Самые популярные мифы о крещенской воде

В народе бытует немало суеверий, связанных с обрядом омовения в освященных водоемах и «целебными» свойствами крещенской воды. Накануне праздника Богоявления Господня с мифами и заблуждениями помог разобраться руководитель информационно-издательского отдела Волгоградской епархии иерей Сергий Савенков.

Существует миф о том, что крещенской водой можно причаститься, например, в случае смертельной опасности, – это невозможно. Ничто не может заменить Причастия Тела и Крови Христовой, в том числе и святая вода. Есть особое таинство Причащения в Церкви, которое совершается за Литургией, и оно имеет свое значение и силу для человека. Некоторые считают, что святая крещенская вода имеет такое же значение, но это не так.

Есть миф о том, что вода, которая набирается и освящается в Сочельник отличается от воды, освященной в Крещение, это тоже миф — они совершенно идентичны, потому что у них один чин освящения.

Бытует мнение о том, что в Крещение можно набрать воду, где угодно, и она будет святая — это  неправда. Вода освящается во время таинства, во время молебна, который совершается после Литургии, будь то Сочельник или Крещение. Святая вода именно та, которая освящена молитвой верующих людей во главе со священником. Поэтому нужно потрудиться, прийти, помолиться и взять эту воду, освященную во время молитвы.

Еще одним заблуждением являются разговоры о том, что при освящении водоемов в Крещение святую воду можно набрать прямо из крана. Да, вероятно, часть освященной воды попадет в систему водоснабжения, но если мы начнем рассуждать о количестве благодати на кубометр воды, это уже будет спекуляция, при которой теряется смысл участия в церковном таинстве.

В этот праздник в храм как правило приходят люди православные по крещению, но не по духу, и мы имеем дело с так называемым потребительским отношением к Церкви. Конечно, люди не злонамеренно это делают, а, в основном, по неведению и потому что им вообще некуда больше пойти, чтобы прикоснуться к благодати. Это у них происходит на уровне подсознания – есть такие праздники как Пасха и Крещение, когда можно прийти и прикоснуться к Богу, и они это делают. Это хорошо, но хотелось бы чтобы люди увидели картину целиком – всю Церковь вместе с ее благодатью.

После купания на Крещение смываются все грехи — это тоже неправда. Важно то устроение, с которым человек окунается в иордань. Как верно подметил клирик храма преподобного Сергия Радонежского отец Александр Пржегорлинский, в этот день мы должны приходить к воде, как будто к реке Иордан, а на реке Иордан Иоанн Креститель говорил очень простые слова: «Покайтесь, потому что приблизилось Царствие Небесное».

Омовение в воде – простой и понятный для человека символ — все мы моемся, чтобы быть чистыми, чтобы смыть с себя грязь. Используя этот символ, Иоанн Креститель призвал людей к внутреннему духовному покаянию, к очищению от грехов, с которыми человек живет. Именно с этим чувством нужно подходить к купанию в Крещение. Если относиться к этому именно так, то купание в проруби будет не спортом, не закаливанием, а действительно попыткой очутиться на Иордане, (хотя на Иордане в это время гораздо теплей). Можно омыться от грехов, но не через воду, а через внутреннее раскаяние в грехах, которое должно быть у человека.

Многие говорят об ощущении благодати после крещенского купания. Но дело не только в благодати, важно помнить и следовать словам Христа: «Если веруешь, все возможно верующему». Очень простые евангельские слова остаются актуальными для нас и имеют то же значение, что и две тысячи лет назад. Если ты веришь, что омываешься от своих грехов, и отрекаешься от них, выходишь из воды с твердым намерением больше не делать того, что делал раньше – прекращаешь ненавидеть близких, ругаться матом, блудить, выпивать, то, действительно, твое покаяние имеет силу и значение для Бога, но никакого механического очищения от грехов не бывает.

К списку мифов можно прибавить и формулу, странную, на мой взгляд, о том, что в Крещение человек смывает с себя весь негатив, накопившийся за год. Когда мы говорим о негативе, мы подразумеваем, что были жертвами, нас обижали, а мы все это терпели, все были злые вокруг, а мы несчастные, — но это попросту гордыня. Человек должен оглянуться и увидеть, сколько людей вокруг страдает из-за его грехов – самомнения, черствости, неумения проявить обычные человеческие чувства – сострадания, любви. И тогда поймешь, что не ты тащишь негатив, а сам несешь его людям.

И еще несколько слов о благодати крещенской воды. Вода, освященная в Крещение, не меняет своих качеств со временем. Благодать может исчезнуть лишь из-за грехов человека или неправильного отношения к святыне. Если подходить к святой воде с неправильным устроением духа, Господь может ничего не дать человеку, потому что благодать Божия это не механическое, не физическое состояние, это Божественная Воля. Ведь нет такого, чтобы все поголовно исцелялись в Крещение, потому что благодать действует не по заранее установленной схеме, для этого нужна кроме прочего Воля Божья, которая нам неизвестна.

Подготовила Екатерина Ландина

(218)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели