовой над смертью, или символическое изображение Воскресения Христова. Слово артос переводится с греческого как «квасной хлеб» — общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе — просфора всецелая.

Артос освящается особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи в конце Литургии. Во все дни Светлой седмицы по окончании Литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма. В субботу Светлой седмицы по заамвонной молитве читается молитва на раздробление артоса, артос раздробляется и после Литургии раздается народу.

Откуда появился этот обычай и что значит этот особо освященный хлеб?

Употребление артоса (общего хлеба) по преданию началось с самого начала христианства. Ученики Христовы, собираясь на общую молитву и вспоминая Тайную Вечерю, Крест, Воскресение и Вознесение Господа, причащались Тела и Крови Христовых. Готовя же обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему среди них Господу и полагали на это место общий для всех хлеб, как образ Его присутствия.

Подражая апостолам, в Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме общий для всех хлеб, как в видимое выражение того, что пострадавший за нас и воскресший Спаситель сделался для всех нас истинным хлебом жизни.

С артосом соединяется и древнее церковное предание, что апостолы оставляли за столом часть хлеба — долю Пречистой Матери Господа в напоминание постоянного общения с Ней и после трапезы благоговейно делили эту часть между собой. В монастырях этот обычай носит название «Чин о Панагии», то есть воспоминание о Всесвятой Матери Господа.

Надо отметить, что традиция изготовления артоса сильно повлияла на пасхальную кухню православных народов — народным переосмыслением артоса является особый пасхальный хлеб: кулич — у русских, паска – у украинцев, козунак – у румын и молдаван и т. д.

Типикон не содержит никакого указания на хранение артоса после Светлой субботы (в монастырях его разделяли между братией и ели перед началом трапезы в Великую Субботу), но в российской приходской практике распространён обычай благоговейно хранить артос дома. Обычно его хранят в специальном мешочке радом с иконами и святой водой.

Артос употребляют в случаях, когда необходима поддержка души и тела, и всегда со словами «Христос воскресе!», с вспоминанием радостных дней Светлой седмицы. Однако, нужно помнить, что употребление артоса, как и святой воды, и просфоры, не может заменить участие в церковных таинствах.

Наталья Адаменко

(302)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели