Волгоградские паломники побывали в Северной Осетии. Часть 2

Аланский Богоявленский женский монастырь стоит на дороге из Северной Осетии в Южную. Именно это обстоятельство определило  место обители в событиях августа 2008 года. На политкорректном языке эти события называются вооружённым конфликтом в Южной Осетии, а в народной памяти остались как война с Грузией.

Рассказывают, что день и ночь мимо монастыря на юг шла военная техника, а с юга на север машины везли раненых и беженцев. Эти нескончаемые колонны двигались со скоростью 10 километров в час. Загазованность была так велика, что люди падали в обморок. С первых лет своего существования женский монастырь заявил о себе как прифронтовой.

Тогда в адрес монастыря с его непререкаемым авторитетом, со всей страны шла помощь пострадавшим. Монахини распределяли денежные пожертвования, приобретали одежду, медикаменты, школьные принадлежности, учебники, игрушки.

 Через женскую обитель за время войны прошли тысячи беженцев.  Более двухсот человек, в основном женщин и детей, остались в монастыре. Обитель стала для беженцев не просто временным, а пристанищем на продолжительный срок. И разместились они в реабилитационном центре, где за несколько лет до этого принимали детей Беслана.

Интересная подробность.  Центр этот был первым совместным социальным проектом Русской Православной Церкви и Русской Зарубежной Православной Церкви, и по благословению Святейшего Патриарха Алексия II создавался на территории Аланского Богоявленского монастыря именно для жертв теракта в Беслане. Это  касалось детей, выживших в трехдневном аду, устроенном в стенах школы. Таких детей и подростков до 18 лет в   Беслане было 558.

Слава Богу, выражение «жертвы терактов» ушло  в прошлое. Теперь в этом двухэтажном здании  расположились мы, паломники Волгоградской епархии. Перед приездом наш гид Екатерина предупреждала: не удивляйтесь, здание, в котором мы будем жить похоже на детский сад. И действительно, стены нашего временного пристанища были расписаны яркими красками, во дворе жил кролик, а в холле прямо под иконами расположились огромные мягкие игрушки, ростом с человека.

Первый день

 В Богоявленский женский монастырь мы прибыли в субботу днем. Как оказалось, именно в субботу в монастырь приезжает особенно много паломников из Владикавказа, поработать во славу Божию. В монастырском кафе, куда мы зашли выпить чаю, сидело несколько мамочек с детьми-младшеклассниками. Рассказали, что приезжают часто.  Сегодня дали им послушание сгребать осеннюю листву, которая густым слоем покрывает землю. Территория монастыря большая — 17 гектаров. Вся она довольно-таки густо засажена деревьями – дубами, кленами.   Мамы вместе с малышами поработали несколько часов и сейчас собираются домой. За столом царило то радостное возбуждение, которое охватывает людей после завершения хорошего совместного дела.

По монастырю нас ведет матушка Феодосия. Все паломники, кто попадается на пути, ее приветствуют. Она здесь с основания монастыря, и судя по всему правая рука игуменьи. Прекрасный осенний день: яркий, теплый, солнечный. Матушка Феодосия рассказывает, что в 30-е годы здесь находился лагерь, где производили цемент. Поэтичное озеро с белым мраморным крестом посередине, окруженное желтым осенним лесом  –  рукотворное. Этот огромных размеров котлован, который сейчас заполнен прозрачной водой, вырыли заключенные. Потом в нескольких километрах отсюда была обнаружена целебная минеральная вода. Открытый санаторий и лагерь для заключенных вступили в противоречие, которое было решено в пользу санатория.  А с основания монастыря здесь началась совсем другая жизнь.

Над озером стелется дым от костров.  Молодые девушки в рабочей одежде жгут листья. Как нам объясняют, это те  «дети  Беслана», которые малышами проходили здесь реабилитацию, а теперь ездят в монастырь помочь,  увидеться с сестрами.

Монастырь

В программе паломников Волгоградской епархии при поездке в Северную Осетию значились два монастыря.  Перед тем как приехать в женский Аланский Богоявленский монастырь в  Алагирском ущелье мы вначале посетили  мужской  Аланский  Успенский монастырь в горах. Оба эти монастыря появились на свет в начале двухтысячных.

 Оба были построены  в рекордные сроки. В женском монастыре буквально за несколько лет с нуля были возведены храм, гостиница, корпус под монастырские мастерские, большая монастырская трапезная, сестрический корпус.

Богоявленский Аланский женский монастырь  определением Священного Синода был создан 29 декабря 2004 года.  Старшая сестра обители, монахиня Нонна (Багаева), была назначена его настоятельницей, с возложением наперсного креста по должности. Богу было угодно, чтобы возрождение женского монашества на осетинской земле началось именно в Алагирском ущелье, соединяющем  Северную и Южную Осетию.

Всех насельниц монастыря мы увидели на Всенощной. Вечерняя служба в обители не для слабаков. А поскольку мы именно к это категории относимся, то к ее концу кто-то в бессилии опирался на стасидию, кто-то, уткнув голову в колени,  примостился на ступеньках. Самые стойкие предпринимали огромные усилия, чтоб все-таки выстоять.  Дело в том, что в каких-то местах служба ведется на двух языках, русском и осетинском. Естественно продолжительность ее значительно увеличивается. Та, на которой были мы, длилась больше четырех часов. Неторопливая, чинная, красивая… На таких особенно понимаешь, что монастыри живут по своим законам, и существуют в своем времени.

Ужин со знаменитыми осетинскими пирогами восстановил утраченные силы.  А ночевали мы в том самом реабилитационном корпусе для пострадавших от военных действий и терактов. Окна выходили в лес, и всю ночь в спальне  пахло хвоей…

Одна из наших паломниц рассказала, что в поездку ее позвала подруга. И чем же она ее зажигала?  Тем, что в Осетии  в храм ходят целыми семьями. Конечно, у нас тоже немало таких семей, но они не составляют большинство. Для многих наших женщин тяжелая горькая проблема неверующие мужья и неверующие дети. Здесь по-другому. В этом мы могли убедиться на следующий день на Литургии. Храм был забит битком семьями, приехавшими из Владикавказа. Мама, папа и дети. Мама, папа, бабушка, дедушка и дети.

Старец Ипполит (Халин)

Будущая игуменья монастыря Нонна (Багаева) приехала к архимандриту  Ипполиту в Никольский монастырь в Курской епархии взять интервью. К старцу духовно окормляться ездили многие осетины. Энергичная  молодая женщина, работающая на телевидении во Владикавказе,  заинтересовалась – почему? Когда она вошла в келью, старец сказал: «Вот и игуменья приехала».

Архимандрит Ипполит  один из удивительных русских старцев ХХ века, прошедший школу монашества на послушании у глинских и валаамских старцев, а затем на Святой Горе Афон. Настоятель и духовник Рыльского Николаевского мужского монастыря, пастырь, воплотивший в своей жизни евангельские идеалы любви, милосердия и смирения. В Осетии его называют апостолом своей земли. Оба монастыря, в которых мы побывали, создавались по его благословению и его духовными чадами, которые бесконечно почитают его.

На сайте Владикавказской и Аланской епархии читаем:

 — Старца Ипполита называют современным апостолом Алании. Он никогда не был в Осетии, но своими добротой и любовью спас тысячи наших соотечественников в тяжелые годы на рубеже 20 – 21 вв. К нему ехали с духовными и физическими недугами, с горестями и радостями, в бедности и богатстве —  он помогал и утешал каждого. Имея послушание молиться за святую землю Алании, он благословил строительство Аланских монастырей – Свято-Успенского мужского и Богоявленского женского. Первые осетинские монахи за последние столетия являются духовными чадами архимандрита Ипполита.

Когда спустя несколько лет игуменья Нонна спросила своего архимандрита Ипполита, как он разглядел в ней будущую монахиню, он ответил: «А у монахов на лбу  крестик светится».

Год назад в Аланском Богоявленском женском монастыре в день, когда Православная Церковь отмечала день памяти о святых преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары, был установлен памятник просветителю современной Алании, старцу Ипполиту (Халину) работы известного скульптора, члена-корреспондента Российской Академии художеств, народного художника Северной Осетии Владимира Соскиева.

 Поездка в Северную Осетию в очередной раз показала, как прекрасна наша земля и наша вера. И как многому мы можем научиться друг у друга.

— Жажда по Богу очень серьезно перемешана с любовью к родине, —  говорит Игуменья Нонна. — Приход в монашество осетин очень серьезно был связан с темой возрождения Алании-Осетии.

И батюшка Ипполит очень горячо все это поддерживал и направлял. Говорил: храните единство с Россией и все будет хорошо.

Паломнический центр Волгограда по благословению Митрополита Волгоградского и Камышинского Феодора организует паломнические поездки. Он находится по адресу: г. Волгоград, улица Чапаева, 26.

 

Эльвира Меженная

 

 

(288)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели