«Дайте нам советского архиерея». Вспоминаем жанр анонимных писем.
Редакторская колонка
Молодое поколение уже и не помнит, что это такое — анонимный донос. В былые времена по такому доносу людей выгоняли из партии, с работы, священников лишали регистрации, а значит куска хлеба. Под не прекращающимся обстрелом анонимок находились правящие архиереи епархий. Писались эти письма на имя главы государства, главы церкви, уполномоченных по делам религий.
В Государственном архиве Российской Федерации хранятся сотни личных дел архиереев, которых буквально сживали со света. Анонимки писали от имени «двадцатки», от имени священников, «всех людей города», и просто советских граждан. Читая их, понимаешь, какой мученический путь прошли наши владыки. Одним из них был митрополит Гурий (Егоров). В 50-е годы прошлого столетия он возглавлял Саратовскую и Сталинградскую епархию.
Первое письмо адресовано председателю Совета по делам Русской православной церкви при Совете народных комиссаров Георгию Карпову. (Письма печатаются с небольшими сокращениями, с учетом правил орфографии, поскольку в них очень много ошибок).
«Просим вас, дорогой товарищ Карпов посодействовать перед Патриархом Алексеем назначить в наш город Днепропетровск нового архиерея, человека советского, человека современного, рабочего, словом человека, признающего наш строй, нашу советскую культуру , человека доброго, но не такого как наш теперешний Гурий . Это настоящий тип старорежимного капиталиста… Народ в волнении, в смущении. Вы возьмите наши советские праздники. 40 лет Октябрьской революции, 40 лет Украины было, Новый год. Патриарх Алексей, читали мы в газете, был на приеме Правительства, а наш архиерей Гурий не соизволил на молебен ни на один праздник. Говорят, что его канцелярия работала, что он эти советские праздники не признает. Вот мерзавец.
Мы не желаем такого архиерея. Он нам надоел, опротивел. Дайте нам советского архиерея. Мы будем просить тов. Ворошилова. Мы будем просить Вас. Конечно к людям не прислушиваются, не верят нам. Ну мы же люди бедные, у нас нет какого капитала, как у этих архиереев…
Наш покойный Архиепископ Андрей совсем был иной человек. Он все свое достояние жертвовал на детские домам, на ясли. Он был добрый человек и простой. Значит же есть советские архиереи. Значит есть же добрые простые архиереи. Дайте, похлопочите нам такого архиерея. Простите нас. Члены двадцатки. Он если узнает кто писал, уничтожит нас.
25/I- 58.
А вот как анонимные «прихожане» писали о владыке Гурии председателю Президиума Верховного Совета СССР Климу Ефремовичу Ворошилову, где архиепископ Гурий (Егоров) обвиняется в развитии «капитализма»:
— Архиерей, устроил у себя лавочку со свечами. Ему присылают свечи из Москвы или еще откуда, а он их по церквам продает, да так продает, стоят они 20 коп., он продает по 3 р., а вся прибыль идет ему в карман. Вот старый капиталист, и зачем это старье делают архиереями. Молодежь, мальчиков, к чему он завлекает их, делая из них тунеядцев, отрывая их от советской школы. А сейчас взял в собор молодого длинноволосого до пояса святого попа. И вот этот поп призывает креститься всех взрослых, чтобы к 40-й годовщине Октября всех комсомольцев перекрестить. Просим Вас, Клим Ефремович, повлиять на нашего архиерея и поставить его на свое место или дать нам нового архиерея, человеческого, не нужна нам такая старорежимная дрянь. Не нужны нам капиталисты, которые за наши копейки трудовые путем обмана наживают себе капитал. Эта рухлядь — подонки советского общества. 30/VIII – 57.
Следующее письмо 1960-го года от «православных христиан города Минска» адресовано уже главе государства Никите Сергеевичу Хрущеву, которого анонимы называют «сынок»:
— Дорогой наш Н.С Хрущев! Мы обращаемся к Вам за большой и очень большой помощью. Помогите нам православным христианам, чтобы нам вернули старое наше духовенство. У нас был митрополит Питирим. Его любил весь народ и все духовенство. Теперь его перевели в Ленинград, а к нам приехал другой какой- то митрополит со всеми своими священниками, причтами и монашками… И стал все наше духовенство гонять во все стороны: кого увольнять, кого переводить в другое место , а кого заставил написать заявление об уходе… Он на них сказал: «Вы поживились , теперь дайте и нам поживиться».
…К нему ходили прихожане с иконами. Думали, что хоть он посмотрит на иконы и пожалеет нас старых людей. Но он совсем не приехал на прием. А ведь мы доживаем последние годы, и нам хочется умереть с верой, с богом (написано с маленькой буквы. — ред.) в душе, и услышать последний раз хорошее пение и хорошую службу. Он так плохо относится к нам, все пугает закрыть храм, но мы этого ни за что не допустим, потому что храм для нас православных христиан — это святое место, и мы хотим до последней минуты своей жизни ходить в храм. Мы же не пойдем в театр, нам там старым не интересно. Очень много писем с подписями христиан мы посылали в Москву Патриарху, но они до него не доходят, залеживаются у секретарей и потому никакого толка из писем нет… Говорят, что он Патриарху завозит много денег, поэтому Патриарх не обращает внимания на просьбу народа.
Эти письма написаны в разные годы и в разных городах. Но удивительным образом они похожи друг на друга. Сегодня на смену русской народной забаве – анонимке пришел интернет. И опять тот же автор, и те же обвинения, что и 40 – 50 лет назад. Так и хочется воскликнуть: о, дружище, столько лет прошло, а ты совсем не изменился!
Подготовила Эльвира Меженная
(249)
Комментарии (0)
Нет комментариев!
Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.