Слово митрополита Феодора в день празднования Сретения Владимирской иконы Божией Матери
Боголюбивые братья и сестры! Приветствую Вас с сегодняшним воскресным днем, с днем памяти иконы Божией Матери, именуемой Владимирская, и святых мучеников Адриана и Наталии, так почитаемых в среде православного народа.
Мы слышали сегодня воскресное евангельское повествование. Историю о том, как некий юноша подошёл ко Христу с вопросом: как поступать, как жить, что сделать, чтобы наследовать вечную жизнь?.. Каждый из нас определяет, каким же он хочет быть, достаточно ли для него лишь только внешнего благочестия или же он хочет всецело принадлежать Христу.
Вот этот юноша, хотя с детства был воспитан в благочестии, в вере и чистоте, но чувствовал в глубине своей души, что-то ему не хватает для полного совершенства, потому и обратился ко Христу. Но когда услышал ответ, то с грустью отошёл от него.
Конечно, проблема была не в богатстве, проблема в человеческом сердце, которое становится не свободным, привязанным к материальным благам.
Вот и мы с вами чуть-чуть накопили деньжат и уже перышки расправили, нам вроде и погода не погода, и мы можем, так сказать, управлять своей жизнью, и не только своей, но и другими. А если у нас деньги дают возможность властвовать, то здесь совсем простор для нашей богатой фантазии. Что говорить, если и знания человека надмевают, хотя сами по себе они не несут в себе ничего плохого или негативного.
Мы должны понять, что все в нашей жизни лишь только средство. Как мы это средство употребим, будет понимание благое оно для нас или вредоносное, помогает приобрести Христа или же через это средство мы удаляемся от Него.
Потому многие святые, чувствуя зависимость и связь, которую они не могут органически никак разрушить, раздавали все свое имение нищим и уходили в леса, глубокие дебри, чтобы стать новым глубоким человеком во Христе Иисусе Господе нашем.
Сделать это не просто. Ведь мы больше привыкли обращать внимание на внешнее, нежели на внутреннее. Христос обличает это внешнее благочестие, в первую очередь поступок фарисеев. Но и мы с вами вполне сможем спроецировать на свою собственную жизнь: фарисеи ли мы и в какой мере?
Один священник, мы читаем это в Греческой литературе современного издания, очень активный ревностный пастырь, собрал приход в своем храме, такой, знаете, мощный, активный, там такие деятельные люди находились. И он довольный собою, что он двигает, что вокруг него все двигается, и благосостояние и благочестие растёт, в утомлении от праведных трудов вздремнул на кресле в кельи своей. И вдруг видит сквозь тонкий сон, как заходит в его комнату некто, какой-то человек; в руках несет весы, пробирки, колбочки, пинцеты. Поприветствовал его: «Ну как твое усердие, брат?». Пастырю есть чем гордится – усердие, слава Богу, не стыдно показать.
— Ну, покажи мне его.
И вдруг из груди священника, как бы отделилась некая масса. Гость взял ее, посмотрел, взвесил:
— Ну, пятьдесят килограмм.
Священнику приятно, вот какое весомое его усердие. Но вдруг незнакомец стал раздроблять этот светящийся золотой слиток на различные части, взвешивать их, и рассматривать, помещать в пробирки, добавлять какие-то реактивы, и записывать все на бумаге. И когда он закончил свое исследование, с грустью посмотрел на пастыря и сказал: «Надеюсь, что по своему великому милосердию Бог помилует тебя, и ты спасешься».
С этими словами он вышел и оставил листок бумаги онемевшему священнику. Все померкло в его глазах. Как так! Он ожидал похвалы, он ожидал радости, он хотел испытать гордость, а тут поношение. И он, с дрожанием рук, начал читать, что же оставил на этом листке незваный гость:
Исследование усердия священника такого-то:
Тщеславие — 30 килограммов.
Любостяжание – 15 килограммов.
Человекоугодие, ревность, зависть и так далее, и так далее. И в самом конце:
Любовь к Богу — 10 граммов.
Любовь к ближним — 10 граммов.
ИТОГО 50 килограммов.
Надо видеть было лицо этого пастыря, которое застилали горючие слезы. Он упал на колени и молился: Господи, всю жизнь я просил у Тебя чего-то. Я просил, чтобы Ты оградил меня от болезней, скорбей, от неудобств, дал мне широкую дорогу творить мою волю, моё желание, чтобы реализовать свое мнение. Теперь прошу Тебя лишь только об одном – огради меня от самого себя.
И когда произошел в нем этот внутренний переворот, он возрадовался, был счастлив и сказал: Господи, теперь я надеюсь, что Тебе не стыдно будет посмотреть на меня, раба Твоего.
Дорогие братья и сестры, мы должны помнить о том, что говорят святые отцы. Они говорят, что любое дело, которое мы с вами совершаем, имеет две составляющие: внешнее (собственно, само дело) и внутреннее.
Внешняя часть любого поступка это одна восьмая, а семь восьмых это состояние внутреннего человека. Понимаем разницу соотношения сторон и к чему мы должны больше стремиться, к внешнему или к внутреннему.
Сегодняшний праздник Сретение Иконы Божией Матери Владимирской. Вы помните, как это все произошло? Когда Темир Аксак, больше нам известен как Тамерлан, пошёл по Рязанской земле, и встал у берегов Дона, направляясь к Москве, шатрами. Он нес огромную угрозу московскому княжеству и всему русскому народу. И что делать нам, беззащитным, как только остается обратиться за помощью к Божией Матери. И вот чтимый ее образ из Владимира был специально прислан для укрепления Москвы, духа богомольцев, ну и, конечно, надежду на ее всесильную Материнскую помощь. И когда Тамерлан дремал в своем шатре, во время дневного зноя после обеда, вдруг он увидел огромную гору, с которой стремительно спускались на него Великая Светоносная Дева в окружении Небесного Воинства. И были Святители в ризах золотых, и все имели достаточно грозный вид. И эта Пречистая дева обратилась строго к Тамерлану: Уйди от пределов моей земли!
Проснулся он в страхе и трепете, призвал всех своих мудрецов. И сказали они ему: Есть у русского народа Богиня такая, всесильная, которой они молятся, и она их защищает и помогает во всех делах. Так что лучше нам бежать, великий Хан.
Собрал он свои шатры, войска и отступил.
Много ли было в московском княжестве людей богатых и состоятельных? Думаю, достаточное количество. Но все они поняли, что в один момент могут лишиться всего своего достояния, которое скапливали во многие, многие лета не только своей жизни, но и жизни своих предшественников, родителей, отцев и праотцев.
И мы с вами должны помнить о том, что то, что мы имеем, дано нам не в собственность, а в управление. Так говорит Иоанн Златоуст. Для того, чтобы мы своим состоянием, своим богатством приобретали Царство Небесное, через добрые дела, через милостыню и т. д. Что Господу удобно через наши руки раздавать эти материальные средства, а не совать их в карман и набивать свою собственную казну. Вспоминая житие Адриана и Наталии, мы видим с вами, что это были люди состоятельные, не бедные совсем. Жили они в начале 4-го века, и Адриан занимал высокий пост при дворе. Он увидел, как поймали 23-х христиан, скрывавшихся в пещере, и стали их мучить, чтобы они назвали свои имена, отреклись от Христа.
Они говорили:
— Мы христиане, и от Христа не отречемся.
— А что же вам Христос обещал такое, — спросил Адриан, — что вы готовы всем пожертвовать, своим состоянием, своим здоровьем, своей жизнью?
— Не видело того око, — ответили они, — не слышало ухо, и на сердце человека того не пришло, что уготовал Господь любящим Его.
Эти слова до глубины души потрясли язычника Адриана.
— Запиши и мое имя, — сказал он писарю, — я тоже христианин.
— Да ты что, ты же на такой высоте находишься, советник императора, думай что говоришь, ты сейчас все потеряешь – богатство, сан, должность, авторитет!
— Нет, нет, я христианин.
Конечно, Наталья удивилась поступку своего мужа, но и возрадовалась. Боялась она больше всего одного, что от мук и страданий её новообращенный супруг отречется от веры.
И она прибегала к нему в темницу поддерживать его, укреплять: — Держись мой возлюбленный, не долго еще осталось.
А когда ему палачи раздробляли конечности, отрывали руки и ноги, она сама их держала на плахе, чтобы он их не убрал и не лишился награды Небесной. А когда он перешел в объятия Христа, вскоре и она почила на его могиле. Потому что удивительное дело любовь, которая творит чудеса и не имеет страха, как говорит об этом Апостол Павел.
Мы сегодня прославляем память этих удивительных людей. И мы с вами должны помнить, дорогие братья и сёстры, что Господь нам всегда дает в жизни те ситуации, через которые мы можем приобрести намного больше, чем имеем, только бы нам не держаться за вчерашний день, только бы нам видеть будущую жизнь, жизнь будущего века.
С праздником, мои дорогие.
(236)
Комментарии (0)
Нет комментариев!
Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.