Batushka ответил: нельзя прийти к Богу с помощью интернета

Белорусский священник-блогер Александр Кухта рассказал потенциальной пастве в Волгограде, зачем разрушать старые шаблоны, как он реагирует на критику в свой адрес и о том, почему нельзя ходить в церковь «дистанционно».

На встрече со студентами ВГСПУ батюшка сразу пообещал, что никакой пропаганды Церкви не будет, при этом честно признался в своих намерениях — заложить в аудитории «мины латентной религиозности». К слову, кроме молодежи, интерес к блогеру в рясе проявили профессора и преподаватели вуза, местные верующие и священнослужители. Язык общения с публикой разных возрастов отличался настолько, что некоторые вопросы приходилось «переводить» — так спикер пытался удержать внимание молодой аудитории, на которую и ориентируется в своих проповедях на Ютюбе.  

В начале беседы иерей Александр Кухта пояснил, почему необходимо иметь в арсенале языки для общения с аудиторией разных поколений:

— С бабушками у меня все отлично получается, я им говорю «поститесь, молитесь» и их это устраивает, но когда я выхожу в интернет, с вами слова «поститесь, молитесь, слушайте радио «Радонеж»» не сработают, потому что вы другие люди. Поэтому я взял на вооружение теорию поколений и в своем видеоблоге говорю о христианстве на языке доступном молодежи.

По мнению онлайн-проповедника, на пути молодых людей к церкви сегодня стоят шаблоны и образы, которые вкладывают в сознание средства массовой информации. Медиа формируют образ Церкви как сосредоточение мирового зла, и задача миссионера — разрушить этот шаблон и создать новый – пусть и странного, необычного местами священника, который может найти общий язык со своей аудиторией.

— Моя задача —  не заманить всех: «приходите ко мне в церковь, иначе будете гореть в аду», — ни в коем случае. Моя задача поместить в вас маленькую скрытую бомбу о том, что Церковь – это, возможно, не то, что вы думали о ней раньше. Может быть, когда вы серьезно задумаетесь о вере, это позволит вам переосмыслить все шаблоны и, если не прийти в церковь, то создать о ней собственное мнение, более адекватное и похожее на реальность, чем то, которое формируется в обществе. Только так и можно научиться быть свободным.

Александр Кухта признался, что творчество в рамках проекта «Batushka ответит» носит характер эксперимента и оценить недостатки того или иного видеоролика можно лишь спустя время, отследив реакцию подписчиков в комментариях. Главное – учитывать эти выводы при создании будущих выпусков.

Отвечать на вопросы публики, прихлебывая в перерывах Колу, батюшке пришлось почти целый час. Разброс тем – от спасения души до предпочтений в литературе и музыке.

— Как долго вы служите в Церкви и посещали ли храм до того, как стать священником?

— С детства меня отдали в воскресную школу, семья была как все – вроде мы ходили в церковь, а вроде и не особо. Я был программистом и зарабатывал этим, после семинарии стал священником, служу уже три года в рабочем поселке под Минском, в двух часах езды от города.

— Вас не беспокоит то, что бабушки иногда неоднозначно реагируют на ваше творчество в интернете? Не боитесь потерять эту аудиторию хотя бы в храме, понятно, что на Ютюбе они вас не смотрят.

— В храме меня бабушки очень любят, они знают про мой Ютюб, периодически читают про меня в в белорусских газетах, типа «Белорусский партизан» или «Звязда». Они ко мне относятся как к внуку, кормят, по очереди заманивают к себе на пирожки. За три года я набрал двадцать килограмм — я дружу с бабушками.

— Но есть такие, кто прямо как провокатора вас расценивают…

— Есть такие мнения, но я не деньги, чтобы нравиться всем. Что бы я ни делал, я все равно кому-то буду не нравиться. Нравиться всем можно только в том случае, если ты мертв и ничего не делаешь.

— Как священноначалие и коллеги реагируют на вашу деятельность, где больше шаблонов в религиозной или атеистической среде?

— Среди христиан есть свои ретрограды, их немного, но они очень настойчивы и постоянно говорят о своих убеждениях. Самые жесткие, самые некрасивые слова я слышал именно от своих собратьев по вере: у человека на аватарке храм, крест, написано «я православный» и он посылает тебя так, что просто … сразу в бан. Есть такое движение странного противления среди своих. Но стоит сказать: ребят, а что вы можете показать, где плоды вашей работы? И на этом все заканчивается. Кого-то критиковать легко – сделайте сами свой продукт, который приведет людей к Богу. При этом периодически в личку приходят сообщения: «Ты знаешь, я атеист, агностик, буддист и т.д…, и мне христианство всегда казалось таким скучным, кондовым, но смотрю тебя и понимаю, что мне открывается новый мир, спасибо тебе за это». И такие комменты самые ценные.

— Как вы относитесь к другим православным блогерам?

— В целом я за блоггинг и считаю, что количество перерастает в качество. Пусть православных блогеров становится больше, и когда-нибудь эта суб-среда породит классного священника-блогера. И это не я, потому что у меня 15 тысяч подписчиков, а это мало.

— Какую музыку вы любите и что читаете?

— Сейчас открою плейлист — мои треки: Аквариум, Тарья Турунен, Аквариум, RHCP, Мельница, Ляпис Трубецкой, Nightwish, Аквариум, Аквариум, Аквариум, Ленинград, Наутилус Помпилиус… Из книг… Сегодня ночью умер Хокинг, кто не знает. У него есть пара популярных книг о науке для большой толпы, одну из них я сейчас читаю.

— Вы подняли актуальную тему о том, что в храмах сейчас мало молодежи. Молодые люди привыкли все делать дистанционно – заказывать еду, покупать одежду, в принципе, ходить куда-либо сегодня уже не нужно…

— Можно ли дистанционно ходить в храм, вы хотите узнать?

— Будет ли современная интерпретация этой составляющей, и как молодежь увлечь посещением  храма?

— Чтобы это сделать, нужно решить две большие проблемы. Первое — это общинность. Инструмент, с помощью которого Христос проповедовал, это обычное человеческое общение. Он приходит в гости к сборщику податей Закхею. Не то что бы — Закхей – ты такой-сякой, покайся… Он идет к нему, с ним вместе обедает, мы не знаем, о чем они беседуют, но после этого происходит чудо перерождения Закхея, он становится хорошим, правильным. Я как человек, который живет в интернете, понимаю, что в сети этого чуда добиться нельзя. Я могу говорить на важные темы, но с помощью интернета признаваться в любви – это какое-то извращение, так же и приходить к Богу с помощью интернета – такое же извращение. Нам надо решить проблему с нашей общинностью, а второй вопрос — зачем я прихожу в храм?

Я могу молиться, не вставая с постели, могу также через интернет пожертвовать кучу денег батюшке на что-нибудь хорошее — для этого не обязательно ходить в храм. Я хожу туда — не что-то отдавать, а чтобы что-то брать. Есть вещи, от которых я никогда ни за что не откажусь – это тема Причастия. В храме мы собираемся не просто так, чтобы помолиться каждый о своем, а говорим, что в каждой мельчайшей частице, в каждом атоме Причастия полноценно находится сам Бог и я верю, что именно таким образом я могу с ним соединиться. Это момент моей веры, я не могу этого доказать, показать, просто я в это верю и точка. Я хожу в храм за Причастием в первую очередь, а потом уже за всем остальным. Для меня как для христианина все остальное не имеет никакого значения, если нет Причастия.

Екатерина Ландина

(236)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели