Казанский кафедральный собор. Беседа с настоятелем
В честь явления образа Пресвятой Богородицы в городе Казани 21 июля отмечается престольный праздник в Казанском кафедральном соборе Волгограда. На сегодня это единственный храм в городе, где находятся частицы мощей почти 40 святых — представителей древней Церкви, преподобных и новомучеников. О непростых путях, которыми порой попадали в собор святыни, уникальных иконах храма, истории и современной жизни прихода, рассказал его настоятель протоиерей Вячеслав Жебелев.
Приход Казанского собора протоиерей Вячеслав Жебелев возглавил пять лет назад. В последние годы собор Казанской иконы Божией Матери стал активно пополняться святынями. Сейчас прихожане храма могут поклониться мощам почти сорока святых. 24 частицы хранятся в специальном мощевике. Прикладываясь к нему, верующие просят защиты у святых древней неразделенной Церкви — Кирилла Александрийского и Кирилла Иерусалимского, Евлогия Антиохийского, великомученика Феодора Стратилата, у святых XIX века — блаженной Любови Рязанской, святителя Игнатия Брянчанинова, Филарета Московского и других покровителей православных.
Еще несколько частиц мощей вмонтированы в иконы — святителей Митрофана Воронежского, Тихона Задонского, Димитрия Ростовского, праведного Симеона Верхотурского, святых врачей — святителя Луки Крымского и преподобного Агапита Печерского, священномученика Николая Попова, архиепископа Мир Ликийских Николая Чудотворца. Путь в Волгоград мощей одного из самых почитаемых православными святых был непростым и занял три года.
— В 2006 году митрополит Филарет Невский обратился к властям швейцарского Фрибурга с просьбой о том, чтобы они передали Белоруссии частицу мощей Николая Чудотворца, — рассказывает настоятель Казанского собора Вячеслав Жебелев. — 500 лет назад правую десницу святого Николая в знак независимости Фрибурга передал городу Римский папа Юлий II, святыня хранится там до сих пор. Власти откликнулись на прошение и в местном медицинском институте провели операцию по отделению части мощей святого Николая Чудтворца, во время которой произошли сколы. После передачи святыни в Белоруссию, отколовшиеся частицы поместили в специальный сосуд и они остались во Фрибурге.
Попросить власти Фрибурга о передаче отколовшихся частиц мощей в Волгоград удалось, благодаря личным контактам представителей патриархии. Когда принципиальное согласие было достигнуто, письменное прошение в Швейцарию направил митрополит Волгоградский и Камышинский Герман. По разным причинам передача святыни несколько раз откладывалась, но в 2009 году частицы мощей Николая Чудотворца по благословению святейшего патриарха Кирилла все-таки прибыли в Волгоград. Одна из них была передана в храм преподобного Сергия Радонежского, другая – в Казанский кафедральный собор.
Частицу мощей святого благоверного князя Александра Невского Казанскому собору передал волгоградский предприниматель и общественный деятель Владимир Корецкий. В начале 2000-х годов во время поездки в Санкт-Петербург он получил святыню в дар для плавучего храма в Волгограде от настоятеля Александро-Невской лавры архимандрита Назария. Позже по благословению митрополита Волгоградского и Камышинского Германа частица мощей была передана в Казанский собор.
В большинстве случаев о передаче мощей ходатайствовал владыка Герман, правящие архиепископы откликались на письменные обращения, и в последствии святыни передавались в главный собор Волгограда.
Среди икон Казанского кафедрального собора в Волгограде — несколько уникальных. Казанский образ Божией Матери и образ святого Николая Чудотворца – древние царицынские иконы, их передали в храм местные жители сразу после возобновления богослужений в 1946 году. Еще одна из старейших и уникальных икон собора — точная копия Урюпинской иконы Божией Матери, заказанная в 1906 году священником Покровской церкви станицы Урюпинской.
История главного собора Волгограда начиналась со статуса кладбищенской церкви. Храм во имя Казанской иконы Божией Матери был заложен в Царицыне в 1896 и построен в 1899 году. Архитектура церкви носила явные черты псевдорусского стиля, характерного для второй половины XIX века, элементы декора были стилизованы под древнерусские формы. К Казанской церкви примыкало кладбище Зацарицынской части города, которое образовалось в 20-е годы XIX века.
В 30-е годы, несмотря на гонения, храм еще работал и оставался в подчинении патриаршей церкви, в 1932 перешел в руки обновленцев. В 1939 году Казанскую церковь закрыли, и до войны в ее стенах располагалась хлебопекарня.
В дни Сталинградской битвы храм существенно пострадал, в 1945-1946 годы был восстановлен. Вновь освятили Казанскую церковь в 1948 году, до войны она была однопрестольной, а после возрождения появился второй придел – в честь Святителя Николая.
Статус кафедрального за Казанским собором закрепил в 1954 году Святейший Патриарх Алексий I.
В 2010 году был воссоздан исторический облик Казанского кафедрального собора, в результате реставрации появились характерные купола-шатры – такие же украшали храм во времена Царицына. С изменением облика заметно оживилась и жизнь на приходе.
— Всякое движение к восстановлению исторической правды, особенно, если это — правда Божия, притягивает людей, — говорит настоятель прихода протоиерей Вячеслав Жебелев. — Человек интуитивно чувствует притягательную силу, и так же — восстановление древнего архитектурного образа Казанского кафедрального собора влекло сердца прихожан. Казанский собор является украшением всего города не только в эстетическом и архитектурном плане, но и украшением духовным. Он перенес разные этапы, страдания, взлеты и падения, он — как человек, проживший всю полноту горя и печали вместе со своим народом.
Жизнь современного прихода насыщена событиями и охватывает самые разные сферы. Четвертый год при Казанском соборе действует социальная служба – добровольцы из числа прихожан безвозмездно помогают престарелым членам общины.
В этом году исполняется пять лет Школе колокольного звона при Казанском кафедральном соборе. Трехгодичные курсы звонарей пользуются большим спросом не только у волгоградцев, но и у жителей других регионов. При этом предварительного музыкального образования не требуется, прийти и обучиться мастерству звонаря может каждый желающий.
Несколько лет при соборе действует театр, с которым сотрудничают и другие творческие коллективы, в том числе театр имени Игоря Талькова. Среди известных постановок: «Казнь после смерти» (о судьбе Сергея Есенина), «Святой Серафим» по поэме Максимилиана Волошина, «Государь» и другие. Приходской театр выступает с благотворительными спектаклями на разных площадках и в учреждениях Волгоградской области.
Екатерина Ландина
(677)
Комментарии (0)
Нет комментариев!
Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.