Молитва в абсолютной тишине. Из жизни общины глухонемых в Волгограде
При храме Иоанна Предтечи действует единственная в Волгоградской Епархии и во всей митрополии община глухонемых. В этом году ей исполнилось 12 лет. Православная община объединяет порядка 70 человек, абсолютно лишенных слуха, в ней состоят целыми семьями в несколько поколений. Об особенностях участия в церковной жизни, успехах и трудностях православных глухонемых, рассказал ее руководитель и духовный наставник иерей Георгий Гурчиани.
— Отец Георгий, как случилось, что Вы возглавили общину?
— В Царицынском православном университете преподобного Сергия Радонежского, будучи студентом-первокурсником, я увидел, как общаются глухонемые, заинтересовался языком жестов. Как-то раз попал к ним на урок в воскресной школе, выучил несколько элементарных фраз, научился приветствовать их, потянулся душой к этому – помогать глухонемым инвалидам. За пять лет постоянного общения с ними освоил жестовую речь. Потом вышло так, что из-за отсутствия пастыря, община стала распадаться. И когда меня рукоположили в священный сан, по благодати Божией, стал возвращать их обратно. В последнее время много новых людей пришло, глухонемые воцерковляются, тянутся к Богу.
— Богослужение для глухонемых происходит отдельно от других прихожан? Ведь они не слышат песнопений…
— Нет. Божественная Литургия совершается для всех одновременно, просто мы переводим ее на жестовую речь. Членам общины отведено определенное место в храме, чтобы никто не испытывал дискомфорта: ведь, если кто-то попросит глухого подвинуться, он не увидит или может не понять другого, возникнет недопонимание… На жестах мы с глухонемыми поем Отче наш, Символ веры, Святый Боже, Херувимскую.
— А как удается сохранить тайну исповеди, она происходит где-то в отдельном помещении, чтобы другие не могли случайно «подсмотреть» перечисление чужих грехов?
— У нас в храме есть придел, и туда по одному заходят для исповеди члены общины глухонемых. Остальные в это время стоят в очереди в основном помещении храма. Кто-то исповедуется на жестах, кому-то легче грехи написать на листке бумаги. Но здесь тоже есть свои сложности, потому что глухие, можно сказать, отчуждены от этого мира и иногда не понимают некоторых моментов, связанных с грехами.
— Вы лично переводите все богослужения или обращаетесь за помощью к специалистам?
— Могу сам перевести, еще у меня есть незаменимая помощница, прекрасная сурдопереводчица — Надежда Геннадьевна Смирнова. Она сама очень добрый, глубоко верующий человек, хорошо ориентируется в богословской теме, везде нас сопровождает. Прежде чем перевести глухонемым, она все проповеди, всю информацию пропускает через свое сердце. Еще у нее есть бесценный дар. Надежда, можно сказать, единственный человек в нашей митрополии, который может с ходу переводить церковно-славянские тексты на жестовый язык.
— В общине состоят целыми семьями, как инвалиды по слуху решаются на создание семьи?
— Решаются с Божьей помощью. У нас в основном все люди семейные, у многих по двое-трое детей, у некоторых уже внуки есть. По большей части все страхи связаны с финансовыми вопросами. Глухонемым даже тяжело порой устроиться просто двор мести или полы мыть. Когда узнают диагноз, отказывают в работе, никто не хочет с ними возиться: обычному работнику проще объяснить, что от него требуется. Приходится наставлять, объяснять, что кроме нас и окружающего мира есть еще Бог, который заботится и печется о людях, а инвалидам помогает особенным образом. Даже если тяжело и трудно, Бог откроет какие-нибудь дороги, возможности, никто с голоду у нас не умирает.
— Чем зарабатывают на жизнь члены общины?
— Есть ребята, которые подрабатывают фотографией — снимают крестины. Они же недавно начали снимать фильмы для глухонемых. Самостоятельно освоили мастерство режиссуры и сделали художественный фильм для глухонемых на языке жестов. Показ прошел недавно в торгово-развлекательном центре «Пирамида», пришло более 100 человек. Сборы от показа вложили в производство очередной картины. Их особо никто не спонсирует, все делают сами, в качестве актеров привлекают знакомых и родственников. Один парень из нашей общины учится на юриста, чтобы потом защищать права глухонемых.
— Чем еще живет община, кроме участия в церковных богослужениях?
— Мы вместе отмечаем православные праздники, ездим в паломничества, на источники, по храмам, в середине октября собираемся поехать в Усть-Медведицкий женский монастырь в Серафимовиче. Бывает, приходится поддерживать подопечных во время судебных процессов, я еду вместе с ними, наставляю, ободряю присутствием, молитвой, чтобы они чувствовали, что не одиноки. Бывает, дела проигрывают, но не отчаиваются, когда видят, что батюшка рядом.
— Удается совмещать свои непосредственные обязанности в храме со служением в общине?
— Да, для меня это даже в радость. В воскресенье после обеда вместо того, чтобы отдохнуть с семьей, собираю всех в воскресной школе — она действует в Царицынском Православном Университете при Свято-Духовском мужском монастыре — и моя супруга мне помогает. Сначала мы обедаем в монастырской трапезной, затем изучаем Закон Божий, узнаем о жизни святых, говорим о смысле православных таинств, о необходимости следовать заповедям. Еще приходится наставлять, чтоб не отчаивались, не унывали, не роптали на Бога из-за своего физического недостатка. Во всем приходится искать плюсы, и я говорю глухонемым: «Много людей сквернословят, обманывают устами, слышат много всяких гадостей, а у вас душа намного чище, чем у большинства обычных людей». И это на самом деле так, они как дети все воспринимают: и общаются, и радуются, и благодарят Бога за все.
Екатерина Ландина
(247)
Комментарии (0)
Нет комментариев!
Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.