Семинар «Святоотеческое наследие» как площадка для подготовки миссионеров
Занятия по изучению наследия святых отцов проходят в Царицынском православном университете. Знакомство с материалом началось с трудов преподобного Иоанна Дамаскина. Семинар ведет руководитель миссионерского отдела Волгоградской епархии настоятель Богоявленского прихода протоиерей Александр Сазонов. О том, как возникла идея организовать такие занятия и на кого они рассчитаны, беседуем с куратором миссионерского отдела Волгоградской епархии Галиной Лихачевой.
— Галина, как появилась идея семинара, это была инициатива отдела?
— Такая инициатива возникла давно, когда мы ездим в миссионерские поездки, пытаемся за время путешествия разобрать одну святоотеческую книгу. Раз в год отдел организует поездку: мы едем на несколько дней, живем в монастыре и пытаемся там изучить наследие святых отцов. А теперь решили сделать такие курсы уже здесь, стационарно, потому что не получается изучать серьезные труды наскоком.
— Какие цели у семинара «Святоотеческое наследие»?
— Для миссионерского служения человеку необходимо над собой потрудиться, чтобы с помощью Божией стать благовестником Христа. Бог – всегда Тайна и в благовестии мы к этой Тайне приближаемся, приобщаемся. Нам нужно научиться богословствовать. Но богословие это не только слово к Богу и о Боге, это слово Бога к нам, данное нам в Божественном Откровении – Священном Писании и Священном Предании. И если человек чувствует в себе жажду познать Бога и стремится постичь смысл и содержание богословия, то делать это необходимо не одному, а под руководством священнослужителей, что позволяет воплотить наш семинар. В семинаре участвуют священники и это дает нам, с помощью Божией, пройти по царскому пути не уклоняясь ни в какие крайности, не впадая ни в какие ереси, которые сам будешь изобретать, изучая Отцов в одиночестве.
— Почему знакомство со святоотеческим наследием начали именно с трудов преподобного Иоанна Дамаскина?
— Изучение мы начали с произведения преподобного Иоанна Дамаскина «Точное изложение православной веры», и на то есть несколько причин. Во-первых, духовным послушанием преподобного Иоанна была проповедь в храме Гроба Господня в Иерусалиме, вторая причина – его труд является первым систематическим катехизисом, в нем он опирается на святых каппадокийцев, святителя Кирилла Александрийского, Ареопагитский корпус, преподобного Максима Исповедника, святителя Афанасия Великого.
Но самая главная причина, что труд не является учебником по догматическому богословию в современном понимании. Догматы, которые излагает преподобный, должны стать для читающего основами аскетического делания, восхождением к своему собственному спасению. Это такой труд для спасающихся и тем более для тех, кто хочет другим показать путь ко спасению. Будем стараться изучать труд неспешно, внимательно, с желанием постичь написанное, и совмещая с молитвой и обращением к Священному Писанию. По преподобному Иоанну Дамаскину, нежелание знать, отказ от стремления к знанию – это ересь.
— Какова структура занятия, как проходит семинар?
— Принцип построения такой: труд святого поделен на части, в них выделены темы, и каждый участник готовит одну из тем. Если тем меньше, чем людей, некоторые готовят одинаковые темы. В течение месяца участники самостоятельно изучают всю часть. На семинаре по порядку каждый рассказывает свою тему, остальные могут дополнять и задавать вопросы. Мы стараемся не спешить, чтобы дать возможность всем уяснить материал. Тем более, труд преподобного был написан в жанре сотниц (в современных публикациях произведения вводится деление, которое предложила средневековая католическая схоластика).
Произведение Иоанна Дамаскина служит наставлением для тех, кто подвизается в духовной жизни. Чем лучше мы уясним и впитаем этот труд, тем большая духовная работа будет совершаться в нашей душе. Ведь, как говорил преподобный Серафим Саровский: «Именно, в духовном подвиге — стык догматики и аскетики (делания), догматики и молитвы».
— Как прошло первое занятие?
— На первой встрече была живая дискуссия и неподдельная заинтересованность. Семинар показал, что нам многому предстоит научиться: просто и точно высказывать свои мысли, слышать собеседника, не уходить от заданной темы, не многословить.
Преподобный Иоанн Дамаскин писал: Желающему говорить или слушать о Боге, конечно, должно ясно знать, что из относящегося к учению о Боге и Воплощении, как не все неизреченно, так и не все может быть выражено речью; и не все недоступно познанию, и не все доступно ему; и одно есть то, что можно познать, и другое — то, что можно выразить речью, подобно тому, как одно — говорить и совсем другое — познавать».
Как показала практика, нам и то, что можно выразить речью, не всегда удается. Семинар может стать площадкой для развития риторики и средой, где можно с единомышленниками постигать самое дорогое для нас — Бога.
— В процессе семинара могут присоединиться новые участники, это может быть любой желающий или только приходские миссионеры?
— Любые прихожане храма, которым интересно святоотеческое наследие и которые хотели бы участвовать в миссионерском делании, могут присоединиться к нам, мы будем рады их видеть.
Очередное занятие в рамках семинара «Святоотеческое наследие» запланировано на 27 декабря, начало в 18:00 в аудитории Богословского факультета ЦПУ (3 этаж). Встречи проходят каждый последний вторник месяца.
Подготовила Екатерина Ландина
(146)
Комментарии (0)
Нет комментариев!
Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.