Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы митрополита Иоанна (Вендланда)

Наш сайт начинает публикацию материалов, связанных с жизнью архиереев, служивших в пределах Волгоградской епархии в разные годы. Митрополит Иоанн (Вендланд) еще архимандритом приехал на нашу землю вместе со своим духовным отцом митрополитом Гурием (Егоровым), в 1953 году возглавившим Саратовскую кафедру в качестве архиепископа Саратовского и Сталинградского. В прекрасную духовную семью владыки Гурия входили и будущий архиепископ Ярославский и Ростовский Михей (Хархаров).

Самое удивительное, что в 1991 году, когда Волгоградская епархия выделилась из Саратовской в самостоятельную, ее главой тоже стал член этой духовной семьи митрополит Герман (Тимофеев).  Ему на смену в январе 2019 года прибыл из Переславской епархии митрополит Феодор (Казанов), духовный  сын архиепископа Михея, принадлежащий к новому поколению все этой же духовной семьи.

Вот такая крепкая духовная связь существует между теми, кто последние 70 лет трудится на Волгоградской земли.  Надеемся, что нашим читателям будет интересно познакомиться с жизнью и пастырским наследием членов этой семьи. Сегодня вашему вниманию представляется проповедь митрополита Иоанна (Вендланда), произнесенная в День Благовещение в далеком 1982 году.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Праздник сегодняшний называется Благовещение. Более пространно – Благовещение Пресвятой Богородицы, что означает – добрая весть, обращенная к Пресвятой Богородице.

Если внимательно разобрать описание этого события в Святом Евангелии от Луки (Лк. 1,26-38), то мы увидим целый ряд все усиливающихся благих вестей.

Первая весть: «Радуйся, благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами».

Кто это говорит? Это говорит? Это говорит святой Архангел Гавриил.

К кому он обращается? К Пресвятой Деве Марии.

Заметим при этом еще вот что: Архангел, явившись Деве, не представляется Ей. Это указывает на то, что Пресвятая Дева давно уже была знакома с Архангелом Гавриилом. За полгода до этого он явился священнику Захарии. Тот не поверил ему, и поэтому Гавриил должен был назвать Захарии себя. Он тогда сказал: «Я – Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою» (Лк. 1, 19) . Всего этого он уже не говорит Пресвятой Деве, ибо Она знала ангелов, встречалась с Архангелами и поэтому теперь молча и в удивлении слушала: к чему будет такое сильное приветствие.

Действительно, это приветствие сильное: Благодатная!

Что такое благодать? Это сила Божия. Пресвятая Дева Благодатна, потому что была облечена силой Божией. «Господь с Тобою», — это почти то же самое, что сказать «Благодатная», только несколько точнее.

Она потому и была Благодатной, что Господь всегда был с Ней.

И дальше Архангел называет Ее избранницей не такой, как все другие женщины: «Благословенна Ты между женами» (Лк. 1, 28). Пресвятая Дева молчит, удивляется, немножко боится и не знает, почему к Ней обращено такое сильное приветствие. Архангел продолжает свою речь новым благовестием. Он говорит: «Не бойся, Мария; ибо Ты обрела благодать у Бога. И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус» (Лк. 1, 30-31).

Вот центральная часть благовестия: у Пресвятой Девы будет Сын – это будет Иисус, Господь наш и Спаситель.

Святой Архангел немножко в земных формах объясняет , кто же будет Иисус: «Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и царству Его не будет конца» (Лк. 1, 32-33).

Несколько земной характер в том, что Господ Бог даст Ему престол Давида, отца Его; но иначе Архангел в это время ничего не мог сказать. Пресвятая Дева после уже узнает, что Царство Христа не от мира сего и что Ее Сын поэтому не будет в ряду тех царей, которые когда-то царствовали земным способом. А Он будет Царем Небесного Царства, того Царства, которое Он Сам проявлял знамениями исцелений и чудесами, а также благодатными словами высокого учения; того Царства, для которого Он пришел на землю, чтобы получить всякую власть на Небеси и на земли, т. е. над живыми и мертвыми.

Обратим внимание на важные слова Архангела:

«И царству Его не будет конца» (Лк. 1, 33).

Эти слова мы произносим каждый раз, когда поем Символ Веры. Помните, там такие есть слова: «и восшедшего на небеса и седяща одесную Отца. И паки грядущего со славою судити живым и мертвым, Его же царствию не будет конца». Вот откуда взяты эти слова – из благовестия Архангела Гаврила Пресвятой Деве Марии.

Пресвятая Дева не проявила никакого сомнения. Она полностью уверовала словам Архангела, но у Нее был вопрос, естественный вопрос. Она спросила: «Как будет это, когда я мужа не знаю?» (Лк. 1, 34). Это было просто недоумений. Она была вправе задать этот вопрос. И святой Архангел Ей ответил – и это была уже заключительная часть его благовестия; он сказал: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и раждаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1, 35).

Итак, в чем же заключается благовестие архангела? В том, что Пресвятая Дева родит Сына; имя Его будет Иисус; и это будет сын Божий, Которого Царству не будет конца!

Вот вкратце благовестие Архангела.

Но все дальнейшее все-таки еще зависело от Пресвятой Девы. Как свободный человек, Она могла отказаться от этого. Но Она была настолько опытна в духовной жизни, настолько привыкла слушаться голоса Божия, что у Нее никакого желания отказаться от этого не появилось, и Она сказала: Се, раба Господня; да будет мне по слову Твоему» (Лк. 1, 38). И с этого момента Дух Святой нашел не Нее, и в Ее чреве зачался Сын, Которого мы все знаем как нашего Спасителя и Господа Иисуса Христа.

Будем же радоваться вместе со всеми. Сегодня поет Церковь:

«Благоветсвуй, земле, радость велию, хвалите Небеса, Божию слав» (припев праздника к 9-й песне канона).

И мы приносим славу Пресвятой Деве Богородице.

Аминь.

7 апреля (25 марта)1982 года

 

(157)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели