«День всемирной радости»

Текст: Роман Илюшкин, иконописец (Волгоград)

О чем расскажет икона

История и традиции праздника в образах разных веков

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии православные христиане празднуют 21 сентября. Этот непреходящий праздник церковь отмечает как день всемирной радости. В храмах проходят торжественные службы и все верующие славят прекрасный день, когда Господь даровал людям надежду на приход в мир Спасителя.

В православной церкви с Рождества Богородицы начинается годичный круг двенадцати великих (двунадесятых) праздников, посвященных Спасителю.

Любимый образ

Купол Покровского храма в Хотьковском женском монастыре.

Недавно в интернете увидел фотографию иконы Рождества Пресвятой Богородицы и рядом себя,  дипломника Иконописной школы при Московской Духовной академии. Уже и не помню, кто тогда, без малого четверть века назад, сделал этот снимок, на котором запечатлён процесс создания моей дипломной иконы в праздничный чин иконостаса храма в Покровском женском монастыре города Хотьково Московской области.

Иконописная школа находится на территории Свято-Троице-Сергиевой Лавры в городе Сергиевом Посаде. Занимались иконописью мы в светлых мастерских, расположенных в крепостных стенах святой обители, основанной самим  преподобным Сергием Радонежским.

Тему своей  дипломной работы (икона Рождества Богородицы) я избрал потому, что слышал от своих земляков, что когда – то на моей малой родине,  в станице Берёзовской Даниловского района, существовала Свято-Рождественская церковь, взорванная в конце тридцатых годов прошлого века по инициативе местного партийного функционера.  Мне хотелось когда-нибудь повторить дипломную икону, написав её  для станичного храма, когда он будет возрождён.

Для работы мне и моим сокурсникам были выделены сделанные из липы большие доски, а также необходимые минеральные пигменты и сусальное золото. За основу иконографии иконы я выбрал замечательный образ Рождества Пресвятой Богородицы конца пятнадцатого века из собрания Кирилло-Белоозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

Рождество Пресвятой Богородицы. Автор Роман Илюшкин. (2)

На обрамлённой серебряной чеканной басмой иконе русский иконописец, чьё имя до нас не дошло, во всём мноцветии красок передал чудесное событие рождения Пречистой Девы Марии. Этот образ поистине является замечательным примером русского иконописания.

Рассмотрим упомянутый выше образ, когда-то входивший в иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. В левой части иконы изображено высокое, с белоснежным покровом, ложе, на котором возлежит праведная Анна. На ней алый мафорий – большой плат, который в античности носили замужние иудейские женщины и тёмно-синяя римская стола (платье). Слева от Анны стоит молодая  девушка, служанка, одетая в зеленовато-охристое одеяние.  Она бережно поддерживает свою Госпожу.  С правой стороны предстоят девы: две с традиционными подношениями, включая питие;  и ещё одна — с опахалом. В  этом есть правда иконы, ведь не только в Иудее, но и на всём Востоке с помощью нехитрого приспособления издревле спасались от зноя и отгоняли назойливую мошкару.  В правой и левой части изображены палаты, точнее — две башни:  та, что слева, — это вид изнутри, а та, что справа, – вид снаружи.  Из оконного проёма деятельно наблюдает за происходящим счастливый отец новорождённой, праведный Иоаким.  Он не может сейчас быть рядом, так как в определённые жизненные моменты мужчинам строго предписывалось не входить на женскую половину. По верху иконы, между башнями, протянута алая сирийская ткань, именуемая велумом и служащая  занавесью  от палящих лучей южного солнца.

В правом нижнем углу иконы, у ложа, изображено купание только что родившейся Марии,  совсем крохотной,  что напоминает о глубоком смирении Пречистой Девы. Её бережно держит  в своих руках пожилая повитуха в белой сорочке.  Рядом молодая служанка: одной рукой она наливает воду из кувшина в большую чашу, а другой   пробует, совсем  как в реальной жизни,  не слишком ли холодно или горячо будет для новорожденной малышки.

01.05.1995 Иконописная школа при Московской духовной академии. Студент 4-го курса Виталий Илюшкин трудится над дипломной работой — иконой «Рождество Богоматери». Юрий Сомов / РИА Новости

От иконы веет величественным покоем и гармонией. Это впечатление усиливает удивительно подобранный цветовой строй. Среди жемчужных тонов палат – насыщенный синий цвет кровли башен, облачения праведной Анны, а также подушки за её спиной. Ритмику синего поддерживает зелёный глауконит в расцветке ложа роженицы и одежд помогающих ей дев. Торжественный контраст ко всему этому — ритмичные всполохи алой киновари, усиливающие особую значимость происходящего. Необходимым дополнением к основным цветам в иконе является вишнёвый гематит и светлая охра в одеяниях праведного Иоакима и служанок.

Вот что пишет об этом инок Григорий (Круг): «На иконе праздника «Рождество Матери Божьей» Она (Богородица) изображается обычно не посредине, не занимает какого-либо центрального места, но изображается или спеленутой на руках повивальной бабки, или стоящей в купели, наполненной водой, и ожидающей омовения. Но изображение Матери Божьей на иконе этого праздника по существу является самым важным, самым значительным изображением иконы. Быть может, в этой скромности изображения Божьей Матери выразилось то, что было в Ней неизменно – полнота смирения».

О родителях Пречистой Девы

В канонических книгах Священного Писания нет никакой информации о Рождестве Богородицы, о Её родителях. О рождении Пречистой известно из текста, принадлежащего Священному Преданию, — апокрифического Протоевангелия Иакова (II-III вв.) и Евангелия Псевдо-Матфея (IX в.).

Предание гласит, что Пресвятая Богородица родилась от живших в Назарете Галилейском благочестивых родителей  — праведных Иоакима и Анны. Иоаким был выходцем из царского рода Давидова, а Анна была дочерью Матфана, священника из племени Ааронова. Оба супруга, будучи праведными, соблюдали Божии  заповеди, отличались смирением и милосердием.  Глубоким несчастьем в жизни Иоакима и Анны было то, что они, имея преклонные лета, никогда не имели детей. Это считалось тогда бесславным и позорящим человека явлением,  особенно для потомков Давида,  ведь именно через них в мир должен был войти Спаситель мира.
Иоаким и Анна не переставали просить Господа о даровании им дитя  и дали обет: если у них родится младенец, посвятить его на служение Богу. За их добродетели Господь даровал им великую радость. В еврейский праздник дня обновления храма первосвященник отказался принять жертву Богу от праведного Иоакима, упрекнув того в возможных грехах, предшествующих безчадию последнего.

В большом горе святые Иоаким и Анна встали на усердную молитву, прося у Бога даровать им чадо. Им  чудесно явился Архангел Гавриил, принесший радостную весть о рождении у них Марии Девы, через Которую будет даровано спасение всему человечеству. Священное Предание сообщает, что праведные Иоаким и Анна с любовью и нежностью заботились о Дочери и очень ответственно подходили к Ее воспитанию, вплоть до того, что приглашали ухаживать за Пречистой лишь самых благочестивых девушек.

Покровский храм. Покровский женский монастырь в Хотьково.

Когда начали отмечать праздник и его значение

Считается, что празднование Рождества Богородицы получило свое начало не позже V века, а к VII веку этот праздник стал  всеобщим и торжественным. Но имеет место быть уверение, заключающееся в том, что ещё в начале IV века в Иерусалиме святая царица Елена распорядилась построить храм Рождества Пресвятой Богородицы.  В 418 правиле Номоканона, заимствованном у отцов Неокесарийского собора 315 года, говорится о празднике Рождества Пресвятой Богородицы.  Указание на его служение  имеется и в  «Беседах» святых отцов IV-V веков, святителей Иоанна Златоуста, его ученика  Прокла, архиепископов Константинопольских, Кирилла Александрийского. Официальным введением  праздника Рождества Пресвятой Богородицы считается время правления византийского императора Маврикия (ок. 539- 602 гг.). В западной части христианского мира это празднование, насколько известно, было установлено святым Сергием, папой Римским (687-701 гг.).

По утверждению преподобного Иоанна Дамаскина,Рождество Пресвятой Владычицы Богородицы и Приснодевы Марии празднуется нашей Церковью как «день всемирной радости». Божественным промыслом на Земле родилась единственная Дева, Которая стала достойной сделаться Матерью Господа Иисуса Христа и орудием спасения мира от тяготевшего на нем проклятия и смерти. Святой Андрей Критский утверждал, что настоящий праздник есть «начало праздников и служит дверью к благодати и истине», приближая на земле Царство Божие.
               С тех пор ежегодно 21 сентября (8 сентября по старому стилю) люди, радуясь и ликуя, продолжают восхвалять Деву Марию. Для русского народа этот день особо значим, ведь именно 8 сентября 1380 года русские войска выиграли битву с ханом Мамаем на Куликовом поле. Это событие стало началом формирования единого русского государства и укрепило веру в неминуемость победы добра над злом, победы Небесных Сил над силами тьмы.

Мозаики, фрески и иконы

Традиция изображения омовения новорожденного в купели пришла в христианство из глубокой античности.  Уже в первые века христианства существовала иконография  Рождества Марии Девы, но, видимо, почти всё было уничтожено во времена иконоборчества. Нам известны лишь хранящаяся в Эрмитаже пластина из слоновой кости с изображением встречи Ангела с праведной Анной в саду (VI – VII вв.)  и  подносящая дары дева,  запечатленная на миниатюре из Минология византийского императора Василия II (979 – 989 гг.). К концу IX века относится несколько сохранившихся до наших дней древнейших протоевангельских циклов в монументальной живописи. Один из них находится в Риме в церкви Санта Мария ин Граделис и датируется периодом между 872 и 882 гг. Другой находится в часовне праведных Иоакима и Анны в Кызыл-Чукуре в Каппадокии (начало XI в.).

Иконостас Покровского храма в монастыре г. Хотьково, написанный дипломниками Иконописной школы при МДА.

Известны также посвященные Пречистой Деве росписи конца XI века в грузинском храме Рождества Богородицы в Атени  (VII век).  Изображения Рождества Божией Матери сохранились во фресках Киевского Софийского собора начала XI века и в Преображенском соборе  XII века, а также в храме святого Пантелеимона в Нерези (Македония, 1164 г.). На сербской земле хорошо сохранились фрески Рождества Пресвятой Богородицы в церкви Иоакима и Анны монастыря Студеница (1304 г.) и в монастыре Грачаница в Косово (первая четверть 14 века).  Кроме этого, хорошо известны византийские мозаики монастыря в греческом монастыре Дафни (вторая половина XI века) и расположенного в современной Турции монастыря Хора (Кахрие-Джами. 1314 г.).

Из Византии вековые традиции изображать Рождество Пречистой Девы перешли на Русь. Это фрески Киевского Софийского собора (первая половина XI в.) и Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря (конец 1130 -х – начало 1140-х гг.). Также нельзя не отметить выполненные великим Дионисием в 1502 году чудные росписи собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре ( XV – XVII вв.) и упомянутую в начале этого материала икону из праздничного ряда иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря (конец  XV века). Замечательным образцом русского иконописания  являются также двухсторонняя икона из святцев собора святой Софии в Новгороде ( конец XV – начало XVI вв.) и иконы Рождества Пресвятой Богородицы из Твери (XVI в.), хранящиеся в Государственном Русском музее и Центральном  музее древнерусского искусства имени преподобного Андрея Рублёва.  


Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш, и, разрушив клятву, даде благословение, и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

Пресвятая Богородица, моли Бога о нас!

Источник: Журнал «Царицын Православный»

№5. Сентябрь 2019

(201)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели