О том, как правильно богатеть
И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле;
и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих?
И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю бóльшие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое,
и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.
Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?
Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.
(Лк. 12:16-21)
Во все времена люди стремятся к счастью. Допотопные люди видели счастье в том, чтобы вернуться в Эдемский сад, греческие философы золотого века отождествляли счастье с неким общественным благом, наши бабушки и дедушки, в годы богоотступничества, пытались воплотить в жизнь идеи коммунистического общественного счастья. В противовес этой утопии некоторые и поныне пытаются найти счастье в максимальном удовлетворении прихотей своей плоти. Но счастье каждый раз недостижимо и ближе не становится. Некоторые пытались приблизить счастье через поиск экономического закона универсальной ценности всего, но даже это оказалось невозможно, потому как стакан воды в пустыне, будучи последним, становится дороже всех богатств мира и поэтому мы не можем найти абсолютную и безусловную ценность стакана воды. Что вообще такое богатство? Этимологи считают, что славянское слово богатый имеет своим корнем слово Бог и происходит от древнеиндийского bhágas, которое имеет два смысла: «достояние, счастье, доля» и «наделяющий, господин». Мы видим, что издревле наши предки видели связь между богатством, Богом, который им наделяет и счастьем. Издревле стремились эту связь найти и проходили мимо счастья, восклицая вслед за Екклесиастом «Суета сует, — всё суета!»
Богач, о котором Господь рассказал нам притчу, полагал счастье в том, чтобы иметь возможность беззаботно есть, пить и веселиться (Лк. 12:19). Этот рецепт счастья Спаситель назвал безумным. Но разве мы, дорогой читатель, шесть из семи дней не тратим на то, чтобы найти себе пищу и питие делая дела свои (Исх. 20:9)? «Но мы работаем ради хлеба насущного! — возразит иной умудрённый читатель, – А богач мечтал о хлебе праздности и излишка». Хорошо, но мы то богатеем или нет? Или иначе скажем — наши сердце, мысли и душа заботятся о том, чтобы в Бога богатеть или нет?
А что значит «в Бога богатеть» для меня? Разве этот вопрос не напоминает «что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» (Мф.19:16) Разве по лукавству он не подобен вопросу «А кто мой ближний?» (Лк.10:29). И опять, зашевелятся самооправдания и окажется, что у нас ни на что нет ни сил, ни времени, ни средств. Тогда зачем мы строим новые амбары планов? Какое место занимает в этих планах Бог? В чем мы видим своё счастье — в тленном богатстве или в следовании за Христом? Что мы с большим усердием изучаем — светские науки или Божественный закон? Какие дела мы обсуждаем чаще — строительство амбаров или спасение от греха, проклятия и смерти? Какие поручения мы усерднее исполняем — мирских начальников или отцов духовных? «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше!» (Мф.6:21)
Вокруг нас столько драгоценных жемчужин божественного богатства, почему же мы в Бога не богатеем? Сейчас можно найти любую книгу святоотеческого предания, проводятся всевозможные занятия, можно познакомиться с опытом выполнения любых церковных послушаний, в храмах не оскудевает поток людей, ищущих и не находящих счастья в миру и готовых поговорить о вере. Даже власть имущие осознали опасность сект. Вот только где делатели?
Да поможет нам Господь разуметь в чем счастье наше и направит нас к ниве богатства духовного!
Размышление о миссионерском смысле воскресного Евангелия (Лк. 12:16-21)
Александр Кабанов
Миссионерский отдел Волгоградской епархии
(99)
Комментарии (0)
Нет комментариев!
Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.