Ход конем с льняным хвостом: производство дизайнерской одежды развивают в монастыре под Волгоградом

Разглядывая «пестрый луг» льняных платьев, блуз, сумок и сарафанов в швейной мастерской при Свято-Вознесенском Дубовском монастыре, невольно задумываешься: сколько же любви и души вкладывают в работу рукодельницы… Одежда в стиле русский винтаж в последнее время находит все больше поклонников среди волгоградцев и туристов из-за границы. О необычном для монастыря производстве, других направлениях хозяйственной деятельности и новостях обители — беседуем с ее настоятельницей игуменией Анной и сестрами, несущими послушания.

Лён, зовущий дальше от мегаполиса

Попадая в лавку льняной одежды Дубовского монастыря в первые секунды не понимаешь, чем так привлекают взгляд вещи, очень напоминающие наряды из бабушкиного сундука. И лишь оглядевшись, отмечаешь современные материалы и качество исполнения, популярные принты и расцветки, а за каждым изделием – частичку души авторов.

Все модели в мастерской разрабатывают сами. Характерные черты русского костюма монастырские дизайнеры деликатно сочетают с модными тенденциями. В результате рождаются вещи, не оставляющие равнодушными современных поклонниц этнического стиля: платья макси, отделанные кружевом; сарафаны с актуальной в последние сезоны ассиметричной юбкой, жакеты и рубахи в традиционных казачьих мотивах.

Есть и настоящие шедевры, которые заставляют задержаться у манекена самых верных  городскому стилю женщин, —  лаконичное летнее платье с нижней юбкой грубого льна, — ее можно носить как в ансамбле, так и отдельно.

Недавно модельеры начали осваивать новое для себя направление: первая летняя коллекция для детей стала пасхальной премьерой швейной мастерской Свято-Вознесенского монастыря.

История швейной мастерской началась совершенно стихийно в 2013 году.

— Наша знакомая из Звенигорода обратилась с просьбой сшить платье по старинной выкройке для монастырской лавки, — рассказывает наш проводник по Дубовской обители — мать Феофания, (она несет послушание в швейной мастерской, на пекарне и свечном цехе). – Платье с ластовицей в рукавах мы сшили в трех вариантах расцветки. Их раскупили, и знакомая попросила — давайте ещё! Просто захотела нам помочь – надо же восстанавливать монастырь.

Кто бы мог подумать, что потом пойдут в ход и другие вещи из бабушкиного сундука?! Мастерицы распарывали их, снимали лекала, дорабатывали модели, сочетая старинный стиль с современными деталями. Исконно русские мотивы авторы порой интуитивно уравновешивают сдержанной классикой, а иногда смело дополняют элементами других национальных культур.

— Вот этот рукав, например, — деталь платья английской королевы, — рассказывает мать Феофания, —  мы решили применить его в новой летней модели. Дело в том, что за нас уже давно все придумано, заново ничего изобретать не надо.

— У вас есть свой модельер? – интересуюсь у собеседницы.

— Мы делаем всю работу вместе, в мастерской трудится пять портних, это верующие женщины из Дубовки и Волгограда, говорит Феофания. – Какие-то решения иногда находим в интернете. Некоторые мастерицы в процессе работы воцерковляются. Когда мы шьем, слушаем записи православных лекций и книг, читаем молитвы.

Лён разных цветов и фактуры для швейной мастерской закупают в Белоруссии. Во многих изделиях его комбинируют с такими же экологичными — батистом, штапелем и хлопком. Верхнюю одежду: коротёны (так называли в старину казачьи полушубки), полупальто и жилеты-душегреи шьют из шерсти и гобелена с классическими русскими узорами. Индивидуальности вещам добавляет вышивка, сложная кружевная отделка и другие декоративные мелочи.

В мастерской завели добрую традицию называть каждую модель своим православным именем: Аксинья, Дарья, Александра, Руфина, … Их подбирают по ассоциациям с готовыми нарядами. Мастерицы признаются, что самим так намного проще ориентироваться в ассортименте.

Льняная одежда, сшитая в Свято-Вознесенской женской обители, отправляется в лавку монастыря преподобного Саввы Сторожевского в Звенигороде. И по словам продавцов, пользуется большим спросом у иностранцев. Свой круг поклонников фирменного стиля швейной мастерской при Дубовском монастыре сложился и в Волгограде, именно по их просьбам лавки авторской одежды и аксессуаров «Льняной сундучок» открылись в двух крупных моллах города.

Послушания Свято-Вознесенского монастыря: история и современность 

По количеству направлений производственно-хозяйственной деятельности или послушаний, как принято называть их в монастырском обиходе, Свято-Вознесенская Дубовская обитель на сегодня является одной из самых успешно развивающихся в Волгоградской епархии, если не во всей митрополии.

Кроме мастерской по пошиву льняной одежды, в монастыре есть золотошвейная мастерская, где создаются храмовые и богослужебные облачения, шитая церковная утварь, крестильные рубашки и сувениры. Искусству лицевого шитья и вышивки сестры обучались у опытных рукодельниц в Троице-Сергиевой Лавре и вышивальных мастерских Москвы.

Существенную финансовую поддержку, а значит, и надежды на дальнейшее восстановление монастыря в последние годы обеспечивает собственный молочный цех. Сегодня здесь выпускают более двадцати видов продукции, включая йогурты и творожные десерты с разными фруктовыми добавками – от клубники до облепихи; сыры – от традиционного монастырского до мягкого, на манер итальянской рикотты, — технологию производства популярного сливочного сыра монахини недавно решились повторить в местных условиях. По мере освоения новых рецептов, ассортимент продукции увеличивается с большой изобретательностью. Из последних новинок – лакомства: шоколадно-молочный десерт и мягкий сливочный ирис.

В монастырском стаде 80 коров, из них 25 молочных — голштино-фризской породы. Каждая из них на местных кормах дает ни много ни мало 25 литров в сутки. Молочный цех перерабатывает в среднем 350-500 литров в день, весь процесс контролирует технолог. Небольшое производство сестры кропотливо обустраивали в течение пятнадцати лет, почти с самого начала возрождения обители.

Старые емкости, рассчитанные на промышленные объемы, пожертвовали молочные кухни Дубовки и Новой Анны. Изучая специальную литературу, монахини подгоняли «бэушное» оборудование под свои условия. Некоторые устройства, если было возможно, ради экономии конструировали сами. Другие приборы проще было купить, чем экспериментировать с собственными разработками, — например, автомат промывки молокопровода и датчики, контролирующие условия для выпуска качественного продукта.

Часть продукции идет на пропитание сестер, остальное продается в молочной лавке при цехе и в двух фирменных киосках в Волгограде. Один из них расположен около Свято-Духова монастыря, второй — на монастырском подворье – рядом с храмом Иоанна Предтечи на Центральной набережной.

В обители есть своя пекарня, хлеб нескольких сортов делают только на хмелевой закваске, более полезной для здоровья, чем обычные дрожжи. Также в ассортименте: рогалики, пирожки, несколько видов печенья. Недавно в игуменском корпусе открылась чайная, где путники могут полакомиться свежей выпечкой и выпить горячего чая с чабрецом и душицей, сестры заготавливают его сами в сезон сбора трав.

Свечной цех ежедневно выпускает около 50 килограммов свечей для внутренних нужд, а также для подворья в Волгограде. Кроме обычных церковных, здесь делают декоративные свечи. Воск поставляют местные пчеловоды. Перед переработкой его кипятят в ведрах, чтобы испарилась влага. Если технологию нарушить, пострадает качество продукта, и при горении свеча будет издавать треск.

В монастырской летописи сохранились сведения о том, что основатель Свято-Вознесенской Дубовской обители отец Иоанн Покровский очень хотел открыть при монастыре иконописную мастерскую. Когда приглашенные художники расписывали  домовый храм Иоанна Предтечи, батюшка рассчитывал с их помощью обучить искусству иконописи собственных мастеров, но эти планы так и не осуществились.

Любопытно, что в современной истории монастыря иконописная мастерская образовалась без особых затрат и усилий, можно сказать, сама по себе. Сестры считают это маленьким чудом и уверены, что произошло оно по молитвам отца Иоанна.

Одна из монахинь, несущих послушание в иконописной мастерской, — сестра Тамара, — еще будучи помощницей на подворье — в храме Иоанна Предтечи в Волгограде, познакомилась с епархиальным архитектором Еленой Стяжковой и узнала о возможности пройти обучение у известного мастера иконописи в Москве. По благословению настоятельницы Дубовского монастыря, девушка отправилась в столицу осваивать основы иконописного искусства и познакомилась во время учебы с другой художницей – студенткой Свято-Тихоновского православного университета. Подруга из Москвы однажды приехала погостить в Свято-Вознесенскую обитель, а вскоре вернулась сюда и приняла постриг с именем Фамарь.

Кстати, Тамара — один из вариантов библейского имени Фамарь, оба переводятся с еврейского как «финиковая пальма». Уже около десяти лет сестры вместе несут послушание в иконописной мастерской. Сейчас работают над иконой святого царя Давида для новой часовни, построенной в прошлом году во имя библейского пророка и псалмопевца. Монахини работают в традициях классической школы Московской иконописи, но, случается, выполняют заказы и в современном стиле. Иконы пишут в технике средневековой яичной темперы — натуральные сухие краски разводят на сыром желтке, такой способ написания продлевает жизнь готовой работе.

Сусальное золото и природные минеральные пигменты – лазурит, охру, малахит, киноварь покупают в Москве. Натуральные краски недёшевы, их цена достигает 15-20 тысяч рублей за килограмм.

На реставрации в мастерской находится сразу несколько икон, их привозят из храмов и монастырей Волгоградской митрополии и других епархий. На разных этапах находится работа над большим храмовым образом Архангела Михаила, написанным в XIX веке; старинной иконой Августовской Божией Матери – ее подарили казаки храму Иоанна Предтечи, и другими раритетами различных возрастов и форматов.

Процесс реставрации в некоторых случаях может занимать до года или двух. Если икона сильно повреждена жучком, каждое отверстие по несколько раз тщательно заполняют специальным составом, этот этап может растянуться на несколько месяцев.

— Восстановление — процесс очень кропотливый, — делятся сестры, — проще написать новую икону. Реставратор – он, как врач. Нужно быть максимально аккуратным, чтобы не нарушить задумку художника. Если лик сильно поврежден, ищем образцы, на которые можно ориентироваться, и тонируем отсутствующие фрагменты в несколько этапов.

За год из мастерской выходит от 20 до 40 новых и отреставрированных икон, все зависит от формата и степени сложности каждой работы.

— А вот это — отдых иконописца, — показывает сестра Тамара расписные пасхальные яйца на длинных деревянных держателях.

Судя по тому, что закончить украшение к празднику не успели, отдыхать сестрам особо некогда.

И все же главным послушанием остается молитва. Кроме участия в богослужениях, каждой сестре матушка-игумения назначает индивидуальное молитвенное правило, в зависимости от возраста, срока пребывания в обители и других обстоятельств.

С 1999 года в Свято-Вознесенской обители введена особая треба — чтение Неусыпаемой Псалтири, это привычная практика для большинства православных монастырей. Сестры непрерывно молятся о живых и о усопших, сменяя друг друга днем и ночью. Поминовение родных заказывают сроком на три месяца, полгода или навечно.

Послушание – один из трёх основных обетов xристианских монахов наряду с обетами безбрачия и нестяжательства. Это и добродетель, суть которой заключается в подражании Господу и сознательном подчинении своей воли воле вышестоящего наставника. На этом пути человек встречается с самим собой и своими страстями,  иногда восстающими по самой незначительной причине. Плодами послушания являются смирение и духовное исцеление, возвращение к Богу, тогда как через непослушание первый человек — Адам отошел от Господа. Одним из примеров образцового послушания у христиан считается житие святого Иоанна Дамаскина, а утешительные наставления всем, кто избрал этот путь, наиболее удачно изложены в трудах преподобного аввы Дорофея. 

До революции хозяйственная деятельность в монастыре также процветала. Обитель имела свои пахотные земли в Дубовском районе, на берегу реки Песковатки, где стояла монастырская мельница. Здесь сеяли овес и пшеницу, сажали фруктовые сады, огороды и ягодники. По архивным сведениям, в урожайные годы самую большую выручку монастырь получал от продажи ягод и фруктов. Так же как и сегодня, вместе с сестрами трудились наемные работники.

В XIX веке, как и в современном монастыре, была швейная мастерская, сестры занимались вышивкой; существовало производство восковых цветов для украшения икон.

Большая ткацкая мастерская выпускала ковры, которые славились на всю округу и за ее пределами. Шерсть для изделий окрашивали сами. В своих мемуарах известный реформатор Петр Столыпин упоминает ковёр, полученный в подарок от игуменьи Свято-Вознесенского монастыря во время его визита в обитель в статусе губернатора Саратова.

Новости обители

К празднику Вознесения Господня завершилась реставрация фасада храма Иоанна Предтечи. На сегодня это единственная церковь Свято-Вознесенского женского монастыря, со времен возрождения обители капитальный ремонт проводился только внутри здания.

Сгоревший в ноябре прошлого года, отреставрированный незадолго до пожара, паломнический корпус решено убрать полностью, так как фундамент исторического здания не был рассчитан на кирпичные стены. Восстанавливать его планируют в том же виде на средства от пожертвований.

— Пока получаем помощь малыми лептами, — делится настоятельница Свято-Вознесенского монастыря игумения Анна (Ерофеева), — один человек собрался привезти кирпич, которого хватит, чтобы начать стройку. Проект уже подготовлен, надеемся, что с началом работ и помощь появится. В связи с утратой корпуса сейчас мы не можем принять такого числа гостей, как в прошлом году, — люди приезжали из Астраханской области, Краснодарского и Ставропольского края, других регионов. Сегодня обитель может разместить с ночевкой не больше десяти паломников.

Свято-Вознесенский женский монастырь основан в 1865 году благочинным Дубовского округа, протоиереем Иоанном Покровским. Талантливый проповедник, уважаемый местным населением, чуткий и отзывчивый на чужое горе, отец Иоанн после смерти супруги и единственного сына стал вести аскетический образ жизни и задумался о создании женской обители на благо степного края. В 1864 году на собственные деньги священник купил в пяти верстах от посада Дубовка усадьбу с двумя прудами, где и начал строиться монастырь.

Продолжается сбор информации для канонизации Иоанна Покровского. Первое ходатайство было подано в 1996 году, но тогда не хватило подтвержденных медициной фактов исцелений по молитвам батюшки. Сейчас данные собираются, и в монастыре просят откликнуться всех, кто может в этом помочь. Необходимым условием является наличие медицинских справок, которые подтверждали бы случай избавления от той или иной болезни после молитвенного обращения за помощью к отцу Иоанну.

— Процесс сбора данных для канонизации осложняется тем, что батюшка Иоанн был не слишком известен в широких кругах верующих, — поясняет настоятельница обители. — Если даже игумению Арсению (Себрякову) только в прошлом году канонизировали, а она была известна всей России. Монастырь еще не был восстановлен, а книга о ней в 1994 году уже была выпущена, мы воспитывались на ее жизнеописании.

Тем не менее сестры обители и местные прихожане почитают отца Иоанна уже сегодня и ощущают во всем его поддержку. Известны случаи избавления от псориаза, гипертонии и других болезней после приложения к мощам батюшки; есть свидетельства о помощи в различных житейских делах и устроении семейной жизни.

Недавно рядом с храмом Иоанна Предтечи завершено строительство часовни в честь третьей настоятельницы в истории монастыря — игумении Виталии, при которой обитель достигла наибольшего расцвета и был построен собор Вознесения Господня. Ее склеп обнаружили в 2016 году рядом с местом, где располагался Вознесенский собор, согласно документам, там она была похоронена в 1907 году. На мощах были кожаные наколенники – матушка много времени проводила в молитве, уже будучи тяжело больной.

Напротив главного корпуса монастыря в 2016 году возведена часовня во имя царя Давида. Примечательно, что в Волгоградской митрополии до ее появления не было ни одной часовни или храма в честь известного библейского пророка и автора Псалтири, чтение которой является одним из главных монашеских послушаний.

В планах — воссоздание на историческом месте собора Вознесения Господня. Трехпрестольный храм в неовизантийском стиле являлся главным украшением обители,  строился с 1880 по 1891 год и был полностью разрушен в 20-е годы, вскоре после революции. В настоящее время идут поиски типового проекта, на основе которого будет воссоздаваться главный собор Свято-Вознесенского Дубовского монастыря.

Любопытные факты из истории устроения обители выяснились недавно, благодаря возобновлению связей с потомками одного из первых благодетелей монастыря — мещанина Матвея Посохина. Его правнучка живет с семьей в Волгограде, часто приезжает в Дубовку и поделилась с сестрами семейным преданием, о котором не упоминается в монастырской летописи.

Когда основатель обители протоиерей Иоанн Покровский предлагал своему состоятельному знакомому – владельцу кирпичного завода в Дубовке Матвею Посохину – посодействовать материально в устроении монастыря, тот поначалу уклонялся от положительного ответа. Но однажды произошел случай, который заставил его кардинально поменять решение.

Зимней переправой Матвей ехал из Дубовки на другой берег Волги в село Рахинка, где дубовские купцы держали лавки и магазины, вместе с лошадьми на повозке он провалился под лед. В тот момент, когда понял, что погибает, он сердечно взмолился: «Господи, не оставь меня! Я буду помогать женскому монастырю, если только останусь жив!» Чудесным образом предприимчивый мещанин оказался на льду, а впоследствии практически все здания Свято-Вознесенской обители были построены из кирпича, произведенного на заводе Посохина.

Святыни и достопримечательности

Тихвинская икона Божией Матери, написанная на Афоне в XIX веке, передана в 2005 году в дар монастырю настоятелем Александро-Невской лавры архимандритом Назарием, ныне епископом Выборгским. Одна из монахинь Свято-Вознесенской обители во время поездки в Санкт-Петербург увидела образ в поврежденном состоянии в запасниках лавры. Позже обратились к настоятелю с прошением передать икону Дубовскому монастырю, пояснив, что до революции в монастыре находился местночтимый образ Тихвинской Богородицы, утерянный в годы гонений на Церковь. Икона была чудотворной и исцеляла бесноватых, однако одержимые недугом не могли подойти к ней близко по собственной воле.

Сегодня образ в серебряной с позолотой ризе находится в левом крыле храма, женщины молятся перед ним о даровании супруга и детей, устроении семейного счастья и житейских дел, а также просят исцеления от различных болезней.

Рядом с Тихвинской в храме Иоанна Предтечи находится Иверская икона Божией Матери, также написанная в конце XIX века на святой горе Афон. В 2004 году образ принесли на подворье жители Волгограда и предложили монастырю приобрести его. Впоследствии он был куплен и отреставрирован.

В храме хранится ковчег с останками мощей основателя монастыря протоирея Иоанна Покровского и еще одна реликвия — перламутровый напрестольный крест батюшки Иоанна с частицами мощей святых, привезенный им из Иерусалима.

Мощи были обретены необычным образом в 1992 году. Старший священник монастыря Сергий Ермаков усиленно молился о том, чтобы открылось местонахождение склепа, просил со словами: «Господи, дай мне узнать, где он находится, так, чтобы я не мог сойти с этого места!».

Однажды во время богослужения, стоя под клиросом в храме, отец Сергий почувствовал, что ему не хочется уходить оттуда. После службы вместе с братом и священником соседнего прихода они вскрыли деревянные полы и нашли под ними разорённое большевиками захоронение батюшки Иоанна. Главы в склепе не обнаружили, но сохранился напрестольный крест, фрагменты мощей и облачения основателя обители.

В 2016 году достроена часовня рядом с колодцем Иоанна Покровского. Он был обнаружен в 1994 году при активном участии паломницы из Москвы. Женщина так хотела найти колодец с родниковой водой, заброшенный после революции, что обследовала буквально на коленях все ближайшие балки и в конце концов все-таки обнаружила его.

По преданию, строящаяся в конце XIX века обитель испытывала недостаток питьевой воды, и на этом месте батюшка Иоанн так усердно и слезно молился, что в какой-то момент приподнялся над землей. Позже здесь вырыли колодец с приятной на вкус водой. Свидетелем этих событий был сын первого мецената монастыря — Петр Матвеевич Посохин, который и описал их впоследствии для истории.

Обретенный спустя почти восемьдесят лет источник был настолько замусорен, что вода в нем была не пригодна для питья. В 2000 году Владыка Герман благословил вырыть колодец рядом с историческим. Специалисты вручную укрепляли стенки колодца бетонными кольцами, и когда было установлено седьмое кольцо на глубине семи метров, по свидетельству очевидцев, из земли забили сразу семь ключей.

Екатерина Ландина

 

(1900)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели