Слово митрополита Феодора о евангельском чуде насыщения пяти тысяч человек
Митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор после Божественной литургии в Казанском соборе обратился к собравшимся с пастырским толкованием евангельского чуда умножения хлебов.
Всечестные отцы, братья и сестры! Приветствую и поздравляю Вас с сегодняшним воскресным днем.
Сегодня мы услышали с вами в евангельском повествовании о чуде умножения пяти хлебов. Надо сказать, что Господь промыслителен. Он заботится о всякой твари, которую сотворил в этом мире, тем более о человеке, заботится о каждом из нас. Даже если мать оставит чадо свое, говорит Иисус Христос, Аз не оставлю.
Вот и сегодня мы слышим, как за божественным Учителем следовало множество людей, чтобы из Его сладчайших уст услышать слова назидания и божественной правды. Бывало так, что они далеко уходили от города, с услаждением слушая учение Христово. И сегодня отошли они. И негде им было купить, пищи, или чего другого, чтобы укрепить свои телесные силы. Но Господь на слова учеников Своих, апостолов – отпустить людей, чтобы они смогли где-то там приобрести что-то непонятное, отвечает: вы дайте им есть.
Конечно Христос, как сын Божий, знал, что есть в этой толпе народа запасливые люди, которые взяли с собой корзиночку с хлебами. И Своей божественной силою власти Он смог этими пятью хлебушками накормить около пяти тысяч людей, кроме женщин и детей. А людьми раньше называли только мужчин. Как сейчас в храме, так, наверное, и в те времена количество женщин все-таки доминировало над количеством мужчин. Значит, представить себе общее число алчущих мы примерно можем.
Но стоит отметить, что чудеса Господь никогда не совершает просто так, чтобы прельстить воображение или взбудоражить чувственную природу человека. Так делает дьявол. И тех, кто ищет подобного рода чудес, любит различного рода иллюзионы, фокусы, магию, чародейства, Он называет просто: род лукавый, род прелюбодейный, знамения ищут. Есть только одно настоящее знамение – Воскресение Иисуса Христа от мертвых. Это величайшее таинство и величайшее чудо, которое совершается исключительно для спасения человеческого рода. Так и все чудеса Бог творит для пользы человека.
Вот и здесь, умножает хлеба, чтобы накормить голодных. Ну куда они пойдут сейчас, уже к вечеру клонится день. Пойдут в полночь, голодные. Десять тысяч, примерно, человек. Где там рынки, где там ларьки. Нет развитой инфраструктуры, как в настоящее время, супермаркетов, мегамаркетов.
И Господь питает Свое творение, заботливо относясь к каждому человеку. Мне бы хотелось вот на что обратить ваше внимание, дорогие братья и сестры! Даже совершая чудо, Он делает это не хаотично, не беспорядочно, как иногда мы с вами идем за святой водой на Крещение, а в определенном чине. Мы читаем это у другого евангелиста. Он рассказывается подробно, как Господь рассадил всех рядами, по сколько человек в каждом ряду, чтобы не было сумятицы, чтобы не было неблагоговейного отношения к пище, чтобы, обрадовавшись такому событию люди не подавили друг друга.
Но еще на что мне хочется обратить ваше внимание, дорогие братья и сестры. Конечно, Христос мог сделать так, чтобы с неба посыпались булки с рыбами. Но он говорит фразу, которую мы должны с вами запечатлеть в своем сердце: вы дайте им есть. И когда мы увидим любого просящего, не важно, что он у нас просит, деньги, пищу, одежду, доброго слова, участие в его судьбе, мы не можем сказать: «Бог подаст» или «Помоги, Господи!». Мы должны принять живое участие в его жизни, не взирая на его достоинство. Ведь и среди тех, которых Христос напитал, были разные люди. Были те, которые шли за Ним с искренней верой, с любовью. Были соглядатаи от архиереев и книжников. Были те, которые старались искусить его, поймать на слове. Были разные люди, и те, которые вскоре кричали: «Распни Его». Но Господь никого из них не обделил, никого не обидел.
Говорит Иоанн Златоуст, что милость Божия проявляется как солнце, которое светит на злых и добрых одинаково. И влагу Творец посылает одинаково на всех. И мы с вами должны делать добрые дела для всех без разбору. Не считая, кто достоин, а кто не достоин, потому что мы с вами не судьи, а находимся все на одной скамье подсудимых. Наши добрые дела и милость могут исходатайствовать на Страшном суде нам оставление многих прегрешений.
Дорогие братья и сестры! Через чтение Священного Писания мы соприкасаемся не только с евангельской историей, но и с божественной любовью нашего Господа Иисуса Христа. И мы должны быть, как учит апостол Павел, единодушны, и всякое разделение не от Бога, хотя оно было и в первые века христианства.
Все мы Христовы, и в нас должен действовать один дух Христов. А действует ли он в нас, и он ли действует, мы сможем узнать по нашим делам, нашим поступкам, нашим словам. Если они созидают, если они направлены на помощь ближнему, если они исполняют заповедь евангельской любви, значит во истину мы послушники, и последователи, и ученики Христа. А если в нас происходит что-то другое, то значит иной дух поселился в нас, не Христов. Этот дух мы должны изгнать добрыми делами, молитвой, и покаянием. Пусть же Церковь наша торжествует тем, что в каждом из нас, ее членах, торжествует дух и любовь Христова. С праздником дорогие братья и сестры!
(238)
Комментарии (0)
Нет комментариев!
Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.