Слово в день Святой Троицы, Пятидесятницы митрополита Иоанна Вендланда
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Святая Троица – Отец, Сын и Святой Дух – Един Бог, не три Бога, Един по Существу, но Троичен в Лицах. «Бог всегда был, есть и будет; но лучше сказать – всегда есть; ибо слова был и будет – означают деление нашего времени, а Сый – всегда. Сам Бог назвал Себя таким именем «Сый» –что означает Сущий, когда говорил из пламени Неопалимой Купины в пустыне с Моисеем» (Григорий Богослов).
Святая Троица сосредоточивает в Себе всю полноту бытия, и это как раз особенно ярко выражается в слове Сый, в то же время Бог, непостижимый по Существу, близок к каждому из нас, «ибо мы им живем, и движемся. и существуем» (Деян. 17, 28).
Мы отчасти познаем Бога и в то же время чувствуем, что Он непознаваем. И, как говорит Григорий Богослов, так Бог устроил для того, чтобы постижимым – привлекать к Себе, ибо совершенно непостижимое – безнадежно и недоступно, а непостижимым – приводить в удивление; через удивление же возбуждать большее желание очищаться, а через очищение собеседовать с богоподобными и беседовать с Богом» (Пасхальное слово «На страже моей стану»).
Что же составляет средоточие того бытия, в котором пребывает Бог? Это средоточие есть Любовь. Отец любит Сына и Святого Духа, Святой Дух любит Отца и Сына, и Сын любит Отца и Святого Духа. И настолько Бог преисполнен любви, что издавна стал проявлять Себя и показывать нечто подобное Ему, хотя бы в какой-то степени. Так Бог сотворил начало миру, и в этом начале сотворил небо и землю, и эти небо и земля, первоначально неустроенные, подражали Богу тем самым фактом, что они существуют. Поэтому мы можем, как сегодня, так и всегда, петь: «Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь» (Пс. 18, 2).
Господь сделал в дальнейшем шаги для приближения мира к Себе. Он сотворил свет. Христос сказал: «Я Свет миру» (Ин. 8, 12). И Бог создал свет, нечто подобное Ему. Но Бог есть не только Свет, но Он Свет и Жизнь; и поэтому, продолжая дальше являть Себя миру, Бог создал жизнь. Сначала Он создал те прекрасные зеленые растения, которые нас окружают и дают возможность нам дышать, а потом, и животных, у которых есть уже какая-то душевная жизнь, более близкая к Богу, чем у растений. И, наконец, Бог творит человека по образу Своему и подобию. Смотрите, как мы поставлены высоко, – мы образ и подобие Божии. И хотя мы носим язвы прегрешений, но надеемся на то спасение, которое Господь пошлет и Он уже послал нам. В чем же это спасение? Оно – в Пришествии Господа нашего Иисуса Христа, Который с полным правом мог сказать: «Я и Отец – одно» (Ин. 10, 30). Он обещал нам Духа Святого, Утешителя, Духа Истины, и послал его своим ученикам, а потом и всей Церкви. Вот видите, как Господь приближает мир, а потом и нас к Себе!
Если Он есть совершенная Любовь, то мы должны в доступной нам мере проявлять любовь к Самому Богу в творении его святых заповедей, в усердной молитве к Нему. Мы должны также проявлять любовь к тем, кто ближе всего к нам, и вообще ко всем, кому мы в состоянии чем-либо помочь и послужить. Поступая так, мы сможем хоть как-то ответить на тот поток Божественной любви, которая всегда изливалась и продолжает изливаться на землю. Это же будет и нашим ответом на то ниспослание Святого Духа, которое мы празднуем.
Аминь.
22 июня 1986 года
(160)
Комментарии (0)
Нет комментариев!
Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.