Александр Щипков: «СОБИБОР» Константина Хабенского (религиозное прочтение)

Посмотрел режиссерский дебют К. Хабенского «Собибор». Закрытый показ в Думе организовал В. Володин. Насколько я понял — он стоял у организационных истоков создания фильма и Хабенский в знак благодарности устроил первый показ именно на Охотном. Еще не сделаны титры, еще не до конца наложена музыка. Но это не так важно. Интересно другое — совершенно новое прочтение темы. Совсем не так, как у Спилберга и других. Нет идеи жертвы, идеи сожжения. Вместо неё с разных сторон осмысляется идея смерти. Страх смерти и готовность к полному подчинению ради выживания. Принятие смерти со смирением. Воля к сопротивлению — борьба со смертью. Смерть, побеждающая смерть.

Вторая интересная тема — спасение из ада. Одиночное или коллективное? Все одиночные побеги кончаются гибелью. Главный герой, советский офицер, постоянно повторяет: «или бежит весь лагерь или никто». Это его непреложное условие, вопреки здравому смыслу. И остальные (в начале разобщенные) в конце концов принимают это «коллективное», «соборное» спасение.

И третья важная тема — тема мести. Чуть ли не главная в фильме. Осуждение мести. Призыв не мстить. Хабенский показывает духовную проблему убийства как такового не столько через зверства немцев, полностью потерявших человеческий облик и человеческое содержание, сколько через те убийства немецких офицеров, которые вынуждены совершать евреи для своего освобождения (молотки по головам, ножницы в глаза, удавки… ). Они-то остались людьми, они не потеряли человеческий облик. Этому посвящена огромная часть фильма, пожалуй, самая сильная. Хабенский предложил религиозное прочтение вместо политического. Интеллектуальное кино получилось.

Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ
Русская Православная Церковь

(98)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели