Отец Петра и Февронии: очищайте сердце, чтобы уберечь семью от соблазнов
Интервью с настоятелем прихода преподобного Сергия Радонежского
День семьи, любви и верности в этом году россияне отмечают в девятый раз как государственный праздник. В православном церковном календаре 8 июля — день памяти святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских, ставших образцом христианского супружества. С тех пор, как праздник стал светским, среди женских имен стало чаще встречаться – Феврония, похожая ситуация и с Петром, хотя это имя и раньше было не столь редким. О поучительном примере жизни святых, современных семейных ценностях и преградах на пути счастливой семьи рассказал настоятель храма преподобного Сергия Радонежского иерей Сергий Ермолов, в семье которого Феврония и Петр появились за несколько лет до учреждения российского дня влюбленных.
— Отец Сергий, как пришла мысль назвать детей в честь русских покровителей семьи, выбирали имена по святцам?
— Не совсем так. Первая дочь родилась в апреле, но мы, не долго думая, назвали ее Февронией, так как Петр и Феврония — наши любимые святые. А вот когда родился сынок, то ему как раз дали имя по святцам. Мы уже и не думали дерзать, чтобы в семье были и Феврония, и Петр. А владыка сказал: есть Феврония, должен быть и Петр, — когда мама еще ходила беременная. Так и получилось – родился Петр.
— Наверно, они с раннего возраста знают историю жизни своих святых покровителей?
— Как только начали понимать, мы им стали рассказывать. Еще мы дали себе обещание – съездить, поклониться святым Петру и Февронии в Муром. Исполнить его удалось только два года назад, потому что дети рождались, некогда было путешествовать. Как только младшая дочь подросла, решили не откладывать, все шестеро сели в машину и поехали в паломничество в Муром. Поездка получилась удивительной, и тянет вернуться обратно. В этом городе святость как нигде ощутима, и вообще, это первый город по численности святых – нигде в мире больше нет места, где было бы столько прославленных святых – в Муроме их 23. Люди там были, можно сказать, настроены на святость.
— Имя Феврония еще десять лет назад было очень редким, как реагировали окружающие?
— В ЗАГСе был интересный случай, когда я пошел оформлять свидетельство о рождении. Женщина поглядела на меня удивленно и спросила: что ж вы так своих детей называете? – а это был 2004 год. А потом сказала такую фразу: ну ладно, вырастет – поменяет… Удивительно, но прошло буквально 4 года и о святых Петре и Февронии узнала вся Россия, потому что праздник стал государственным.
— После этого, наверно, и детей их именами стали называть чаще?
— Да, раньше, когда я приносил ребенка к причастию в другой храм или в паломничестве где-то находился, называл имя — Феврония, батюшка всегда переспрашивал: как-как? Я повторял, и это всегда так удивляло… А когда я стал настоятелем в этом храме, тут у нас очень много детей причащается, подходит папа с дочкой ма-а-аленькой и называет имя — Феврония, и я уже спрашиваю – как-как?..
— На каких добродетелях делали акцент, когда рассказывали детям о святых Петре и Февронии?
— Не только детям, мы и сами от них вразумляемся, потому что в каждой семье бывают сложные ситуации, и задача супругов – сохранить ее целостность. Акцент ставили – на верности, если посмотреть на уникальное житие Петра и Февронии, можно увидеть, как эти два разных человека относились к таинству брака, были верны друг другу до последнего вздоха и даже умерли в один день, — это и есть признак благодати.
— В чем, на Ваш взгляд, сегодня залог благополучной семьи?
— Благополучная семья делается не вдруг и не сама по себе, она делается нами. В таинстве брака, венчания, помимо священника и Господа, который все управляет, участвуем и мы на протяжении всей жизни. Житие Петра и Февронии дает супругам много ответов. Например, когда бояре позавидовали, что княжеством правит простолюдинка, они пришли к Петру и попросили его отказаться от жены. Петр направил бояр за ответом к Февронии. Те пообещали ей серебра и золота, чтобы она покинула княжество, но Феврония отказалась, а взамен попросила одного – отдать ее венчаного мужа…
И еще один назидательный случай: когда они плыли по реке, кормчий, который вел лодку, исполнился похотливых взглядов на Февронию. Она сказала ему – почерпни воды с одной стороны лодки и выпей. Он так и сделал, (тогда вода еще была чистая, можно было пить). Потом велела ему зачерпнуть и выпить воды с другой стороны лодки. После чего спросила – есть ли разница? Он ответил – нет. Тогда Феврония сказала: что ж ты смотришь на женское естество – оно одинаковое, что у твоей жены, что у меня, зачем же ты хочешь бросить свою жену, ради другой, которую ты даже не знаешь?
— Как случилось, что Петр и Феврония стали вашими любимыми святыми?
— Это было задолго до рождения детей. Мы ездили в православный епархиальный лагерь. Сейчас он располагается в Пятиизбянке, а раньше был в селе Заплавном. Смена всегда попадала на 8 июля — память этих святых, мы читали житие, размышляли. Эта мудрость, верность настолько запали в душу, ради них, можно сказать, я ждал каждый год этой поездки, я еще тогда не был священником. Кстати, в лагере мы познакомились с матушкой, так что она тоже была в курсе истории Петра и Февронии.
— Какие трудности, соблазны, может быть, мешают быть благополучными современным семьям?
— Все соблазны, мировоззрение наше – они в сердце, чем оно наполнено, такая и наша жизнь. Поэтому и церковь, и святые отцы советуют сначала очищать свое сердце, от этого и жизнь станет чистой, и соблазны, которые есть в мире, и которые никуда не денутся, будут восприниматься иначе, у человека уже будут силы им противостоять. Бывает, что и падения тоже нужны, если из них извлекаются уроки. А вообще современные люди не привыкли трудиться, сохранять, восстанавливать, — это наш минус.
— У Вас много семейных прихожан в храме?
— Большая часть приходит семьями, а те, кто в поиске, — уже настроены на создание семьи. Я очень радуюсь, когда на воскресной литургии в храме причащается море детей, это значит, что у нашей церкви есть потенциал, растет смена.
— Какие еще факторы способствуют укреплению семьи?
— Отец Димитрий Смирнов говорит, и я его поддерживаю, что объединяют семью дети, и не один, не два. Он уверен, что семья должна быть многодетной, там всегда происходят естественные процессы, дети сами начинают друг друга воспитывать, поддерживать, помогать. Причем не должны выдвигаться на первый план права детей, в семье ценны все – и родители, и дети. Не будет семьи – не будет России. Враг рода человеческого, чтобы уничтожить народ, в первую очередь, уничтожает семью и ее ценности.
— Как на приходе укрепляете семейные ценности?
— Пожалуй, вся работа так или иначе на это направлена. Собираемся по выходным на чаепития после службы, у нас работает семейная воскресная школа. В этом году впервые работал приходской летний лагерь, и самое главное, что дети в нем друг с другом общаются, забывая о компьютере.
Подготовила Екатерина Ландина
(338)
Комментарии (0)
Нет комментариев!
Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.