100 лет назад была образована Царицынская епархия. Как это было

В Государственном архиве Российской Федерации хранится свод документов «Об учреждении архиерейской кафедры в Царицыне». Согласно этим документам датой образования Царицынской епархии считается  19 июля 1919 года.

Первые христиане на Нижней Волге и Дону появились почти полторы тысячи лет назад. За прошедшие века не раз менялся национальный состав местного населения, создавались и разрушались города и целые государства, но христианская вера сохранялась и крепла.

Различные части современной Волгоградской области за многие сотни лет существования здесь христиан входили попеременно в состав Сарайской, Казанской, Астраханской, Воронежской, Донской и Саратовской епархий.

Уже в конце XIX – начале XX в. в саратовских газетах стали появляться слухи, что строитель Царицынского Свято-Духова монастыря иеромонах Илиодор (Труфанов) «в скором времени будет назначен викарным епископом в какой-то центральной губернии, а потом переведен в Царицын». Но в конце 1911 г. сам Илиодор и саратовский владыка Гермоген (Долганев) были отправлены в ссылку.

Прошло время, страсти успокоились, и в ноябре 1916 года пресса заговорила, что епископ Гермоген просил у Синода разрешения переехать в Царицын. В начале 1917 года в газетах появляется имя еще одного  претендента на царицынскую кафедру: «Святейший Синод переместил прибывшего в Петроград епископа кустанайского Леонтия (в мире – барона Вимпфена) на викарную кафедру саратовской епархии с назначением ему местожительства в г. Царицыне. Епископ Леонтий посетил в Петрограде обер-прокурора Н.П. Раева, которого просил ассигновать средства на устройство архиерейского дома, так как находящийся в Царицыне женский Илиодоровский монастырь неудобен для местопребыванья епископа».

Но за неимением у Синода средств к постройке монастырского архиерейского подворья и крестовой церкви, епископу Леонтию было отказано. После поездки в Петроград определилось, что новый викарный епископ будет жить в Саратове, в Спасо-Преображенском монастыре.

В течение 1917 года царицынская пресса постоянно возвращалась к вопросу открытия в нашем городе епархии. На пост местного архиерея претендовали и епископ Гермоген, и новый саратовский викарий, владыка Леонтий. Так, в феврале «Царицынский вестник» писал, что «Епископ Леонтий обратился с ходатайством к голове внести на обсуждение Г.Думы вопрос об учреждении в г. Царицыне епископской кафедры».

В марте 1917 года «Саратовские епархиальные ведомости» писали: «В настоящее время Царицынское городское управление и земство, желая иметь в гор. Царицыне викарного епископа, возбуждают соответствующее ходатайство. По-видимому, это ходатайство будет удовлетворено, так как находится лицо, жертвующее для епископа два дома с большим местом, находящееся в центре города и 30 тыс. на постройку домового храма. Стоимость всей этой жертвы определяется более чем в сто тыс. руб. В виду такого горячего желания жителей гор. Царицына иметь у себя епископа и вполне сочувствуя этому Преосвященнейший Палладий Епископ Саратовский, возбуждает, со своей стороны ходатайство об открытии в г. Царицыне кафедры 3-го викария Саратовской епархии, причем представляет своего кандидата на вновь открываемую кафедру».

Председатель епархиального съезда протоиерей Геннадий Махровский в апреле 1917 года поставил вопрос о разделении Саратовской епархии на несколько самостоятельных епархий. Он участвовал во Всероссийском съезде духовенства и мирян в Москве, где секция по реформе церковного управления 11 июня 1917 года приняла проект разделения русских епархий. Махровский писал: «Относительно Царицынского и Вольского уездов я не допускаю и сомнения в том, что они будут добиваться для себя самостоятельных архиереев, и мы должны оказать им содействие».

Долгое время современные волгоградские историки не могли раскрыть точную историю создания Царицынской епархии. Уже в 2018 года мы с  руководителем комиссии по канонизации святых Волгоградской епархии, иеромонахом Климентом (Наумовым) заказали в Российском государственном историческом архиве некоторые документы канцелярии Патриарха Тихона и Священного Синода, позволившие разрешить эту проблему.

В них говорится, что по ходатайству епархиального собрания 1918 года епископ Петровский Дамиан (Говоров) осенью того же года был назначен высшей церковной властью на царицынскую викарную кафедру, но приехать в Царицын так и не смог. В стране шла кровопролитная гражданская война, царствовали транспортная разруха, болезни и голод. На красный Царицын шли штурмом белоказаки, да Церковь тоже оказалась под ударом безбожной власти. Гонители уже пролили кровь местных священников: отца Николая Попова из Верхне-Гнутова, священника Михайловки Феоктиста Лебедева, отца Георгия Парфенова из Мариновки и других.

В своем письме к Патриарху Тихону от 27 апреля / 10 мая 1919 г. епископ Дамиан писал, что благочинный Царицына протоиерей Иаков Горохов «просит о скорейшем прибытии моем в г. Царицын». Владыка настойчиво пытался убедить Патриарха: «Настоящее время самое благоприятное для решения вопроса об открытии Царицынской епархии: не только православное население готово понести жертвы на это дело, но и светская власть идет на встречу общему желанию, что выразилось в уступке 27 комнат в Свято-Духовском монастыре для пребывания епископа со штатом священно-церковно-служителей; это помещение очищено от постоя красноармейцев и отремонтировано. А для пастырской школы, которая предполагается к открытию по моем прибытии, уступается помещение особо. По миновании этого момента такой предупредительности духовное ведомство может и не встретить».

Епископ считал необходимым преобразовать царицынское викариатство в самостоятельную епархию, испрашивая у Патриарха «более широких полномочий по крайней мере в двух уездах Саратовской епархии – Царицынском и Камышинском, а если возможно, то и в Балашовском».

Высшая церковная власть признала основательными доводы, приведенные владыкой Дамианом в пользу такого решения, но все же отказала в просьбе. Дело в том, что по решению Поместного Собора 1917-1918 годов вопросы об образовании новых епархий требовалось предварительно обсудить на общем собрании церковных представителей выделяющихся в эту епархию уездов. А это в бурные дни весны 1919 года было невозможно.

В итоге вышло постановление от 29 апреля (12 мая) 1919 года, где  епископу Дамиану поручили управлять приходами Царицынского уезда «на правах полусамостоятельного епархиального Епископа».

Судя по всему, епископа Дамиана не удовлетворила такая формулировка, ограничивающая его права в управлении епархией. Вероятно, именно он подал вопрос об образовании самостоятельной епархии на Юго-Восточный Русский Церковный Собор, проходивший с 19 по 24 мая 1919 года в Ставрополе Кавказском. Здесь на занятых белогвардейцами территориях было создано и Временное высшее церковное управление (ВВЦУ) на юго-востоке России (фактически Синод).

Рассматривая деяния этого Собора, современный исследователь А.А. Кострюков ссылается на начальника канцелярии протопресвитера Добровольческой армии Георгия Шавельского Е.И. Махароблидзе. Последний подчеркнул, что Патриарх Тихон признал все распоряжения, сделанные ВВЦУ на юго-востоке России. По поводу некоторых распоряжений Е.И. Махароблидзе писал, что может подтвердить их документально. Среди таких распоряжений он указывал и учреждение самостоятельной Царицынской епархии.

Волгоградский историк С.П. Синельников обнаружил в материалах фонда ВВЦУ в Государственном архиве РФ, что в «Повестке о предметах, подлежащих обсуждению на заседании ВВЦУ от 19 июля 1919 г.» значился вопрос: «20. Об образовании Царицынской епархии». Итог заседания неизвестен, но, вероятно, члены ВВЦУ вынесли положительное решение. Благодаря этим сведениям, по косвенным данным, мы теперь можем уточнить время фактического образования Царицынской епархии, как июль 1919 г.

Сергей Иванов, кандидат философских наук

 

(416)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели