Наследники
1 июня в России и в мире отмечается День защиты детей. К этому празднику, окончанию учебного года, да и просто началу лета, ребят стараются порадовать православные приходы. Маленькие праздники, экскурсии и отдых организуют для юных прихожан. А для взрослых это лишний повод задуматься о том все ли сделано не только для материальной, но и духовной пользы ребенка. Предлагаем Вашему вниманию материал портала «Приходы.ру» о духовных основах воспитания.
Как странно отношение Господа нашего Иисуса Христа к детям с точки зрения жителя тогдашней Иудеи! Ведь Он пришел в мир, где дети были абсолютно второстепенны в семье, никакого «культа детства» тогда не было, никаких лозунгов «Все лучшее – детям». Почему же Спаситель назвал их наследниками Царствия Божия? В преддверии Дня защиты детей давайте поговорим о том, какие детские качества христианство научило нас ценить и любить.
Суровая правда того времени была такова: дети обязаны были повиноваться родителям, находиться у старших в подчинении. Вы же помните, что условием долговечной и счастливой жизни было почитание родителей? Об этом говорилось в десяти заповедях Моисеевых. Поэтому и не удивительно, что апостолы отгоняли назойливых ребятишек от Учителя. «Возбраняли», – пишет евангелист Марк. То есть довольно жестко, с бранью даже, делали это. Удивительно именно то, как реагирует на это Христос.
«Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. И, обняв их, возложил руки на них и благословил их» (Мк. 10. 13–16).
Чистые сердцем Бога узрят
Заметьте, Христос не просто сделал замечание ученикам, он вознегодовал (а это очень редкая Его эмоция). Почему же Спаситель так сделал? Ответ заключен в самих словах Спасителя: дети являются наследниками Царствия Божия. Но тогда возникает следующий вопрос. Каким именно качествам детей нам следует подражать, чтобы войти в Царство Небесное? Очевидно, что только «чистые сердцем Бога узрят», а дети как раз отличаются той самой чистотой сердца, которая позволяет им принимать Господа прямо в душу, не оценивая умом, помраченным самого разного рода знаниями. И это, безусловно, самый верный способ принятия. Да и душа ребенка еще не отягчена грехами и злыми поступками или мыслями. Поэтому так важно дать ему с самого рождения возможность Богообщения.
Священное Писание призывает нас использовать всевозможные средства для внедрения в сердца детей Божьего слова: «И люби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. И внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая; и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих» (Втор. 6. 5-9).
В противном случае время может быть упущено, и в сознательном возрасте ребенок не сможет уверовать с такой легкостью. Ему придется, быть может, пройти через ряд трудностей и неудач, прежде чем сердце его достаточно смягчится. Человек с годами неизбежно теряет чистоту младенца, как бы он ни старался сохранить ее в душе. А все попытки взрослого человека «притворяться» ребенком не засчитываются.
Золотое незлобие
Какое же ключевое качество позволяет детям быть чистыми сердцем? Святые Отцы говорят: незлобие. Причем «активное незлобие», я бы сказала. Приведу такой пример. Бабушка отругала пятилетнюю Еленку за какой-то проступок. Прошло некоторое время, и я застала ее за тем же занятием, за который она получила нагоняй.
– Зачем же ты это делаешь?
– Ой, не буду больше!
– Бабушка же тебя ругала за это совсем недавно!
– Тсс, не говори мне об этом. Я НЕ ХОЧУ это помнить!
Я обратила внимание, что она не хочет помнить именно негативную реакцию бабушки, наказание, а вовсе не то, что этого делать нельзя. Второе напоминание вполне закрепило в уме запрет, и больше инцидент не повторялся.
Получается, дети сознательно выгоняют из головы и сердца те воспоминания, которые характеризуют других с плохой стороны. У ребенка, как правило, все взрослые – хорошие. Он не подозревает их в корысти, лицемерии и двойной игре. Очевидно, именно это качество так привлекательно в наших детях. Недаром же частые стычки между братьями или друзьями – это вполне безобидная вещь, если за дракой не следует вражда.
«Мы поссоримся и помиримся», – совершенно искренне поют дети. Они не хотят помнить о ссорах и драках. Весь этот негатив они оставляют прошлому. В будущем же все друг друга любят. Таким образом, ребенок создает свое Царствие Божие уже здесь, вокруг себя. Вот почему так приятно порою наблюдать за дружной возней ребятишек в песочнице или на горке.
Смирение и милосердие малышей
Еще одно качество, которое ребенок получает с рождения, – это смирение. Как правило, младенец не бывает строптивым изначально: он «требует» пищи только в момент голода, а получив просимое, тут же умолкает. Он постепенно растет и радуется любому вниманию к своей персоне. Если ребенок не болен, он вполне удовлетворяется собственным обществом, но приветствует появление взрослых бурно и однозначно. Подрастая, он спокойно принимает все наши «нельзя» (конечно, и мы должны ограничивать его деятельность в разумных пределах: невозможно даже самому смиренному чаду спокойно слушать постоянные запреты на каждый шаг). В принципе, маленький ребенок готов принять любое благое слово или действие старших как должное. А если это не так, то во многом, скорее всего, виноваты сами взрослые.
А еще дети милосердны. Всех бездомных кошек и собак, всех птенцов, выпавших из гнезда, ребенок готов жалеть, кормить и лечить. Дети очень чутко реагируют на усталость и настроение родителей. Первые, кто пожалеют в трудную минуту, – это малыши. Более старшие дети уже частенько закрываются, отгораживаются от жестокого мира, специально не пускают в свое сердце переживания. Я думаю, что это как раз защитная реакция на умножение жестокости и зла. И эту реакцию Господь тоже предвидел, когда говорил о соблазнах: «Сказал также [Иисус] ученикам: невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят; лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих» (Лк. 17.1-2).
Поэтому мы, взрослые, должны поостеречься, чтобы своим собственным примером не соблазнить детей, если мы хотим, чтобы они как можно дольше оставались детьми в евангельском смысле этого слова.
Юлия КОМАРОВА
(59)
Комментарии (0)
Нет комментариев!
Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.