Митрополит Калужский и Боровский Климент об Успении Пресвятой Богородицы

Источник: газета «Коммерсантъ»

Митрополит Калужский и Боровский Климент рассказал читателям газеты «Коммерсантъ» о смысле праздника Успения Пресвятой Богородицы.

Поздравляю всех читателей и сотрудников газеты «Коммерсантъ» с праздником Успения Пресвятой Богородицы! Неслучайно этот день именуется малой Пасхой. Завершение земной жизни Божией Матери стало началом иного, вечного бытия — нескончаемого блаженства в Боге, которое открыто всем людям Воскресением Иисуса Христа. В книгах Нового Завета немало сказано о Пресвятой Богородице, но о событиях, которым посвящен сегодняшний праздник, не упоминается. Тем не менее память о блаженной кончине Девы Марии хранит Священное Предание. Церковь Христова твердо исповедует, что послужившая боговоплощению Пречистая Дева не только душой, но и телом пребывает в месте славы Сына Своего и Бога, ходатайствуя за весь человеческий род. Прославляя переход Богородицы из земной жизни в вечность, Церковь призывает нас правильно воспринимать человеческую смерть. На заре христианства торжество праведной кончины во Христе избавило цивилизацию от безнадежного языческого трепета перед сумрачным царством Аида. Как писал апостол Павел в одном из своих посланий, «для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение» (Фил. 1, 21). Сегодня, в третьем тысячелетии, христианское отношение к смерти противостоит цинизму массовой культуры. Акцентируя биологические процессы разложения, она доходит до полного расчеловечения человека, до оживших мертвецов, зомби-апокалипсиса и т. п. Показывая в смерти лишь гипертрофированный тлен, современная массовая культура вновь окружает нашу земную кончину идолами безысходности, страха и слепого случая. Христианство охраняет сакральность смерти, не открывая посмертную участь каждого усопшего, но оставляя ее окончательное решение до Второго пришествия Сына Божия и Последнего суда. Воспевая Успение Богородицы, Которая еще при жизни «обрела благодать у Бога» (Лк. 1, 30), Церковь раскрывает Божий замысел о любом человеке. По словам святителя Григория Паламы, «смерть Ее была жизненосной», переходом «в небесную и бессмертную жизнь». Вместе с тем Божия Матерь — не бессмертный и безначальный Бог, а человек, нуждавшийся в Спасителе (ср. Лк. 1, 47) подобно всем нам. Она не была пречистой и пресвятой по природе, от рождения, но стяжала эти качества в борении, подвигах и полном самоотречении. Своей безграничной преданностью Богу (Лк. 1, 38), исполнением Его заповедей (ср. Лк. 11, 28), терпением всех испытаний (ср. Лк. 2, 35) Она стала благословением для всего человечества, «спасительным врачевством нашего рода», «предметом торжества всей твари». В этот исполненный христианской надежды праздник, открывающий славу Царицы Небесной, желаю всем людям обрести Ее заступничеством и молитвами необоримую веру и прожить свой земной век так, чтобы и в нашей земной кончине хотя бы малым отблеском отразилось Воскресение Христово.

Митрополит Калужский и Боровский Климент

(102)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели