«Восстание» в Хоперском округе (по материалам архива УФСБ Волгоградской области)
Статья посвящена дню памяти жертв политических репрессий.
В архиве УФСБ России по Волгоградской области мне удалось ознакомиться с очень объемным делом на контрреволюционную повстанческую организацию в Хоперском округе.
Дело состоит из 14 томов, а по обвинению проходит 433 человека по статье 58 пункты 10 и 11 УК. В нем говорится о том, что в Хоперском округе была раскрыта контрреволюционная повстанческая организация, которая появилась в начале 1929 года и окончательно оформилась в сентябре того же года. Организация охватила семь районов Хоперского округа, в Даниловском районе Камышинского округа, Вешенском районе СКК и Калачевском районе ЦЧО – свыше 150 населенных пунктов и общим числом членов контрреволюционной организации 440 чел.
Статистика обвинительного заключения показывает, что по социальному положению были арестованы: 1) офицеров – 43 чел., 2) кулаков – 283 чел., 3) служителей религиозного культа – 8 чел., 4) служащих – 25 чел., 5) середняков – 70 чел. (служивших у белых и реэмигрантов – 48 чел.), бедняков – 4 чел.
При детальном рассмотрении списков арестованных выяснилось, что непосредственное отношение к Русской Православной Церкви имели 23 человека: шесть священников – Крайнюков И.А., Фролов С.Н., Петренко Ф.Н., Юдин Ф.И., Лещенко М.К., Митин М.Н.; два диакона – Соломатин А.М. и Петров А.И., а остальные были члены церковного совета, ктиторы, старосты – Зотов Я.К., Агапов Ф.И., Круглов А.И., Давыдов М.С., Фролов А.П., Соломатин М.М., Тихоновский Л.Е., Белоусов Ф.И., Никулин А.Г., Илларионов А.Х., Скрипкин Я.А., Це(ы)пляев И.С., Зотов Я.Н., Алексеев В.И. и Чекунов М.Д.
Из материалов данного дела видно, что первоначально в июле-августе 1929 года было арестовано и привлечено к уголовной ответственности за контрреволюционную деятельность 614 человек, но в процессе следствия 180 человек из-под стражи были освобождены и суду не предавались.
В числе освобожденных почему-то оказалось несколько человек, которые проявляли особую активность в совершении преступлений, инкриминированных обвиняемым. Предано суду 434 человека (в обвинительном заключении два лица проходят под одним и тем же номером 118), но было осуждено 430, из них к расстрелу 60 чел., к 10 годам заключения в ИТЛ – 117 чел., к 5 годам ИТЛ – 90 чел., к 3 годам ИТЛ – 13 чел., к 3 месяцам лишения свободы – 13 чел., к ссылке и высылке – 81 чел., к условной мере наказания и освобождено с зачетом предварительного следствия – 2 человека.
В обвинительном заключении написано, что «… 370 человек, осужденных по делу, обвинялись в том, что, будучи в большинстве своем офицерами белой армии, бывшими казачьими атаманами, членами войскового округа, кулаками, торговцами, реэмигрантами и служителями религиозного культа, на почве недовольства политикой КПСС и Советского Правительства в области колхозного строительства, хлебозаготовок, раскулачивания и государственных налогов, объединились в единую контрреволющионную организацию, которая ставила своей целью свержение Советской власти на Дону вооруженным путем. Эти лица периодически собирались на сборища, вербовали в свою организацию новых членов, изыскивали оружие, вырабатывали план восстания, вели антисоветскую агитацию. Остальные 60 человек обвиняемых были осуждены за то, что, являясь выходцами из той же социальной среды, знали о существовании контрреволюционной организации, однако органам власти не сообщили об этом».
В дальнейшем при проверке этого дела в 50-х годах выяснилось, что «Единой контрреволюционной повстанческой» организации из числа обвиняемых не существовало. До ареста в 1929 году обвиняемые проживали более чем в 100 населенных пунктах, расположенных в 10 районах Сталинградской области и многие из них никогда не встречались и друг друга совершенно не знали.
В 1929 году политическая обстановка в районах, где проживали обвиняемые, была напряженной, а проводившаяся коллективизация и раскулачивание вызывали недовольство среди зажиточной части казачества. Наличие организованной связи между этими отдельными хуторскими группами, которая бы характеризовала всех их как единую организацию, по делу так и не установили.
Постановлением Сталинградского областного суда от 20 апреля 1959 года было реабилитировано 230 чел.
Как видно из этого следственного дела, людей арестовывали, обвиняли и давали реальные сроки всего лишь за то, что человек каким-либо образом относился к Церкви или не к той социальной группе. Учитывая, что в эти годы советская власть организовала коллективизацию и раскулачивание, то с людьми особо не церемонились. Краткие протоколы допросов в деле, надуманное и безосновательное обвинение – частое явление. Однако чем это заканчивалось, мы все прекрасно знаем. Кого-то приговаривали к расстрелу, других к исправительно-трудовым лагерям, а впереди вырисовывался 1937 год…
Иеромонах Климент (Наумов).
Кандидат богословских наук,
руководитель комиссии по канонизации святых
Волгоградской епархии.
(333)
Комментарии (0)
Нет комментариев!
Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.