Об истории Свято-Духовской обители рассказал игумен Гавриил (Куликов)
Монастырь появился в Царицыне на рубеже 19-20 веков. Маленький уездный городок Царицын стал быстро развиваться. Налаживалась промышленность, индустрия. Была построена железная дорога, которая стала узловым центром, связывающим Дон и Волгу. Соответственно – это выход на Каспийское и Черное море. Но здесь не было духовного центра, и епископ Саратовской и Царицынский Гермоген, будущий Тобольский священномученик, озаботился тем, чтобы такой центр в Царицыне появился. В 1903 году он лично выбрал место для строительства Свято-Духовского архиерейского подворья. Сейчас это практически центр, а тогда это место было за чертой города. Здесь была построена первая церковь во имя Сошествия Святого Духа, организована первая монашеская община. А с 1912 года повелением Священного Синода здесь был открыт мужской Свято-Духовский общежительный монастырь.
Предреволюционные годы в нашей стране были отмечены бурлением умов – многочисленными восстаниями, демонстрациями. Не избежал этого и наш город. Одно время настоятелем этого монастыря был такой одиозный человек как иеромонах Илиодор (Труфанов), впитавший в себя весь этот революционный дух; задумал принести революцию и в Церковь. Он обрел здесь множество последователей. И ни церковным, ни светским властям их не удавалось усмирить, так что пришлось принимать экстремальные меры. Сам Илиодор был сослан во Флорищеву пустынь, а Свято-Духовский мужской монастырь был расформирован и преобразован в женский. Но надо сказать, что за недолгий мужской период он прославился не только такими личностями как Илиодор, но и настоящими монахами подвижниками святой жизни, и несколько выходцев из нашего монастыря тоже были прославлены как священномученики и исповедники — Преподобноисповедник Владимир (Тереньтьев), преподобномученик Софроний (Несмеянов). Здесь был не только центр бунта, который представлял лично Илиодор, но и центр духовной монашеской жизни. До Революции монастырь просуществовал как женский. Этот период ознаменовался значительными событиями и историческими персоналиями. Например, настоятельница монастыря игумения Павла (Липовская) тоже пронесла свой исповеднический подвиг вместе с сестрами по жизни и ознаменовала его мученической кончиной.
Когда Илиодор задумывал превратить этот монастырь в некий бастион противостояния официальным властям Церкви, он предусмотрел возможность катакомбного способа существования. У него были тысячи последователей в Царицыне и приезжали из других городов его почитатели. Они своими силами вручную вырыли целую сеть подземных ходов. Нет точных данных насколько разветвленной она была, но по некоторым сведениям они были настолько широкими, что там могли разъехаться две гужевые повозки (земля вывозилась оттуда на лошадях). Некоторые из этих ходов доходили чуть ли не до берега Волги. Постепенно они были затоплены.
Во время войны монастырь подвергся бомбежке. После церковные здания уже не восстанавливались. Большой Свято-Духовский собор просуществовал до Сталинградской битвы. Оставшиеся руины разрушили. Из оставшихся строительных материалов на старых фундаментах были построены новые здания. И это здание тоже не историческое. Ни одного из них не осталось. Здесь располагались подразделения министерства обороны. До воссоздания монастыря здесь находилась воинская мотострелковая часть. И только в 1991 году, когда стала возрождаться церковная жизнь, был назначен правящий архиерей в Волгоград. До этого периода мы были частью Саратовской епархии. Когда была образована Волгоградская и Камышинская епархия был назначен на кафедру владыка Герман. Он обратился к властям, чтобы в пользование Церкви передали хотя бы часть зданий бывшего Свято-Духовского монастыря. Первым было передано здание, где сейчас храм. Конкретно в нем находился спортивный зал. Когда здесь начинались богослужения была еще разметка на полу. Зал был переоборудован в домовый храм с перспективой строительства Свято-Духовского собора. Но вопросы передачи остальных зданий и земли затянулись на долго. Это связано и с переменами в нашей стране, и с другими проблемами, на протяжении 25-лет мы об этом молимся.
Нынешний храм освящен во имя Святой Троицы и предполагалось, что Свято-Духовский собор будет воссоздан. А праздник Святой Троицы и Сошествия Святого Духа – это единый общий праздник. Поэтому владыка Герман освятил этот храм во имя Святой Троицы.
(537)
Комментарии (0)
Нет комментариев!
Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.