Архиепископ Феогност возглавил в Троице-Сергиевой лавре празднование 590-летия преставления прп. Никона Радонежского
30 ноября 2016 года в Троице-Сергиевой лавре торжественно отметили 590-летие со дня преставления преподобного Никона Радонежского, второго игумена Троицкой обители, келейника и восприемника преподобного Сергия.
Накануне в Успенском соборе состоялось всенощное бдение, которое возглавил наместник Троице-Сергиевой лавры, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност.
В сам день праздника в обители были отслужены четыре Литургии. Раннюю Божественную литургию в Никоновском приделе Троицкого собора, где почивают святые мощи преподобного Никона, возглавил архиепископ Феогност.
Его Высокопреосвященству сослужили монастырская братия в священном сане: архимандрит Алипий (Кастальский-Бороздин), заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству архимандрит Стефан (Тараканов), эконом Троице-Сергиевой Лавры игумен Евтихий (Гурин), руководитель пресс-службы монастыря иеромонах Феодор (Силицкий) и другие.
Диаконский чин возглавил протодиакон Владимир Назаркин. Апостольское чтение (чтение преподобному из Послания к Галатам) зачитал лаврский насельник иеродиакон Никон (Котов), празднующий сегодня день тезоименитства.
Церковные песнопения Знаменным распевом исполнил братский хор Лавры под управлением иеромонаха Никифора (Исакова).
По запричастном стихе проповедь для молящихся произнес архимандрит Алипий:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
«Послушания добрый рачитель быв, преподобне Никоне», – так воспевает Святая Церковь добродетели преподобного Никона Радонежского, память которого мы совершаем ныне, и сегодня, братия и сестры, исполнилось 590 лет со дня преставления преподобного.
Последние слова преподобного Никона при кончине были: «Отнесите меня в светлую храмину, уготованную мне молитвами отца моего». Уже одни эти слова говорят о глубочайшем смирении, которым обладал преподобный Никон. Не моими добродетелями, не моими подвигами я получаю спасение, но именно молитвами отца моего. Он получает светлую храмину, к которой возносится по молитвам преподобного Сергия. Это характерная черта учеников преподобного Сергия – глубочайшее смирение. Как сам преподобный имел эту великую добродетель, скрывал свои подвиги и те необыкновенные чудотворения, которые он совершал, приписывая их Богу, точно так же и ученики научились от него этому смирению. Как святые Отцы говорят, для того, чтоб научиться этой великой добродетели, нужно пожить с человеком, который ею обладает. преподобный Никон сподобился жить рядом с преподобным Сергием, был его келейником и от преподобного Сергия научился этой величайшей христианской добродетели, которая привела к нему и другие добродетели, потому что мы знаем, что он, как и преподобный Сергий, был чудотворцем и после своей кончины не раз являлся с преподобным Сергием и совершал чудеса.
Путь преподобного Никона был непростым: когда он пришел в Троицкую обитель для того, чтоб стать в ней монахом, то преподобный Сергий не принял его, поскольку он был слишком молод, и отправил его к своему ученику Афанасию Серпуховскому, но святой Афанасий также не сразу принял Никона, а сначала испытал его смирение и только после того, как тот показал твердость своего решения и пролил слезы у ног святого, принял его в свою обитель. Преподобный Афанасий был одним из самых образованных людей того времени, и преподобный Никон под его руководством возрастал. Он проявил большую ревность в подвиге, поэтому Афанасий решил его рукоположить в сан священника. Прошло два года, и преподобный Никон отпросился у св. Афанасия посетить Троицкую обитель, для того чтобы послушать поучения преподобного и богоносного отца нашего Сергия. И когда он пришел в Троицкую обитель, то преподобный его в монастыре – он назначил его на послушание служить братии и потом по особому извещению Божию он его принимает в свои келейники, за полгода до своей кончины ставит помощником настоятеля и затем назначает его игуменом Троицкой обители после своей кончины.
Почему святые Отцы говорили, что добродетель послушания, которая была главной чертой преподобного Никона, является столь важной и в монашеской жизни, и вообще в христианской жизни? Потому что послушник через послушание, через отсечение своей воли уподобляется самому Христу, который пришел не Свою волю исполнить, но волю Отца Небесного, «был послушлив даже до смерти, смерти же крестныя» (Флп. 2, 8). Поэтому тот, кто находится в послушании, в истинном послушании своему духовному отцу, тот получает прежде всего мир душевный. Сам Господь говорит: «Приидите ко Мне вси… Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим» (Мф. 11, 29). Этот покой обретает послушник, и он уже не волнуется и не заботится о трудностях, которые обрушиваются на каждого человека в его жизни, потому что он отсек свою волю и действует по воле своего отца. Авва Дорофей говорит, что когда он находился на послушании в монастыре, то его иногда смущал помысел, что он не имеет никаких скорбей. И он обратился к своему игумену авве Сериду и спросил его, почему в Священном Писании написано, что «многими скорбями надлежит нам войти в Царство Божие» (Деян. 14, 22), а у него никаких нет скорбей. Авва Серид ответил ему, что истинный послушник не имеет скорбей, потому что он всё свое бремя возложил на своего старца и действует по его воли, поэтому его ум чист и он может, так сказать, чисто молиться Богу.
Вот, братия и сестры, пример того, как возрастал преподобный Никон и другие святые Отцы под руководством духоносных старцев, как они стяжали благодать Божию через свой смирение, послушание, и это образец для каждого из нас, потому что каждый христианин должен бороться со своими страстями, должен находиться в послушании своим духовным отцам и через это преодолевать те свои немощи, страсти, которые действуют в душе.
Будем молиться преподобному Никону, чтобы он укрепил нас на пути нашей христианской жизни и помог нам в борьбе с нашими немощами, чтобы мы возрастали и восходили от силы в силу. Аминь».
По окончании Литургии архиепископ Феогност с сослужащей братией совершил славление преподобному Никону Радонежскому перед ракой с его честными мощами и прочитал молитву святому.
В завершение владыка Феогност обратился к собравшимся с архипастырским словом:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
О преподобном Никоне в его тропаре так поется: «Послушания добрый рачитель», – т.е. послушания добрый делатель.
Человек оценивает другого человека, как правило, по тому, как человек говорит. Но очень немного людей в этой жизни, которые могут слушать. господь через пророков говорит: «На кого воззрю? Токмо на кроткого и молчаливого и трепещущаго словес Моих» (Ис. 66, 2). Т.е. не говорящего красиво, а умеющего молчать и слушать.
Говорить человеку хочется два-три года, а молчать и слушать — всю оставшуюся жизнь. Людей, которые говорят, много, но очень мало людей, которые умеют слушать. И каждый, наверное, замечал: даже в споре, когда тебе кто-то что-то говорит, ты уже думаешь, как ты ему возразишь.
Умение слушать – это гораздо более высокая добродетель, чем умение говорить. О преподобном Никоне мы знаем совсем немного, но мы знаем главное: он умел слушать и исполнял то, что он слышал.
Величие человека заключается в его умении услышать слово Божие, услышать крик ближнего и, услышавши, помочь, по возможности, чем ты можешь. В жизни нам внушают и говорят о многих добродетелях, но на самом деле есть самая главная добродетель – умение слышать Бога и ближнего. Слышать Бога – это совсем высочайшая добродетель (только пророки могли слышать Господа, и святые, и преподобные мужи), но слышать ближних, оказывается, могут совсем немногие — это так трудно! И для того, чтобы преодолеть свою глухоту, нужно смириться и полюбить ближнего, поверить в то, что Господь к нему так же благоволит, как к тебе, услышать, в чем он нуждается.
Память преподобного Никона нам каждый раз вновь и вновь напоминает об этой великой добродетели: услышать! услышать Бога и услышать ближнего. Выполнить же это гораздо проще – важно понять, в чем твой долг, в чем твоя задача, а когда ты это поймешь, то выполнишь всё гораздо легче, чем если ты этого не будешь слышать и знать.
Молитвами преподобных и богоносных отец наших Сергия и Никона, игуменов Радонежских, Господь да поможет нам приобщиться к этой великой добродетели – слышать Бога и слышать ближних. Аминь».
Множество прихожан и гостей монастыря причастилось за ранней Литургией Святых Христовых Таин.
(111)
Комментарии (0)
Нет комментариев!
Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.